Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды и методы ремонта ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Общие сведения. Текущие (Т) и капитальные (К) ремонты проводят после выработки ресурса или в зависимости от фактического состояния машин. Место ремонта выбирают в зависимости от конкретных условий, обычно текущий ремонт выполняют на участке механизации владельца, капитальный — на специализированном предприятии; Сдача в капитальный ремонт производится в соответствии с ГОСТ 24408—80 «Правила сдачи в капитальный ремонт и выдачи из капитального ремонта машин и их составных частей. Общие требования». Сдачу в ремонт производит организация - владелец машины, а приемку в ремонт - ремонтное предприятие. При сдаче оформляется акт, в котором отражается техническое состояние и комплектность машины. Ремонтному предприятию передается также паспорт имашины. Если машина направляется в ремонт в результате аварии, то вместе с паспортом передается также аварийный акт. Ремонт машины производится в соответствии с нормативно-технической документацией на ремонт. Если дефекты машины не предусмотрены документацией (в результате аварии или грубого нарушения правил эксплуатации), ремонт производится только по соглашению между владельцем и ремонтным предприятием. Ремонт производится следующими методами: I обезличенный - когда не сохраняется принадлежность восстановленных деталей и сборочных единиц к определенному экземпляру, машины; необезличенный - при котором сохраняется принадлежность восстановленных деталей и сборочных единиц к определенному экземпляру машины; агрегатный - при котором неисправные агрегаты заменяются новыми или заранее отремонтированными. К агрегатам погрузчика относятся: двигатель, коробка передач, механизм обратного хода, ведущий мост, гидронасосы, распределитель и т. п.; поточный - когда ремонт выполняется на специализированных рабочих местах с определенными технологической последовательностью и ритмом. По месту проведения ремонта различают ремонт эксплуатирующей организацией, ремонт специализированной организацией (ремонтное предприятие) и ремонт предприятием-изготовителем. Метод ремонта определяется местом его проведения. Необезличенный и агрегатный методы применяются при ремонте эксплуатирующей организацией, обезличенный и поточный - на специализированном ремонтном предприятии. Под операцией ремонта понимают законченную часть ремонта, которая выполняется на одном рабочем месте рабочим определенной квалификации. Технологический процесс ремонта - последовательность операций по восстановлению работоспособности сборочной единицы или машины. Технологический процесс разрабатывается согласно техническим условиям, в которых приводятся величины предельных износов деталей, указываются выбраковочные признаки, зазоры (натяги) при сборке отремонтированных сборочных единиц, режимы и время испытания агрегатов после ремонта, технологические карты, инструменты и приспособления, нормы расхода материала, нормы времени. При обезличенном методе технологические карты содержат описание укрупненных операций, которые распространяются на все агрегаты и детали, при индивидуальном - операции более детализованы. Наиболее сложен технологический процесс капитального ремонта индивидуальным методом, при котором производится полная разборка машины с восстановлением первоначальных посадок большинства сопряженных деталей. Машины ремонтируют агрегатным методом. Базовые сборочные единицы (рама, рабочее оборудование, кабина, облицовки) восстанавливают необезличенным методом с сохранением принадлежности сборочных единиц к ремонтируемой машине. Последовательность операций следующая: после приемки погрузчика в ремонт демонтируют рабочее оборудование, разбирают его на агрегаты, ремонтируют базовые сборочные единицы, собирают отремонтированные элементы, монтируют рабочее оборудование, испытывают машину, красят и сдают владельцу. Необходимое условие внедрения агрегатного метода - создание оборотного фонда агрегатов и деталей. Агрегаты ремонтируют на специализированных предприятиях (двигатели, коробки передач) или на специализированных участках (гидрооборудование, ведущие мосты), и в том и в другом случае обезличенным поточным методом. Последовательность операции: разборка деталей, мойка, дефектация. Негодные детали сдают в утиль, детали с дефектами ремонтируют. Исправные детали отправляют на комплектовочный склад. Затем собирают агрегаты, испытывают и.направляют в оборотный фонд. При агрегатном методе продолжительность ремонта машины определяется временем ремонта базовых сборочных единиц. Независимо от применяемого метода ремонта в технологический процесс входят следующие операции: мойка, разборка, дефектация, ремонт, сборка, испытание, окраска. Машины моют и очищают от грязи на специально оборудованной площадке с твердым покрытием, уклоном к середине для стока воды и бортиками высотой 0, 35 м. Вода стекает по трубам в грязеотстойник, оттуда в уловитель нефтепродуктов, а затем в маслосборный колодец. Площадка оборудуется устройствами для подогрева воды и подачи ее под давлением (при необходимости). Для очистки применяют скребки и щетки, моют машины струёй горячей воды. При мойке используют капроновые щетки, закрепленные на полой рукоятке, к которой по гибкому шлангу подводится вода. Труднодоступные и сильно загрязненные места очищают растворами. Детали моют в ваннах, а при больших объемах ремонта в моечных машинах. Для очистки от грязи стальных и чугунных деталей применяют нагретые до 80-90 " С щелочной раствор (10 % каустической соды и 0, 5 мыла) или водные растворы органических полупродуктов. В щелочном растворе нельзя промывать алюминиевые детали. Для очистки от коррозии применяют нагретую до 90-100 °С водную bi суперфосфата и 25%-ную соляную кислоту с добавлением 1 %или 15%-ную серную кислоту с добавлением 5 % спирта. Нагар удаляют либо металлическими щетками после предварительного размягчения бензином с последующей обдувкой песком либо погружением деталей на 2-4 ч в нагретые до 90-95 °С раствора различного состава. Накипь удаляют погружением деталей в нагретый до 60-70 °С раствор каустической соды. Резьбовые соединения разбирают помощью гаечных, специальных, трещеточных и шарнирных ключей. Если резьбовое соединение заржавело или засорилось, перед разборкой его смачивают керосином. Если и после этого гайку не удается отвернуть ключом, ее отвинчивают с помощью зубила и мо лотка или отрезают вместе с частью болта ножовкой или газовым пламенем. Для вывинчивания шпилек используют гайку, контргайку и гаечный ключ. Оборвавшиеся болты и шпильки извлекают следующими способами: если сломанный конец выступает над поверхностью детали, на него надевают шайбу, к шайбе и телу болта (шпильки) приваривают пруток, которым в качестве рычага вывинчивают болт (шпильку) либо в теле болта (шпильки) с помощью ножовки или зубила делают канавку и отворачивают болт с помощью отвертки; если сломанный конец не выступает над поверхностью детали то в теле болта (шпильки) высверливают отверстие, в котором затем нарезают метчиком обратную резьбу, ввертывают специально изготовленный болт и с помощью гаечного ключа удаляют сломанный конец либо в теле болта (шпильки) высверливают отверстие, в которое затем забивают четырех- или шестигранный закаленный пруток (бор), и с помощью приспособления для вывертывания шпильки удаляют конец; если описанными способами не удается извлечь болты и шпильки то высверливают отверстие большего диаметра, нарезают резьбу следующего диаметра, в которую при сборке вворачивают специально изготовленный болт (шпильку). Конусные и цилиндрические соединения с натягом разбирают, подшипники и втулки снимают с помощью универсальных или специальных съемников. Для выпрессовки и запрессовки втулок и подшипников применяются ручные гидравлические прессы. После разборки и мойки определяют пригодность деталей для дальнейшего использования или ремонта. Наружным осмотром выявляют внешние дефекты: трещины, вмятины, задиры, забоины. С помощью измерительного инструмента определяют размеры и форму детали; результаты замеров сравнивают с величинами предельных износов, приведенными в технологических картах на ремонт и заносят в дефектовочную ведомость. При сборке машины агрегаты монтируют на раме в последовательности, определяемой технологическим процессом. Агрегаты собирают на специализированных участках с использованием сборочных стендов и приспособлений. Детали, как правило, предварительно подбирают и подгоняют друг к другу. В процессе сборки агрегата, например, ведущего моста, регулируют зубчатые зацепления и подшипники, устанавливая набор прокладок. Собранные агрегаты обкатывают на стендах. После