Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Аттестация рабочих мест по условиям труда. Порядок проведения и оформления результатов аттестации.
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Порядок) устанавливает требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - аттестация), оформлению и использованию результатов аттестации. Требования Порядка распространяются на работодателей - юридических и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (далее - работодатель), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест (далее - аттестующая организация) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. 2. Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. 3. Результаты аттестации используются в целях: разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда; установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях; контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; оценки профессионального риска; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты; подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда; подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников; расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания; рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников; санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда; обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников; приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов; обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей. 4. Аттестации подлежат все рабочие места работодателя. 5. Аттестационная комиссия, созданная работодателем и функционирующая в соответствии с разделом II Порядка, вправе принять мотивированное решение о непроведении измерений и оценок факторов рабочей среды и трудового процесса (далее - измерения и оценки), если осуществление указанных измерений и оценок угрожает безопасности работников при выполнении ими основной работы или специалистов аттестующей организации, выполняющих измерения и оценки. Указанное мотивированное решение оформляется в письменном виде, подписывается членами аттестационной комиссии и прилагается к материалам аттестации. В случае принятия решения о непроведении измерений и оценок условия труда на данных рабочих местах относятся к опасным условиям труда. 6. Обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя1. Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера. Аттестующая организация - юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке2 в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации и выполняющей на основании договора гражданско-правового характера с работодателем измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, проводимую в соответствии с разделом III Порядка, оформление и подготовку отчета об аттестации. Аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого данной аттестующей организацией проводится аттестация. Работодатель вправе привлечь для выполнения работ по аттестации несколько аттестующих организаций. При этом между аттестующими организациями работа по аттестации может быть распределена как по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации, так и по видам работ, выполняемых на данных рабочих местах. 7. При проведении аттестации работодатель вправе требовать от аттестующей организации: документального подтверждения аккредитации на право оказывать услуги в области охраны труда в части проведения аттестации рабочих мест путем предоставления уведомления (копии уведомления) о включении аттестующей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда; проведения измерений и оценок в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. При проведении аттестации работодатель обязан: содействовать аттестующей организации в своевременном и полном проведении аттестации, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по запросу аттестующей организации разъяснения в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к целям аттестации, а также запрашивать необходимые для проведения аттестации сведения у третьих лиц; не предпринимать преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих анализу и оценке при проведении аттестации, а также на сокрытие (ограничение доступа) к информации и документации по вопросам, относящимся к целям аттестации, запрашиваемых аттестующей организацией; не утверждать отчет об аттестации, содержащий документы, указанные в пункте 44 раздела V Порядка, не подписанные представителями аттестующей организации, входящими в состав аттестационной комиссии. При проведении аттестации аттестующая организация: определяет методы проведения измерений и оценок на основе действующих нормативных правовых актов и настоящего Порядка, а также количественный и персональный состав специалистов, проводящих измерения и оценку; исследует в полном объеме документацию, связанную с организацией работы по обеспечению требований охраны труда у работодателя, на рабочих местах которого проводится аттестация; запрашивает и получает у работодателя (его представителя) разъяснения по возникшим в ходе аттестации вопросам; отказывается от проведения аттестации в случае непредставления работодателем необходимой документации или отказа работодателя обеспечить требуемые нормативной документацией условия проведения измерений и оценок. При проведении аттестации аттестующая организация обязана представлять по требованию работодателя обоснования выводов, сделанных аттестующей организацией по результатам аттестации. 8. Сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации. За дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.
Результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета об аттестации, к которому прилагаются: приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации; перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда, образец которого предусмотрен приложением N 1 к Порядку; карты аттестации рабочего места по условиям труда, образец которой предусмотрен приложением N 2 к Порядку, оформленные в соответствии с Рекомендациями по заполнению карты аттестации рабочего места по условиям труда согласно приложению N 3 к Порядку, с протоколами измерений и оценок;
сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, образец которой предусмотрен приложением N 6 к Порядку; сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам, образец которой предусмотрен приложением N 7 к Порядку; план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда11, образец которого предусмотрен приложением N 8 к Порядку; протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый), образец которого предусмотрен приложением N 9 к Порядку; сведения об аттестующей организации, образец которых предусмотрен приложением N 10 к Порядку, с приложением копии документов на право проведения измерений и оценок аттестующей организацией (аттестат аккредитации с приложением, устанавливающим область аккредитации испытательной лаборатории; копии уведомления о включении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по аттестации); протоколы заседаний аттестационной комиссии; заключение(я) по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии); предписание(я) должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии). Аттестационная комиссия рассматривает отчет об аттестации в течение десяти календарных дней с даты его поступления, подписывает протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый) и передает его вместе с отчетом об аттестации работодателю (его представителю). Работодатель в течение десяти рабочих дней с даты поступления указанного протокола и отчета об аттестации подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации, а также знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места. 45. После проведения аттестации работодатель в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации на бумажном и электронном носителях направляет сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации. 46. Документы, указанные в пункте 45 Порядка, на электронном носителе передаются в установленном порядке аттестующей организацией в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных. Отчеты об аттестации хранятся у работодателя в течение сроков, установленных законодательством Российской Федерации. Место и порядок хранения отчетов определяет работодатель.
· Для характеристики уровня производственного травматизма в бригаде, участке, цехе, предприятии, отрасли и народном хозяйстве в целом, а также для сопоставления состояния травматизма в этих структурных подразделениях используются относительные показатели (коэффициенты) частоты, тяжести несчастных случаев и нетрудоспособности. Показатели рассчитываются на основе данных отчета о пострадавших при несчастных случаях. · кч=Н*1000/Р · где Н — число несчастных случаев за рассматриваемый период с потерей трудоспособности на один день и более; Р — среднесписочное число работающих за этот же период. · кт=Д/Н · где Д — суммарное число дней нетрудоспособности из-за несчастных случаев, произошедших в подразделении за рассматриваемый период. · кл=Д*1000/Р · Его физический смысл заключается в опенке дней нетрудоспособности, приходящихся на 1000 работающих среднесписочного состава за рассматриваемый период в подразделении. Рис. 9. Структура анализа несчастных случаев на производстве На II этапе проводится обобщение статистических данных и их обработка. Для обобщения данные составляются в виде таблиц, карт с краевой перфорацией или программ для ЭВМ (3). После этого несчастные случаи классифицируются (4), группируются (5). рассчитываются их показатели (6) и полученные материалы подготавливаются для распечатки (7). V этап заключается в обосновании и разработке профилактических мероприятий. Проводится поиск наиболее эффективных и экономических мероприятий по предупреждению несчастных случаев (14), а также в разработке мер контроля за внедрением этих мероприятий, методов оценки их фактической эффективности, в том числе экономической и социальной значимости (15). П=П1+П2+П3+П4+П5 Исходными данными дли расчета этих последствий располагает бухгалтерия предприятия. Мн= До*(В + Б). где Дп —общее число дней нетрудоспособности из-за травматизма в течении года; В — среднедневная выработка одного работающего; Б — среднедневная выплата по листкам нетрудоспособности. кл=Мн*1000/Р или на миллион рублей валовой продукции к'л=Мн*1000000/с где с — стоимость (годовой) валовой продукции, руб. 2. Трудовой и коллективный договора. Их содержание и порядок заключения. Разделы договоров, касающихся вопросов охраны труда. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР — правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии, в учреждении, организации. Порядок разработки и заключения коллективного договора регулируется Законом Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» от 11.03.92 г. Дополнения к Закону от 24.11.95 г. №176 (далее по тексту Закон). Коллективный договор как вид правового акта выполняет следующие функции: - организация трудовых отношений; - обеспечение стабильности трудовых отношений; - обеспечение и защита интересов работодателя и работника; - приспособление трудовых отношений в организации к реальным экономическим отношениям. Интересы работодателя защищаются тем, что коллективный договор определяет организацию трудовых отношений, уровень притязаний работников, обоснованность их требований. Интересы работника защищаются тем, что в договоре они приобретают правовую форму, их можно защитить с помощью государственного регулирования. Коллективный договор - это всякое письменное соглашение относительно условий труда и найма, заключаемое, с одной стороны, между предпринимателем, группой предпринимателей или одной или несколькими представительными организациями трудящихся или, при отсутствии таких организаций, - представителями самих трудящихся, надлежащим образом избранных и уполномоченных согласно законодательству страны (МОТ. Конвенции и рекомендации.1919-1966. Женева, 1966, с. 1042). Решение о заключении коллективного договора с работодателем вправе принимать представители работников или общее собрание (конференция) работников организации. Работники организации имеют право, но не обязаны заключить коллективный договор с работодателем. Работодатель согласно ст. 6 Закона обязан в недельный срок начать переговоры о заключении договора, если ему поступило такоё предложение. В то же время инициатором разработки, заключения, изменения и прекращения договора может выступать любая из сторон - как работники, так и работодатель. Представителями работников согласно ст. 2 Закона являются: 1) органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство, в соответствии со своими уставными документами; 2)органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников в организации и уполномоченные им. Если переговоры по заключению коллективного договора ведет орган профсоюза, то работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить профсоюз представлять их интересы во время переговоров. Полномочия работников оформляются в письменной форме. Представителями работодателя являются согласно ст. 2 Закона руководители организаций или другие полномочные лица. Они могут быть названы в уставе организации или ином правовом акте, например в доверенности, приказе. Работодатели, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, политические партии не могут создавать органы работников, которые будут представлять их при заключении договоров. Лица, представляющие работодателей, не имеют право представлять работников. Органам исполнительной власти и органам местного самоуправления, политическим партиям, иным общественным объединениям, объединениям работодателей запрещено вмешательство в договорные отношения, способное ограничить законные права работников и их представителей. 4. Коллективный договор является важной частью трудового законодательства. Условия договоров и соглашений, заключенные в соответствии с законодательством являются обязательными для работодателей, на которых они распространяются. Недействительны условия договоров или соглашений, ухудшающие по сравнению с законодательством положение работника. 5. Коллектив, решив заключить коллективный договор, через своего представителя направляет работодателю письменное уведомление о начале переговоров. Другая сторона обязана в семидневный срок начать переговоры. В течение трех месяцев до окончания срока действия прежнего коллективного договора (соглашения) или в сроки, определенные этими документами, любая сторона вправе направить другой стороне письменное уведомление о начале переговоров по заключению нового коллективного договора (соглашения). Для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора (соглашения) на равноправной основе образуется комиссия из наделенных полномочиями представителей. Регистрация колдоговоров осуществляется Минтрудом РФ. Она необходима для учета и статистического отслеживания заключенных договоров. Регистрация договоров проводится практически во всех странах мира. 6. Коллективный договор заключается на срок от одного года до трех лет. Стороны имеют право самостоятельно устанавливать срок в этих пределах; обычно он рассматривается как условие сохранения социальной стабильности в организации. Коллективный договор вступает в силу с момента подписания его сторонами либо со дня, установленного в договоре, и действует в течение всего срока. По истечении установленного срока договор действует до тех пор, пока стороны не заключат новый или не изменят, дополнят действующий. Сохраняет коллективный договор свое действие и в случае изменения состава, структуры, наименования органа управления организаций, расторжения трудового договора (контракта) с руководителем организации. При реорганизации предприятия договор также сохраняет свое действие до тех пор, пока не будет изменен. 7. Содержание договора определяется его сторонами, при этом учитываются рамки договора, которые заданы его содержанием, теми отношениями, которые он регулирует. В содержание договора обязательно включается указание о сроке действия, о порядке изменения договора, срока отчета сторон о выполнении коллективного договора. При разработке договора рекомендуется вначале тщательно изучить законодательство, опыт подобного договорного регулирования в нашей стране и за рубежом. Перегружать договор информацией, которая не имеет прямого отношения к предмету регулирования, нецелесообразно. 8) Социально-трудовые отношения регулируются кроме коллективных договоров также соглашениями. Соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями и заключаемый на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, территории, отрасли, профессии.
|