Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Народнохозяйственное прогнозирование и факторы экономического роста
В достижении позитивного экономического роста большую роль играет воздействие на его составляющие как на уровне микроэкономики, так и на макроуровне. Будь то отдельные экономические субъекты или государственные экономические органы, в рыночных условиях они должны предвидеть ситуацию на год, два и более. В командной экономике эта задача возлагалась на планирующие органы на различных их уровнях. В рыночных условиях на уровне микроэкономики значительную роль в предвидении принимаемых решений играют маркетинговые службы фирм и корпораций. На народнохозяйственном макроуровне этим занимаются различные правительственные органы и частные организации, специализирующиеся на различного рода прогнозах (прогноз от греч. prognosis - предвидение, предсказание). Применительно к макроуровневым процессам прогноз - это научно обоснованная гипотеза о возможном будущем состоянии экономических субъектов данной системы, о характеризующих их показателях. Разработку и составление прогнозов на различных уровнях принято называть прогнозированием. Последние часто применяются на стадии предварительного определения конкрентных целей, на микроуровне являясь составляющим элементом бизнес-планов, на макроуровне при разработке различных вариантов государственных программ с учетом спроса, возможного предложения товаров и услуг и в целом рыночной конъюнктуры. Конъюнктура (от лат. conjunctura - связывать) рынка есть отражение экономической ситуации, которая складывается на нем под влиянием в целом рыночной активности. [1] Прогнозирование включает: Во-первых, кропотливое отслеживание таких рыночных показателей, как курсы акций, объемы заказов и выданных лицензий на строительство, поставки оборудования. Эти статистические ряды часто предвещают общеэкономические колебания, сигнализируют о них. Во-вторых, прогнозирование предполагает использование моделей - систем уравнений, каждое из которых описывает ту или иную область экономики. В модель вводятся и динамические показатели, в том числе вероятные изменения в фискальной практике. Результатом должен стать прогноз, скажем, для будущего года состояния рынков капитала и труда, экономического роста. Прогнозные оценки конъюнктуры — ориентир как для политиков, так и для предпринимателей, принимающих решения об инвестициях и объеме производства. Следует отметить, что практика экономического прогнозирования не свидетельствует об исчерпывающей корректности оценок. Наглядным подтверждением является, например, неспособность службы прогнозирования предвидеть крупные потрясения в экономике. Согласно американским данным, к ним относятся Великая депрессия начала 30-х гг. и кризис 1982 г. Некоторые экономисты связывают ненадежность экономического прогнозирования с тем, что макроэкономика — наука молодая, что нам все еще недостает знаний и опыта. Слабо изучен психологический аспект экономики, в частности процесс формирования ожиданий — у потребителей, инвесторов, валютных дилеров и других экономических агентов. Ожидания — фактор в известной мере иррациональный, зависящий от многих, порою не относящихся к бизнесу, переменных, но, естественно, и от экономической политики государства. Для прогнозирования характерны и свои методы осуществления, связанные с изучением причинно-следственных связей и тенденций, относящихся к прошлому, настоящему и будущему. В их числе такой наиболее простой и распространенный метод прогнозирования, как экстраполяция (от лат. extra -приставка, соответствующая русским " вне"..., " сверх..." и polire - делать гладким, отделывать) - метод научного исследования, заключающийся в распространении выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть. В макроэкономике экстраполяция как способ прогноза означает распространение полученных результатов на макроуровне, их показателей (например, ВВП, ЧНП, НД, уровня инфляции или занятости, совокупного сбыта или совокупного предложения, общественной производительности труда и т.д.) базового года на период прогнозируемых лет с учетом факторов и темпов динамики данных показателей. В этих целях предстоит изучать многие факторы, определяющие рыночную ситуацию и экономический рост. При этом следует учитывать, что для краткосрочного периода прогноз может быть составлен более реально, так как многие экономические, производственно-технические и миграционные процессы обладают инертностью.
С учетом этого легче экстраполировать достигнутые показатели экономического роста на ближайшие годы. На долгосрочный период прогноз должен быть более глубоко проработан, максимально учитывать вероятность изменения условий для экономического роста, что требует умения предвидеть изменения социально-экономической обстановки, включая фактор народонаселения, продолжительности жизни, квалификации кадров, тенденций научно-технического прогресса. Желательно также рассчитывать несколько вариантов прогноза, учитывающих изменения как внутренних, так и внешних условий.
|