установки агрегатов на раму и закрепления на ней устанавливают карданные валы, соединяют трубопроводы гидросистемы и механизмы управления. При сборке выполняют следующие операции: сборку резьбовых соединений, соединений с подшипниками качения, шлицевых, с зубчатыми колесами. При сборке резьбовых соединений применяют болты, шпильки с гайками и крепежные винты. Затяжка гаек - ответственная операция, так как ослабление резьбового соединения нарушает крепление частей машины и ведет к поломке машины. При сборке агрегата или детали с несколькими болтами (шпильками) гайки затягивают постепенно и в определенной последовательности, вначале примерно на одну треть затяжки, затем - на две трети и, наконец, полностью. При этом следят за тем, чтобы не перетянуть гайку, что может привести к обрыву болта. Длина стандартных гаечных ключей рассчитана таким образом, чтобы создать в резьбовом соединении необходимый момент затяжки. Гайки с резьбой диаметром до 30 мм затягивают ключами без удлинителей. Шпильки завинчивают с помощью двух гаек, навернутых на шпильку одна за другой или с помощью специального приспособления (рис. 83, б), в котором гайка 3 предварительно стопорится винтом 4. Шпильки устанавливают в детали с натягом, чтобы при свинчивании гайки шпилька не вывертывалась. Во избежание отвинчивания гаек устанавливают пружинные шайбы, контргайки, шплинты, отгибные шайбы. Для повышения производительности труда применяют электрические или пневматические гайковерты. Чтобы можно было использовать механизированный инструмент при сборке—разборке, на крепежных винтах выполняют крестовые шлицы. Надежная работа механизмов, срок службы подшипников в значительной мере зависят от соблюдения правил монтажа подшипник Посадочные места на валу и в корпусе должны быть обработаны требуемой точностью и чистотой. Заусенцы, царапины и задиры них не допускаются. Прежде всего, должна быть обеспечена посадка колец подшипника с заданной точностью. При слишком плотной и садке происходит деформация кольца, вызывающая заклинивание быстрый износ тел качения (шариков или роликов). Ослабленная садка приводит к повышенному износу посадочных мест и вызывает вибрацию агрегата. Перед сборкой подшипник промывают в керосине и просушивают. Сборочные единицы с подшипниками собирают с помощью прессов или путем нанесения ударов по кольцевой оправке, устанавливаемой на одно из колец подшипника. Последний способ применим при установке подшипников с небольшим натягом. Кольцевую оправку устанавливают на то кольцо подшипника, который монтируют. При монтаже на вал оправку накладывают на внутреннее кольцо при монтаже в корпус - на наружное. Если подшипник одновременно монтируют на вал и в корпус, то под оправку подкладывай шайбу, распределяющую нагрузку на оба кольца. Для облегчения сборки подшипников на вал их предварительно нагревают. Перед сборкой подшипники на 10-15 мин погружают в масло, нагретое до 80-100 °С. При сборке агрегатов с коническими подшипниками устанавливают зазоры между деталями роликоподшипников. Это достигается увеличением или уменьшением толщины регулировочных прокладок, устанавливаемых под крышку подшипника, или с помощью специальных регулировочных гаек. При сборке шлицевых соединений проверяют состояние шлицев. Поверхности шлицев должны быть без забоин, задиров и заусенцев. Сборка агрегатов с зубчатыми передачами включает проверка правильности зацепления и регулировку конических и гипоидных передач. Правильность зацепления проверяют по пятну касания следующим образом. На рабочую поверхность зубьев одного колеса наносят тонкий слой краски, затем, вращая это колесо, получают отпечатки краски на рабочих поверхностях; размеры и расположении отпечатков указывают на характер и погрешности зацепления. В реверсивных передачах проверяют обе поверхности зубьев. При необходимости зацепление регулируют. В общем случае отпечаток должен составлять не менее 65 % длины и 60 % общей высоты зуба. После сборки агрегаты обкатывают на стендах, а собранный грузчик испытывают. Вначале запускают двигатель и после проверки его работы без нагрузки раздельно включают механизмы рабочего оборудования, проверяют работу гидроусилителя руля, действие механизмов включения сцепления, коробки передач, механизм обратного хода, тормозов. После этого проверяют работу механизмов машины при её движении.
|