Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономика предприятия.






1. Предприятие как основное звено рыночного хозяйства. Предприятие – самостоятельный хозяйственный субъект, производящий продукцию, выполняющий работы и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятие – это юр.лицо, отвечающее определенным признакам, установленным законодательством страны. Предприятие служит основным структурообразующим элементом экономики. В нем соединяются для производства продукции трудовые, материальные и финансовые ресурсы, оно является источником удовлетворения потребности общества в товарах и услугах. На предприятиях рождается и входит в жизнь множество новых технологий и товаров, знаний и навыков. Взаимодействие предприятий, его нормы и обычаи во многом определяют правовую среду государства, служат моделью, как взаимоотношений юридических лиц самой разнообразной природы, так и деловых взаимоотношений физических лиц. С макроэкономических позиций предприятия являются основой для: увеличения национального дохода, валового внутреннего продукта, валового национального продукта; возможности существования всего государства и выполнения им своих функций. Это связано с тем, что значительная часть государственного бюджета формируется за счет налогов и сборов с предприятий; обеспечения обороноспособности государства; простого и расширенного воспроизводства; развития национальной науки и ускорения научно-технического прогресса; повышения материального благосостояния граждан страны; развития медицины, образования и культуры; решения проблемы занятости и многих других социальных проблем. 2. Цели функционирования предприятия, его организационно-правовые формы.Цель, для реализации которой создается предприятие (орга­низация), во многом влияет на выбор его организационно-пра­вовой формы. Если предприятие ставит целью выполнение определенных функций, не связанных первично с получением прибыли и рас­пределением, то прибыль может вкладываться в дальнейшее раз­витие предприятия. Такие предприятия относятся к некоммерческим. Коммерческие предприятия ориентированы на получение прибыли и ее рас­пределение, в том числе между участниками создания или функ­ционирования предприятия. Коммерческие организаций могут выступать в форме госу­дарственных и муниципальных унитарных предприятий, хозяй­ственных товариществ, хозяйственных обществ, производствен­ных кооперативов. Государственные предприятия образуются по инициативе государственных органов на основе государственной собствен­ности. Унитарным предприятием является коммерческая органи­зация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Унитарные предприятия могут быть двух видов: основанные на праве хозяйственного ведения и основанные на праве опера­тивного управления. Хозяйственные товарищества представляют собой коммерч. организации с уставн. капиталом, который разделен на доли учредителей. Участники товарищест­ва имеют право на имущество и получение доли дохода от дея­тельности предприятия. Хоз.товарищества могут быть полными и ком­мандитными. Полное товарищество - все его уча­стники несут по обязательствам полную (неограниченную) от­ветственность не только капиталом, но и всем своим имущест­вом. Коммандитное тов. (тов. на вере) от­лич.тем, что по крайней мере один из его участников несет полную (неограниченную) ответственность и хотя бы один -ограниченную ответственность перед кредиторами. Хозяйственные общества могут создаваться в форме общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерного общества. ООО - каждый его участник несет ограниченную ответствен­ность по обязательствам общества (только в пределах своего вклада). Общ.с дополнительн. ответственностью - его участники несут доп.иму­щественную ответственность по обязательствам в размерах, превышающих их долю в имуществе общества. АО создаются при необхо­димости привлечь капитал значительно большего размера. АО - коммерч. орг., уставный капитал которой разделен на определенное число ак­ций; при этом участники не отвечают по его обязательствам, но несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им вкладов. АОо может быть открытым и закрытым. АО открытого типа проводит открытую подписку на выпускаемые акции, которые поступают в свободную продажу. Число акцио­неров открытого общества не ограничивается. АО - его акции распро­страняются только среди учредителей. Закрытое акционерное общество не может проводить открытую подписку. 3. Финансовая и материальная база предприятий. Финансовая база отражает, таким образом, имущественный потенциал предприятия во всех формах его проявления в денежном исчислении. Финансы предприятия рассматриваются как система экономических отношений, состоящих в привлечении денежных средств, их формировании и эффективном использовании. Финансовые средства, а попросту деньги, лежат в основе осуществления всех трех компонентов, составляющих деятельность предприятия – снабжения, производства, сбыта. Финансовые средства предприятия формируются в результате денежных доходов и иных поступлений и используются в целях накопления и потребления, определяющих сущность хозяйственной деятельности. Финансовые ресурсы формируются в процессе учреждения предприятия в виде его уставного или складочного капитала Основными источниками развития финансовых ресурсов предприятия, выступают доходы от производственной и коммерческой деятельности, внереализационные доходы, привлеченные средства. Под материальной базой предприятия понимают совокупность вещественных элементов производственного процесса – средств и предметов труда. Фонды предприятия представлены имуществом, которое используется для осуществления деятельности и является обособленным. Существенной основой классификации имущества является возможность выделения в его составе движимого и недвижимого имущества. К недвижимому в общем понимании относится то имущество, которое имеет непосредственную тесную связь с землей, прикрепленное к ней, равно как и сам участок земли, на которой размещено предприятие. Движимым, естественно, считается остальное имущество, которое не может быть признано недвижимым.  

 

4. Стратегия деятельности и товарная политика предприятия. Стратегия понимается как общий комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации. Стратегия - набор “тактика – политика – процедуры – правила”, которым руководствуется организация при принятии управленческих решений. Перед организацией стоят четыре основные стратегические альтернативы. Альтернатива – необходимость выбора одной из двух или нескольких взаимоисключающих возможностей; ограниченный рост, рост, сокращение, а также сочетание этих трех стратегий. Ограниченный рост. Для этой стратегии характерно установление целей от достигнутого, скорректированных с учетом инфляции. Стратегия ограниченного роста применяется в зрелых отраслях промышленности со статичной технологией, когда организация, в основном, удовлетворена своим положением. Рост. Стратегия роста осуществляется путем ежегодного значительного повышения уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего года. Сокращение. Альтернативой, которую реже всего выбирают руководители и которую часто называют стратегией последнего средства, является стратегия сокращения. Фактически для многих фирм сокращение может означать здравый путь рационализации и переориентации операций. Сочетание. Стратегии сочетания всех альтернатив чаще всего придерживаются крупные фирмы, активно действующие в нескольких отраслях. Стратегия сочетания представляет собой объединение любых из трех упомянутых стратегий – ограниченного роста, роста и сокращения. Товарная политика предприятия включает комплекс управленческих решений по определению целесообразного состава производимой продукции, ее номенклатуры, для достижения успеха на конкурентном рынке. В составе понятия товарной политики числятся проблемы перечня видов товаров, создания новых товаров и запуска их в производство, исключения из производственной программы тех из них, которые утратили интерес потребителей, разработки путей представления товаров для завоевывания рыночного пространства, введение товарного знака. 5. Производственная и организационная структура предприятия, организация управления производством. Производственная структура предприятия составлена совокупностью звеньев, характеризуемых общей целью и сложными взаимосвязями, являющихся объектами единого руководства. Связи между звеньями могут иметь технологический или кооперационный характер. В производственной структуре предприятия отражается разделение труда работников, их технологическое или функциональное обособление, группировка в отдельные коллективы, взаимосвязанные и взаимодействующие между собой. В состав элементов производственной структуры предприятия входят звенья системы непосредственного создания продукции, подразделения, обслуживающие этот процесс, подразделения управления. Таким образом, производственная структура выражает содержание производственного процесса в целом. Организационная структура предприятия обеспечивает установление отношений подчинения и согласования в деятельности органов, задачей которых является организация выпуска продукции предприятия. Роль этих органов, осуществляющих управление деятельностью предприятия, не требует доказательств. Организационная структура предприятия отображает соотношение уровней управления и функциональных звеньев, построенное на основе оптимальности. Степень сложности системы управления определяется реальными обстоятельствами хозяйственной деятельности предприятия. Традиционное построение системы управления связано с ориентацией на выполнение функций. Для этого формируются органы, способные выполнять определенный круг хозяйственных задач, однородных функций. 6. Кадры предприятия и оплата труда.Совокупность работников, выполняющих различные производственные задания, имеющих различные профессионально-квалификационные характеристики, занятых на определенномпредприятии, составляет трудовые ресурсы - кадры предприятия. Понятие кадры включает основной (штатный) состав квалифицированных работников предприятий, государственных учреждений, общественных организаций. Кадровая политика предприятия, состоящая в установлении отношений с работниками, включает такие направления деятельности как определение потребности в рабочей силе по признакам количества и качества, формы включения работников в деятельность предприятия, контроль и оперативные усилия по совершенствованию использования работников в интересах целей предприятия. В структуре кадров на предприятии принято выделять определенные категории, характеризующие степень участия работников в хозяйственной деятельности предприятия. Классификация кадров предусматривает разделение по профессиям, специальностям и квалификации. Для оценки количественного состава кадров предприятия используются показатели списочной, явочной и среднесписочной численности работников. Заработная плата является формой вознаграждения за труд и важным стимулом работников предприятия, поскольку выполняет воспроизводственную и стимулирующую (мотивационную) функции. Для работников предприятия оплата их труда в виде заработной платы является их личным доходом, который должен соответствовать личному вкладу в результаты деятельности предприятия. Каждое предприятие сталкивается с проблемой организации оплаты труда, которая предполагает: определение форм и систем оплаты труда работников предприятия, разработку системы должностных окладов служа­щих и специалистов; выработку критериев и определение размеров доплат за отдельные достижения работников и специалистов предпри­ятия; обоснование показателей и систем премирования сотруд­ников. Заработная плата должна непосредственно зависеть от качетва и количества труда. При этом учитывается квалификация работника, его способность выполнять работу определенной сложности. Более квалифицированный работник должен получать больше, чем менее квалифицированный. Величина заработной платы должна быть такой, чтобы ра­тник мог содержать себя и свою семью. Важной задачей организации оплаты труда является установление таких систем, при которых заработная плата стимулировал бы работника к достижению наивысших показателей в труде.  

 

7. Планирование, прогнозирование и контроль деятельности предприятия. Планирование – это определение целей развития управляемого хозяйственного объекта, методов и способов его достижения, разработка программ деятельности различной степени детализации на ближайшую и будущую перспективу. Принципы планирования отражают основные правила организации системы планирования и требования к процессу принятия плановых решений. В зависимости от целей, задач и иерархии управления принято выделять следующие виды планирования: 1) общефирменное (корпоративное)планирование, когда план охватывает деятельность предприятия в целом; 2) внутрифирменное планирование, которое может осуществляться как на уровне предприятий, отделений, филиалов, так и на уровне цехов, участков, рабочих мест. Прогнозирование – это оценка перспектив развития предприятия на основе анализа конъюнктуры рынка, изменения рыночных условий на предстоящий период. Основная цель прогноза – определить тенденции факторов, воздействующих на конъюнктуру рынка. При прогнозировании обычно выделяют прогнозы краткосрочные – на 1-1.5 года, среднесрочные – на 4-6 лет и долгосрочные – на 10-15 лет. Контроль – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Процесс контроля состоит из установки стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов. Функция контроля – это такая характеристика управления, которая позволяет выявить проблемы и скорректировать соответственно деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис, т.е. предупредить кризисную ситуацию. 8. Издержки производства и оценка результатов деятельности.Издержки производства – определяются совокупностью затрат на выработку продукции, представленной товарами, работами или услугами вне зависимости от сферы предпринимат. деятельности. Издержки бывают постоянными и переменными. Пост. - издержки, величина которых в рассматриваемый период времени не зависит от объема производимой продукции и его изменений. Перемен. - находящиеся в прямой зависимости от объемов выпуска продукции (затраты материалов и сырья, выплата заработной платы рабочим, расходы энергоресурсов при непосредственном удовлетворении технологических нужд). Совокупность постоянных и переменных издержек часто называется общими издержками. Предельные издержки – дополнительные затраты производства, связанные с увеличением объема выпуска продукции на одну единицу. Предельные издержки = Прирост переменных издержек / Прирост объема выпуска продукции. Трансакционные издержки – затраты, сопутствующие осуществлению производства. Оценка результатов деятельности предприятия позволяет зафиксировать состояние дел, наличие и размещение средств, изменения общей стоимости имущества, финансовую самостоятельность предприятия. Результат деятельности предприятия проявится, когда рынок выразит признание продукции путем осуществления купли-продажи. Совокупность сведений о результатах деятельности составляет отчетность, имеющую два вида – статистическая и бухгалтерская. Статистическая отчетность обеспечивает проведение государственных статистических наблюдений, сбор и обработку экономической информации, относящейся к обеспечению условий жизни общества в целом. Бухгалтерская отчетность характеризует состояние ср-в предпр. по деятельности за месяц, квартал, год на основе системы совокупных показателей. 9. Стандартизация и сертификация продукции предприятия. Стандартизация – это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда. Цель стандартизации – выявление наиболее правильного и экономичного варианта, т. е. нахождение оптимального решения. Основными задачами стандартизации являются: 1)установ. требований к тех. уровню и качеству прод., сырья, материалов. 2)развитие унификации и агрегатирования промышл. продукции как важнейшего условия специализации производства; комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, повышение уровня взаимозаменяемости, 3)обеспечение единства и достоверности измерений в стране, создание и совершенствование гос.эталонов единиц физ.величин, также методов и средств измерений высшей точности; 4)разработка унифицированных систем документации, систем классификации и кодирования технико-экономической информации; 5) принятие единых терминов и обозначений в важнейших областях науки, техники, отраслях народного хозяйства; 6)формирование системы стандартов безопасности труда, систем стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов; 7)создание благоприятных условий для внешнеторговых, культурных и научно-технических связей. В России установлены следующие категории нормативно-технической документации: 1)гос. стандарты (ГОСТ); 2)отраслевые стандарты (ОСТ); 3)республиканские стандарты (РСТ); 4)стандарты предприят. (СТП); 5) общественных объединений (СТО); 6)технические условия (ТУ); 7)международные стандарты (ИСО/МЭК) 8)региональные стандарты; 9)межгосударственные стандарты; 10)национальные стандарты. Сертификация – подтверждение соответствия качественных характеристик тому уровню, который требуется стандартом. Сертификация направлена на достиже­ние следующих целей: 1)содействие потребителям в компетентном выборе продукции; 2)защита потребителя от недобросовестности изготовителя; 3)контроль безопасности продукции для ок­ружающей среды, жизни, здоровья и имущества; 4)подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем; 5)создание условий для деятельности организаций и предпри­нимателей на едином товарном рынке России, а также для учас­тия в международном экономическом, научно-техническом со­трудничестве и международной торговле. В соответствии с законодательством сертификацияможетиметь обязательный и добровольный характер.

 

 

10. Государственное, правовое и социально-экономическое регулирование деятельности предприятия и трудовых отношений на предприятии.Работник – физическое лицо. Для вступления в трудовые отношения он должен обладать правосубъектностью, то есть способностью иметь и лично осуществлять трудовые права и обязанности, а также нести юридическую правовую ответственность. Граждане имеют право на выбор работы путем прямого обращения к работодателю, либо через бесплатное посредничество службы занятости. Лица, обращающиеся в службу занятости, вправе претендовать на подходящую работу. Работодатель имеет право принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление службы занятости. Вступая в трудовые отношения, работник приобретает комплекс прав: право на признание и обеспечение приоритета его жизни и здоровья, по отношению к производственной деятельности предприятия; на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; право на защиту от безработицы; право на отдых, обеспечиваемый ограниченной федеральным законом продолжительностью рабочего времени, выходными и праздничными днями, с оплачиваемым ежегодным отпуском. Государство признает право работника на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Закон запрещает необоснованный отказ в приеме на работу. Необоснованными признаются все обстоятельства, не связанные с деловыми качествами работника, в том числе пол, раса, национальность, язык, социальное происхождение, имущественное положение, место жительства, отношение к религии, убеждения, принадлежность к общественным объединениям. В соответствии с основами законодательства РФ об охране труда, работодатель обязан обеспечить поступающим на работу безопасность при эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процессов и применяемых в производстве сырья и материалов, а также эффективную эксплуатацию средств коллективной и индивидуальной защиты, соответствующие требованиям об охране труда; надлежащие условия труда на каждом рабочем месте; организацию санитарно- бытового и лечебно- профилактического обслуживания работников; выдачу спец. одежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты. При заключении трудового договора работодатель обязан информировать будущего работника о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной зашиты, компенсациях и льготах. При этом он должен инструктировать работника по применению норм, правил и инструкций по охране труда. 11. Сущность предпринимательства и основные черты предпринимательской деятельности. Предпринимательство – это процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель – это человек, который затрачивает на это все силы, и берет на себя весь риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым.Сущность предпринимательской деятельности раскрывается в его функциях. Функции предпринимательства: 1) Предприниматель берет на себя инициативу соединения факторов производства в единый процесс производства товаров и услуг с целью получения прибыли; 2)Предприниматель есть организатор производства, настраивающий и задающий тон деятельности фирмы и принимающий на себя бремя ответственности за успех их проведения; 3)Предприниматель – это новатор, внедряющий на коммерческой основе новые продукты, новые технологии, новые формы организации дела; 4)Предприниматель – это человек, не боящийся риска и сознательно идущий на него ради достижения цели бизнеса. К перечисленным функциям можно добавить: 1)Поддержку предпринимательству. Распределение предпринимательских идей, инициативы и опыта максимального успеха. 2) Определение нужд потребителей и управление процессом обмена между предприятием и его контрагентами.3)Связи с общественностью. Основные черты предпринимательской деятельности: 1)Владение капиталом, собственным или заемным совершающим кругооборот.2)Управление, надзор и контроль за процессами производства и обращения капитала.3)Подчинение процесса движения капитала в любой сфере извлечению максимальной прибыли.4)Учет и использование рыночной конъюнктуры – конкуренции спроса и предложения и т.п., вплоть до вкусов потребителей. 5)Свобода принятия хозяйственных решений с целью обеспечения технических и экономических способов и методов предпринимательской деятельности с наименьшими издержками производства. 6)Направленность производителей, как оферентов – носителей предложения на удовлетворение потребностей, консунентов – носителей спроса, на обеспеченность общества товарами и услугами за счет возрастающей производительности труда. 7)Способность к эксперименту, новаторству и риску для достижения максимального успеха.   12. Цели, виды и формы организации предпринимательской деятельности.Основными целями предприним.деят. являются: производство товаров и услуг, доход, престиж, развитие бизнеса. Виды предпринимательской деятельности могут выделяться по определенным критериям.1. По характеру деятельности: производственное, научно-техническое, коммерческое, торгово-посредническое, сервисное, банковское, финансовое, страховое, управленческое, консультативное, маркетинговое. 2. По размеру(в зависимости от количества занятых лиц, либо годового обороты фирмы) предпринимательство делится на: малое; среднее; крупное. 3.По форме собственностипредпринимательство может быть: частное; государственное; смешанное. Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определенной организационной формы предприятия. Существуют следующие основные формы предпринимательства: индивидуальные; коллективные; корпоративные. Эти формы классифицируются на: малые и средние; крупномасштабные. Индивидуальные формы без образования юридического лица в виде предприятия относятся к инициативному индивидуальному предприни­мательству. Капитал предпринимателя не выделяется из его личного имущества.Оно базируется на ручном труде и универсальных малопродуктивных средствах производства и в недостаточной степени использует научно-техничес­кий прогресс. Коллективные формы предпринимательства заняли до­минирующее положение в малом и в крупномасштабном биз­несе. Коллективные формы могут быть: хозяйственными и акционерными общества; ассоциациями, союзами. В целях координации деятельности, защиты общих коммерческих ин­тересов и повышения эффект.капитала предприятия могут создавать объединения в форме ассоциаций (корпо­раций), консорциумов, синдикатов и прочих союзов. Задачами формирования подобных хозяйственных объе­динений являются: повышение эффект.работы в результате объединения усилий участников, а также развития внутренней кооперации производствен­ных, научных, проектных, строительных и других организаций в единый хозяйственный комплекс; завоевание и удержание рынков сбыта; закрепление поставщиков сырья, материалов, комплектующих изде­лий и прочих ресурсов; ускорение технического развития производства.

 

 

13. Субъекты предпринимательской деятельности.Субъектами предпринимательской деятельности могут быть: граждане; юр. лица; РФ; субъекты РФ; муниципальные образования. Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Однако предприниматель — не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимо­действовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потреби­тель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательскойактивности, как и наемный работник(если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партне­ры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера) 14. Мероприятия по повышению эффективности предпринимательской деятельности.Основные пути повышения эффективности производства: снижение трудоемкости и повышение производительности труда, снижение материалоемкости продукции и рациональное использование природных ресурсов, снижение фондоемкости продукции и активизация инвестиционной деятельности предприятий. Важным фактором повышения эффективности деятельности предприятия является научно-технический прогресс. Коренные преобразования в технике и технологии, мобилизация всех, не только технических, но и организационных, экономических и социальных факторов создадут предпосылки для значительного повышения производительности труда. Одним из важнейших факторов интенсификации и повышения эффективности производства предприятий является режим экономии. Ресурсосбережение должно превратиться в решающий источник удовлетворения растущей потребности в топливе, энергии, сырье и материалах. Повышение эффективности производства зависит от лучшего использования основных фондов. Необходимо интенсивнее использовать созданный производственный потенциал, добиваться ритмичности производства, максимальной загрузки оборудования, существенно повышать сменность его работы и на этой основе увеличивать съем продукции с каждой единицы оборудования, с каждого квадратного метра производственной площади. Требует дальнейшего развития и совершенствования производственная соц. инфраструктура, оказывающая существенное влияние на уровень эффективности производства. Это совершенствование самих форм и методов управления, планирования, экономического стимулирования всего хозяйственного механизма. Особое место в интенсификации экономики предприятия, снижении удельного расхода ресурсов принадлежит повышению качества продукции. Эта задача должна стать предметом постоянного внимания и контроля, главным фактором в оценке деятельности каждого трудового коллектива. 15. Государственное, правовое и социально-экономическое регулирование предпринимательства.Государственное регулирование предпринимательства осуществляется в соответствии с принципами, являющимися частью объективно существующих общих принципов управления государством, закрепленных в действующем законодательстве. Законность, гуманность, целесообразность, справедливость, сочетание государственного регулирования и независимости субъектов предпринимательства, взаимная ответственность государства и хозяйствующих субъектов, соблюдение баланса интересов государства и предпринимателя, ограниченность числа субъектов государственного регулирования. Принципы государственного регулирования предпринимательства представляют собой основополагающие идеи, закрепленные в правовых нормах, в соответствии с которыми организуется и функционирует механизм российской государственности в сфере предпринимательства. Правовое регулирование предприним. Деят. ведется по четырем основным направлениям, которым корреспон­дируют четыре крупных блока нормативных актов. Первый блок определяет внутренние отношения в конкретном субъекте пред­приним. Деят.: порядок его учреждения, управ­ления и самоуправления, организации труда. Второй блок регулирует отношения по " вертикали": между субъектами предприним. Деят. и органами государственной власти и органами местного самоуп­равления, в том числе с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с выборными и иными органами местного самоуправления. Третий блок опосредует отношения субъектов предпринима­тельства по " диагонали", в частности с банками и иными кредитными организациями, органами по валютному регулированию и контролю. Четвёртый блок, регулирует отношения субъектов предприним. Деят.