![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мировоззрение Л.Н. Толстого и его моральная интерпретация христианства. Проблема смысла жизни.
Лев Николаевич Толстой (1828—1910). Как и Достоевский, Толстой в своей жизни испытал радикальные религиозные сомнения, которые привели его к мировоззрению, резко критичному по отношению к церковному христианству. Толстой доводит до минимума метафизическое содержание религиозной веры, полностью отрекаясь не только от догматического, но и от философского учения христианства. Он отказывается от самого понятия Бога как метафизического Абсолюта. Как и Достоевский, Толстой берет из христианства только образ Иисуса Христа, причем понимает он его не как Богочеловека, а как человека, показавшего в своей жизни возможность устройства отношений между людьми на совершенно иных основаниях. Метафизическое содержание религии, по Толстому, заключается только в том, что она «есть установленное человеком между собой и вечным бесконечным миром или началом и первопричиной его известное отношение». При описании сущности человека в концепции Толстого принципиальное значение приобретает противопоставление Бога и земного бытия. Земное бытие устроено таким образом, что в нем желание блага всему существующему в своей реализации сталкивается с большими трудностями из-за разделенности вещей, живых существ и людей — в силу того, что бессмертное начало блага оказалось заключенным в смертные, преходящие тела. Человек как телесное и смертное существо содержит в себе Бога как желание блага всему существующему. Смертная, земная природа искажает смысл божественного принципа блага, это проявляется в том, что человек низводит этот принцип до желания блага самому себе, своей отдельной личности. Истинное же предназначение человека, которое и пытается выразить в своей версии христианства Толстой, состоит в том, чтобы преодолеть в себе желание блага для себя и возвыситься до божественного принципа желания блага всему существующему, то есть до любви ко всему существующему. Процесс такого возвышения Толстой называет новым, духовным рождением человека. После же этого «рождения» человек открывает в себе Бога. Лучший способ достижения этой цели – опрощение жизни и примером такого опрощения служит русский мужик. Важнейшим следствием принципа любви ко всему существующему в применении к общественной жизни становится одно из самых известных положений нравственного учения Толстого — тезис о непротивлении злу насилием – т.е. отказ применять насилие при любых условиях. Толстой настаивает на абсолютном равенстве всех людей, причем здесь подразумевается не только равенство естественных прав личности, но и равенство, в смысле одинаковой незначительности, всех духовных сил, способностей и притязаний личности. Фактически он отрицает за личностью способность быть творческим центром бытия, не признает каждую личность неповторимой, уникальной «вселенной». Подводя итог, можно констатировать, что в учении Толстого безусловно присутствуют два главных признака, определяющих характерность русской философской традиции: искание истинного смысла христианства и особое внимание к проблеме человека и смысла его жизни. Однако в решении всех более конкретных проблем, которые были традиционны для русской философии, Толстой всегда выбирает самые крайние и самые радикальные варианты. Тема 13: Русская философия конца 19 – начала 20 века
|