Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Логика курса
А. Ответьте на следующие вопросы: 1. Как изменялся объект исследования региональной экономики? Почему меркантилисты считали необходимым вмешательство в региональную экономику? Что делает актуальными их взгляды в региональной экономике в наше время? 2. Каким образом эгоистический интерес человека может служить обществу? Как это объяснял Адам Смит? 3. В чем сила и слабость марксистской теории? Почему марксизм стал базой мощных политических движений? 4. С какими изменениями в региональной экономике связано появление маржинализма? 5. Почему кейнсианцы настаивают на активном государственном регулировании региональной экономики, а монетаристы считают его вредным? Какая из этих доктрин представляется вам более применимой к сегодняшней России? 6. В каких областях вклад российских ученых в региональную экономическую теорию был наиболее значимым? 7. Опишите эволюцию и постепенное обогащение содержания методов, используемых региональной экономической теорией. 8. Можно ли свести предмет региональной экономической теории к изучению трех фундаментальных проблем экономики? Какое из определений предмета региональной экономической теории кажется вам более точным? 9. Предмет, объект и методы региональной экономики. 10. Этапы развития отечественных региональных исследований. 11. Регион: содержание, понятие. 12. Территориальная организация общества. 13. Закономерности, принципы и факторы размещения производственных сил. 14.Статистическая база регионального анализа. 15. Статистическая база регионального анализа. 16. Направления анализа региональной экономики.
Б. Проследите взаимосвязь между экономическим развитием общества и особенностями научных теорий, появившихся в соответствующую эпоху:
Обсудите, насколько оправдано подобное прямое сопоставление уровня экономического развития и содержания экономических теорий.
В. Какие возможности дают экономисту следующие методы?
Тесты
Эссе А. Что важнее: пушки или масло? Обратите внимание на следующие аспекты проблемы: · Региональная экономическая теория утверждает, что все точки на кривой производственных возможностей являются Паретто-оптимальными. То есть каждая из комбинаций пушки/масло считается наилучшей. Почему экономисты так странно определяют понятие оптимума? · Роль ограниченности ресурсов в экономике и необходимость выбора. · Существует ли объективно оптимальная пропорция производства благ? В частности, согласились ли бы вы с тезисом «Масло важнее пушек» в канун Второй мировой войны? Или с обратным постулатом «Пушки важнее масла» для СССР конца 70-ых годов (эпоха ввода войск в Афганистан)? · Какая пропорция пушек и масла нужна современной России? · Если пропорции производства должны быть разными в разных ситуациях, то как определить, оптимальны ли они в конкретном случае? · Продумайте эту же проблему для пары «потребительские товары — инвестиционные товары». Можно ли предложить для этого случая критерий выбора самого лучшего их сочетания?
Б. Существуют ли три отдельных фундаментальных проблемы экономики или все они сводятся к одной? Обратите внимание на следующие аспекты проблемы: · Обдумайте, влияет ли ответ на вопрос «Что производить?» на решение вопроса «Для кого производить?». Есть ли обратное влияние решения вопроса «Для кого производить?» на проблему «Что производить?»? Связаны ли вопросы «Что производить?» и «Как производить?»? Рассмотрите и другие парные взаимосвязи всех трех фундаментальных вопросов экономики. · Существует ли среди трех фундаментальных вопросов экономики главный? Многие социалистические концепции, например, в явной или неявной форме исходят из того, что главным является вопрос «Для кого производить?». Сформулируйте свое отношение к такому подходу. · Не являются ли три фундаментальных вопроса внешними проявлениями какой-то более общей проблемы? Попробуйте ее сформулировать.
В. Объективно ли экономическое знание? · Можно ли четко разграничить нормативный и позитивный подходы к экономике? Ведь рекомендации по проведению той или иной экономической политики (нормативный подход) всегда базируются на определенном понимании фактического состояния экономики (позитивный подход). · С другой стороны, существует и обратная взаимосвязь. Представления о том, как должна выглядеть «идеальная экономика» (нормативный подход), сами влияют на оценку реальной экономики страны (на позитивный подход). Приведем пример. Сторонник социального равенства неизбежно увидит в современной России раздираемую имущественным расслоением страну, возможно, стоящую на пороге гигантских потрясении, и предложит соответствующую программу преобразований (например, перераспределение доходов с помощью государства). Сторонник либеральной экономики увидит в том же расслоении источник сильной мотивации и зачатки здорового предпринимательства. Его рекомендации будут противоположными (например, сократить вмешательство государства в экономику). · Как известно, экономическая теория не является точной наукой. В частности, она не может (в отличие, скажем, от астрономии) делать точные количественные предсказания. Как, в таком случае, можно проверить экономические теории? Не являются ли они бездоказательными? · Способен ли в этих условиях честный исследователь сохранить объективность (личные симпатии или антипатии мешают непредвзятому взгляду на вещи, а проверка теорий путем проверки сделанных на их основе предсказаний затруднена)? И не является ли вся экономическая теория искаженной и политизированной картиной мира, созданной в угоду определенным слоям или классам общества? · Способны ли методы экономической теории снизить риск необъективности? · Может ли здесь помочь история? или статистика? другие дисциплины?
Г. Свободное эссе по вводным проблемам курса (истории экономической науки, ее предмета, метода, связи с другими дисциплинами). Требования к свободному эссе см. в методических указаниях к рабочим тетрадям.
|