по " горизонтали" — со своими партнерами по экономической деятельности: поставщиками, покупателями, перевозчиками, страховщиками и др. В регулировании предпринимательской деятельности, обес­печении экономических реформ " задействованы" все отрасли пра­ва — государственное, административное, финансовое, уголовное право и др. Ведущей отраслью, ядром среди них является предпринимательское право. Экономическое регулирование. Государство осуществляет фискальную и кредитно-денежную политику для поддержания темпов роста или, наоборот, их ускорения для выхода из кризиса. Хозяйственным законодательством РФ в качестве основополагающих принципов предпринимательской деятельности определены инициативность и самостоятельность хозяйствующих субъектов. Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность на основе заключенных с поставщиками и покупателями договоров, опираясь на спрос и конъюнктуру рынка, распоряжается прибылью.

 

16. Современные формы и проблемы предпринимательской деятельности в России.Любая предприним.деят. осуществл. В рамках определенной организационной формы предприятия. Сушествуют след.основн.фрмы предпринимательства: индивидуальные, коллективные, корпоративные. Тенденция к коллективизму, образованию различных форм совместного предпринимательства проявилась в конце 20в в России и др.республ. бывшего СССР. Уже в 1993г началось интенсивное их слияние в товарищества, ассоциации, холдинги, конценрны, поскольку малым предприятиям трудно справиться с рыночной стихией. Однако новые нетрадиционные подходы не исключают неопределенности и риска. Трудности с которыми в первую очередь столкнулось малое предпринимательство, -это недостаточная поддержка со стороны гос.органов, беззащитность перед произволом чиновников различного ранга и прямым рекетом. Серьезной помехой оказалось отсутствие достоверной и полной информации о положении на рынках сбыта продукции и материально-технического обеспечения производства. 17. Государственная поддержка деятельности малых предприятий.Практически во всех странах, в том числе развивающихся и индустриально развитых, малому предприним. устанавливаются определенные льготы и оказывается гос.поддержка. Это связано с тем, что удельные издержки производства и обращения у небольших фирм, выше, чем у крупных. Им труднее получить кредит, наладить рекламу, треб.больше затратить ср-в на обучение кадров, изучение рынка. Без помощи гос.малые предприятия не смогут существовать и конкурировать с монополиями. Поэтому малым фирмам в предоставляют льготы по налогообложению и кредитам. В России был принят ряд мер содействия малому предпр. В его поддержку стали выделять субсидии, была упрощена гос. регистрация малых предприятий, для них установлены налоговые льготы. Предоставлены льготы банкам, лизинговым и страховым компаниям, обеспечивающим кредитно-инвестиционное обслуживание субъектов малого предпринимательства, создаются региональные системы поддержки малого бизнеса. Малые предприятия, занятые переработкой сельско-хоз.продукцией, производством товаров народного потребления, ремонтно-строительными работами, в течение первых двух лет могут полностью освобождаться от уплаты налогов. Остальные, в 1-й год после их образования платят 25%, а во 2-й год – 50% установленной ставки налога на прибыль. Далее налог берется полностью- в соответствии с установленным нормативом.  

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал