Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Доходы предприятия и пути их повышения.






Под доходами предприятия понимается экономическая выгода в результате поступления денежных средств, иного имущества и погашения обязательств, приводящая к увеличению капитала.

Доходы предприятия подразделяются:

· на доходы от основной деятельности;

· на операционные;

· на внереализационные;

· на чрезвычайные.

Доходы от основной деятельности выступают в форме выручки от реализации готовой продукции.

Операционные доходы включают:

· плату за временное пользование активами предприятия;

· плату за права и патенты на изобретения, образцы и другие виды интеллектуальной собственности;

· поступления в уставный капитал новых участников предприятия;

· прибыль, полученная предприятием от совместной деятельности;

· поступления от продажи основных средств и иных активов;

· проценты, полученные за предоставление в пользование денежных

· средств предприятия.

Внереализационные доходы формируются:

· из штрафов, пени, неустойки за нарушение условий договора;

· из активов, полученных безвозмездно;

· из поступлений в возмещение причиненных предприятию убытков;

· из прибыли прошлых лет;

· из сумм кредиторской и дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

· из курсовой разницы;

· из сумм дооценки активов;

· из прочих внереализационных доходов.

Чрезвычайные доходы складываются от поступлений, возникающих по причине чрезвычайных обстоятельств (стихийные бедствия, пожар, аварии и т. п.) в форме страховок за имущество и другие активы предприятия.

На каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли.

В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера:

§ увеличение выпуска продукции;

§ улучшение качества продукции;

§ продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду;

§ снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;

§ диверсификация производства;

§ расширение рынка продаж и др;

§ рациональное расходование экономических ресурсов;

§ снижение затрат на производство;

§ повышение производительности труда;

§ ликвидация непроизводственных расходов и потерь;

§ повышение технического уровня производства.

В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Однако, экономическая нестабильность, монопольное положение товаропроизводителей искажают формирование прибыли как чистого дохода, приводят к стремлению получения доходов, главным образом, в результате повышения цен.

Несмотря на то, что прибыль является важнейшим экономическим показателем деятельности предприятия, она не характеризует эффективность его работы. Для определения эффективности работы предприятия необходимо сопоставить результаты (в данном случае прибыль) с затратами или ресурсами, которые обеспечили эти результаты.

 

*дополнительно( Прибыль представляет конечный финансовый результат предпринимательской деятельности предприятий. Количественно она равна разнице между ценой продукции и ее себестоимостью, а в целом по предприятию – разнице между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции. Различают балансовую, валовую, налогооблагаемую (расчетную) и чистую прибыль предприятия.

Валовая (общая) прибыль является базой для определения налогооблагаемой прибыли. После отчисления налогов формируется чистая прибыль. Она распределяется на следующие цели: фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд, фонд социальной сферы, нераспределенная прибыль, прибыль к распределению между учредителями.

В планировании прибыли используются методы прямого счета, аналитический и основанный на эффекте производственного рычага.

Метод прямого счета основан на расчете прибыли по каждому виду выпускаемой продукции, т. е. имеет место поассортиментный расчет.

Аналитический метод используется, когда ассортимент товарной продукции практически не изменяется. В основе этого метода лежит сравнение фактических затрат на производство данной продукции с условиями базового периода. Ожидаемая рентабельность рассчитывается как отношение ожидаемой прибыли к полной себестоимости товарной продукции базисного года.

Метод, основанный на эффекте производственного рычага состоит в расчете порога окупаемости затрат, после которого это предприятие будет получать прибыль. В основе расчета лежит определение точки безубыточности или критического объема производства.)

42. Цена: экономическая сущность, значение и функции цены.

Одним из важных рычагов повышения эффективности производства является цена. С одной стороны, она формируется на основе затрат производства и поэтому служит инструментом возмещения текущих затрат. С другой стороны, цена служит средством получения прибыли, идущей на цели совершенствования материально-технической базы производства. Кроме этого цена выступает фактором принятия окончательного решения покупателя о совершении покупки.

Цена как экономическая категория выражает в денежной форме стоимость товара (услуги). Такое определение цены основано на затратном принципе ценообразования. В микроэкономике цена определяется как равновесная рыночная цена, сложившаяся в следствие взаимодействия спроса и предложения.

Цена выполняет следующие функции:

учетную, стимулирующую, распределительную.

Учетная функция состоит в том, что цена отражает общественно необходимые затраты труда на производство и реализацию продукции. Эта функция позволяет оценить затраты и результаты хозяйственной деятельности. Стимулирующая функция обусловлена действием экономического закона стоимости. Роль этой функции проявляется в стремлении минимизировать затраты общественного труда на производство единицы продукции, повышать эффективность производства, улучшать качество продукции, осваивать новые технологии и методы организации производства и т. д. В конечном счете, это ведет к увеличению прибыли от реализации продукции. Распределительная функция находит свое проявление в перераспределении части прибыли в бюджеты соответствующих уровней посредством налогообложения.

Элементы цены
Себестоимость производства и реализации товаров (услуг) Прибыль производителя Косвенные налоги (акциз, НДС) Посредническая надбавка (издержки, прибыль и НДС посредника Торговая надбавка (издержки, прибыль и НДС торговли)
Оптовая цена изготовителя      
Оптовая цена отпускная    
Оптовая цена закупки  
Розничная цена

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал