Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура межличностных отношений.






Межличностные отношения - объективно проявляющиеся взаимосвязи людей, отраженные в содержании и направленности реального их взаимодействия и общения и порождающие субъективное видение своей позиции и положения других, что, в свою очередь, " задает" определенный характер межличностных взаимосвязей, прежде всего, в рамках совместной деятельности. Межличностные отношения, с одной стороны, определяют психологические особенности, степень интенсивности и " знаковую" направленность целого комплекса аттитюдов, диспозиций, ценностных ориентаций, социальных стереотипов, нормативных предписаний, которые реализуются в условиях прямого контактного и опосредствованного взаимодействия людей, а с другой — выступают в качестве той стимульной определяюще-отправной платформы, которая и формирует именно этот, а не какой-то иной характер и выраженность этих социально-психологических феноменов, эффектов межличностного восприятия и личностных диспозиций в конкретной группе и при этом в конкретных условиях совместной деятельности и общения. Другими словами, однозначно продемонстрировано (это четко показано в бесчисленных экспериментальных исследованиях), что психологическая специфика межличностных отношений в любой человеческой общности выступает в качестве своеобразного последствия и функции таких показателей, как содержание, задачи и цели совместной деятельности и уровень социально-психологического развития данного сообщества.

Культура межличностных отношений как отрасль современной этики исследует различные морально-этические системы прошлого и настоящего, пытаясь найти модели поведения и общения, которые способствуют гармонизации отношений между людьми в любой сфере общественной жизни Она рассматривает морально-этические механизмы борьбы с проявлениями агрессии и грубости, которые способны преодолевать человеческий эгоизм, способствовать ее коммуникативном совершенствованию К этим механизмам прежде всего относятся нравственные принципы человека, нормы общественной морали, правила этикета морально-этические достижения коммуникативной культуры.

Интегрирующая составляющей культуры межличностных отношений является ценностный идеал личности - исторически обусловленный образец нравственных качеств и приличных манер, который влиял на формирование поведенчески-коммунникативного стандарта. Так, в Древней Греции эталоном морально-этических добродетелей был представитель аристократии, в феодальную эпоху - рыцарь или дворянин. В Великобритании и сегодня понятие «джентльмен» означает высокие морально-этические качества личности.

В современном мире культура хороших является не просто данью аристократическом прошлом. В отношении трансформированном виде она является признаком цивилизованности, критерием качества межличностных отношений. При том, структуру современного этикета преимущественно определяет культура общения, которая предстает как культура вербального общения (речевой этикет) и культура невербального общения (язык тела).

Культура вербального общения представлена системой модальностей общения, опирающегося на морально-этические, языковые правила и отражает уважительное отношение человека к другим людям и к себе.

Модальность (лат. modus - способ, образ) общения - разновидность общения, особенности которого зависят от его цели, средств и характера.

К культуре вербального общения относится культура поздравления, обращения, титулование, диспута, проведения переговоров и т.д. Все они являются элементами речевого этикета и должны соответствовать определенным п правилам и нормам Каждому историческому периоду, разным народам присущи свои представления о нормах общения, и большинство современных нравственных культур является гуманистически ориентированными.

К культуре невербального общения относится культура жестов, прикосновения, взгляда, одежды. Основой ее тоже является идея о " должное" или " приличное", т.е. она нормативно определена. Так, во многих странах существует суть запрета на определенные жесты. Одна и та же жестикуляция в одной культуре имеет положительное смысловую нагрузку, в другой - негативное, что при общении носителей разных культур может вызвать кросс-культурный конфликт. Культура невербального общения в целом имеет визуальный характер и во многом ориентирована на национальную моральную культуру.

Высокую культуру общения демонстрирует коммуникативно компетентный человек, который успешно применяет арсенал морально-этических норм и правил, удачно определяет характер человека, с которым общается.

Коммуникативная компетентность (лат сотрепtia - принадлежность по праву; осведомленность) - опытный владения языком (языками) на вербальном и невербальном уровнях, способность социально приемлемо общаться я, что предполагает соблюдение определенных морально-этических норм, учета психологических особенностей собеседника.

Итак, неотъемлемыми элементами культуры межличностных отношений является гуманистическая мораль и основные элементы современного этикета - культура манер, культура вербального и невербального общения, коммуникативная компетентность и т.п. Она находит свое отражение в различных социальных практиках, в частности в родстве, в экономической, профессиональной сфере деятельности.

В условиях кросс-культурного общения (общение на пересечении различных культур) проблема культуры межличностных отношений предполагает учет национальных особенностей нравственной культуры: правил этикета, специфики невербального общения, культуры тендерных отношений других народе.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал