Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика кризиса дошкольного детства






Л.С. Выготский называл этот кризис кризисом семи лет и указывал на очевидные изменения в характере и поведении ребенка.

Поведение ребенка теряет детскую непосредственность. Симптомами кризиса выступают манерничанье, паясничанье, кривляние детей, выполняющие защитные функции от травмирую­щих переживаний.

В дошкольном возрасте ребенок проходит путь от осознания себя как физически отдельного самостоятельного индивида к осоз­нанию своих чувств и переживаний. Эти переживания связаны пре­жде всего с конкретной деятельностью: «Я здорово рисую — у меня получилось самое круглое яблоко», «Я умею прыгать через лужи, я ловкий», «Я такой неуклюжий, всегда спотыкаюсь в дого­нялки». Ребенок начинает ориентироваться в своих чувствах и пере­живаниях, относиться к самому себе на основе обобщения пережи­ваний.

Но это не единственные признаки наступления кризисного пе­риода. Другие новые поведенческие характеристики, хорошо замет­ные в домашней ситуации:

— возникновение паузы между обращением к ребенку и его от­ветной реакцией («как будто не слышит», «надо сто раз повто­рить»);

— появление оспаривания со стороны ребенка необходимости выполнить родительскую просьбу или отсрочивание времени ее ис­полнения;

— непослушание как отказ от привычных дел и обязанностей;

— хитрость как нарушение сложившихся правил в скрытой форме (показывает мокрые руки вместо вымытых);

— демонстративная «взрослость», иногда вплоть до карикатуры, манеры поведения;

— обостренное внимание к своему внешнему облику и одежде, главное, чтобы не выглядеть «как маленький».

Встречаются и такие проявления, как упрямство, требователь­ность, напоминания об обещаниях, капризы, обостренная реакция на критику и ожидание похвалы.

К позитивным моментам могут быть отнесены:

— заинтересованность в общении со взрослым и внесение в него новых тем (о политике, о жизни в других странах и на других пла­нетах, о морально-этических принципах, о школе);

— самостоятельность в занятиях-хобби и в выполнении от­дельных обязанностей, взятых на себя по собственному реше­нию;

рассудительность.

Психологический смысл этих особенностей поведения состоит в осознании правил, в повышении внутренней ценности само­стоятельно организованных самим ребенком действий.

Одно из главных новообразований — потребность в социальном функ­ционировании, способность к занятию значимой социальной позиции.

Основные формы помощи ребенку в проживании трудностей кризисного периода 7 лет:

· разъяснение причинных оснований требований (почему надо делать что-то именно так, а не иначе);

· предоставление возможностей осуществить новые формы самостоя­тельной деятельности;

· напоминание о необходимости выполнить поручение, выражение уверенности в способности ребенка спра­виться с ним.

«Стертость» симптомов негативного поведения и отсутствие стремления к самостоятельности в домашних условиях замедляет формирование готовности к школьному обучению.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал