Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Новые методы обоснования рациональных решений
Тема 2 СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
План Формы планирования и виды планов Факторы, влияющие на выбор формы планирования Организация внутрифирменного планирования Структура плановых органов Формы планирования и виды планов Следует иметь в виду, что система управления экономикой в нашей стране сложилась под воздействием ряда специфических факторов, в число которых входят следующие: • монополия государственных предприятий, обусловленная преобладанием государственной собственности; • жесткая система установления хозяйственныхсвязей между предприятиями; • ограничение производственно-хозяйственной самостоятельности субъектов хозяйствования; • концентрация производства, ориентация производственной специализации не на хозрасчетную, а на народнохозяйственную эффективность, • замкнутость единого народнохозяйственного комплекса страны. Сложившейся экономической системе в полной мере соответствовал механизм народнохозяйственного планирования, который характеризовался следующими принципами: • централизация управления единым народнохозяйственным комплексом в одном центре, • доминирование планирования над остальными функциями управления; • жесткий государственный контроль за производственно-хозяйственной деятельностью всех субъектов хозяйствования; • директивность всех плановых решений и т п. Основными задачами народнохозяйственного планирования были следующие: • обеспечение прогрессивных пропорций в развитии общественного производства, устойчивого сбалансированного роста и рационального размещения народнохозяйственного комплекса; • ориентация всех звеньев экономики на достижение высоких конечных народнохозяйственных результатов с наименьшими затратами; • всемерное развитие прогрессивных форм организации общественного производства; • ускорение внедрения достижений научно-технического прогресса; • улучшение использования производственных фондов, материальных и трудовых ресурсов, увеличение прибыли и рентабельности субъектов хозяйствования. Обеспечить сбалансированное развитие огромного и сложного хозяйственного организма, каким является экономика страны, на основе единого плана немыслимо без централизованного распределения ресурсов. Поэтому на практике народнохозяйственное планирование сводилось к распределению ограниченных ресурсов между министерствами и ведомствами, территориально-производственными комплексами, стройками, предприятиями и объединениями. В орбиту влияния центрального планирующего органа были втянуты все основные фондодержатели, на долю которых приходилось до 85% материальных ресурсов. Однако такой подход не только не приводил к сбалансированности заданий планов промышленности, сельского хозяйства, строительства и товарооборота с реальными возможностями народного хозяйства, но и порождал массу противоречий, что в конечном счете приводило к несовпадению интересов субъектов хозяйствования с целями и задачами планов. По содержанию и форме проявления различают следующие виды (формы) планирования и виды планов. 1. С точки зрения обязательности плановых заданий различают директивное и индикативное планирование. Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования. Вся система социалистического народнохозяйственного планирования носила исключительно директивный характер, силу закона. Поэтому за невыполнение плановых заданий руководители субъектов хозяйствования несли дисциплинарную, а иногда уголовную ответственность. Директивные планы имеют, как правило, адресный характер и отличаются чрезмерной детализацией. Индикативное планирование представляет собой наиболее распространенную во всем мире форму государственного планирования макроэкономического развития. Индикативное планирование является антиподом директивного, потому что индикативный план не носит обязательный для исполнения характер. В составе индикативного плана могут быть обязательные задания, но их число весьма ограничено. В целом же он носит направляющий, рекомендательный характер. 2. В зависимости от срока, на который составляется план, и степени детализации плановых расчетов принято различать долгосрочное (перспективное), среднесрочное и краткосрочное (текущее) планирование. Перспективное планирование охватывает период более 5 лет, например, 10, 15 и 20 лет. Такие планы призваны определять долговременную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно-технологическое развитие. Перспективное планирование следует отличать от прогнозирования. По форме они представляют собой один и тот же процесс, а по содержанию различаются. Прогнозирование - это процесс предвидения, построенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии. Прогнозирование позволяет выявить альтернативные варианты развития планируемого процесса или объекта и обосновать выбор наиболее приемлемого варианта. В этом смысле прогнозирование является одним из этапов перспективного планирования. Без этого атрибута перспективное планирование нагадывало бы гадание, а не научное предвидение. Среднесрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 5 лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим. В этом случае составляется так называемый скользящий пятилетний план, в котором первый год детализируется до уровня текущего плана и представляет собой по сути дела краткосрочный план. Текущее планирование охватывает период до 1 года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное планирование. 3. По содержанию плановых решений выделяют: а) стратегическое, б) тактическое, в) оперативно-календарное планирование. Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта. Посредством стратегического планирования принимаются решения о том, как расширить деятельность в области бизнеса, создать новые сферы бизнеса, стимулировать процесс удовлетворения нужд потребителей, какие усилия следует предпринять для удовлетворения рыночного спроса, на каких рынках лучше действовать, какую продукцию выпускать или какие услуги оказывать, с какими партнерами вести бизнес и т.п. Основная цель стратегического планирования состоит в создании потенциала для выживания предприятия в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды, порождающей неопределенность перспективы. В результате стратегического планирования предприятие ставит перспективные цели и вырабатывает средства их достижения. В условиях плановой экономики, когда внешняя среда, в которой функционировало предприятие, не отличалась динамизмом, стратегическое планирование не получило должного развития ни в теории управления, ни на практике. И только сейчас делаются первые шаги в разработке механизма стратегического планирования. Тактическое планирование. Если стратегическое планирование рассматривать как поиск новых возможностей предприятия, тактическое планирование следует считать процессом создания предпосылок для реализации этих новых возможностей, а оперативно-календарное планирование - процессом их реализации. В технико-экономических планах отражаются мероприятия по расширению производства и повышению его технического уровня, обновлению и росту качества продукции, наиболее полному использованию научно-технических достижений и т.п. В результате тактического планирования составляется план экономического и социального развития фирмы, представляющий комплексную программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности фирмы на соответствующий период. Разработке плана экономического и социального развития предприятия (объединения) предшествует глубокий и всесторонний анализ его деятельности, целью которого является оценка достигнутого организационного и технического уровня производства и выявление внутрихозяйственных резервов и неиспользованных возможностей. Тактическое планирование позволяет реализовать резервы и неиспользованные возможности, что может найти выражение в увеличении объемов производства, снижении затрат, повышении качества продукции, росте производительности труда, уменьшении потребности в капитальных затратах и т.п. На основе технико-экономического плана устанавливаются связи между структурными подразделениями предприятия, научно обоснованные пропорции в производстве, осуществляется разработка бюджетов (смет) по основным видам деятельности, а также контроль за их выполнением. Бюджет фирмы - это план, охватывающий все аспекты хозяйственных операций на определенный перспективный период и отражающий цели и политику фирмы, установленные высшим руководством для предприятия в целом и для каждого из его подразделений. Особенно широко бюджеты применяются в зарубежной практике управления. В целом они выполняют три основные функции, частично перекрывающие друг друга: планирования, координации и контроля. Поэтому хорошо составленный план создает основу для координации, а эффективный контроль нельзя обеспечить без планирования и координации. Тактическое планирование, как правило, охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды, а стратегическое планирование эффективно в долгосрочном и среднесрочном периодах. Что касается объектов и предметов тактического планирования, то они могут быть самыми разнообразными. Здесь следует помнить одно правило: единственная возможность сделать процесс тактического планирования контролируемым заключается в планировании только основных видов продукции и затрат, важнейших функций. Однако при различной структуре планов должна соблюдаться зависимость: " издержки - выпуск - прибыль - цена". В противном случае становится нецелесообразным тактическое планирование. Оперативно-календарное планирование. Оперативно-календарное планирование (ОКП) является завершающим этапом в планировании хозяйственной деятельности фирмы. Основная задача ОКП состоит в конкретизации показателей тактического плана с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений. В процессе оперативно-календарного планирования выполняются следующие плановые функции: • определяется время выполнения отдельных операций по изготовлению деталей сборочных единиц изделий и изделий в целом путем установления сопряженных сроков передачи предметов труда цехами-поставщиками их потребителям; • осуществляется оперативная подготовка производства путем заказа и доставки на рабочие места материалов, заготовок, инструментов, приспособлений и другой оснастки, необходимой для выполнения плана производства продукции; • ведется систематический учет, контроль, анализ и регулирование хода производственного процесса, предупреждающие или ликвидирующие его отклонения от планового графика. В конечном счете ОКП позволяет: • сократить перерывы в движении предметов труда по отдельным стадиям производства; • обеспечить равномерность и комплексность загрузки оборудования и площадей; • четко реагировать на любые отклонения, возникающие в ходе производственного процесса, и тем самым создать предпосылки для ритмичной и эффективной работы предприятия и его подразделений. Оперативно-календарное планирование увязывает все элементы предприятия в единый производственный организм, включая техническую подготовку производства, материально-техническое обеспечение производства, создание и поддержание необходимых запасов материальных ресурсов, сбыт продукции и т.п. Специфика ОКП тесно связана с особенностями технологии производства продукции, организации производства, труда и управления. С учетом этого принято выделять типовые системы ОКП: позаказную, покомплектную, подетальную. Соответственно выделяются типовые этапы оперативного планирования. 4. В теории и практике планирования могут также выделяться другие виды планирования, охватывающие как главные, так и второстепенные аспекты этого процесса. В частности, планирование можно классифицировать по следующим критериям: а) по степени охвата: • общее планирование, охватывающее все аспекты прблемы;. • частичное планирование, охватывающее только определенные области и параметры; б) по объектам планирования: • целевое планирование, относящееся к определению стратегических и тактических целей; • планирование средств, относящееся к определению средств достижения поставленных целей (планирование таких потенциалов, как оборудование, персонал, финансы, информация); • программное планирование, относящееся к разработке и реализации конкретных программ, например, программ производства и сбыта; • планирование действий, например, специальных продаж, наем кадров; в) по сферам планирования: • планирование сбыта (цели сбыта, программы действий, расходов на сбыт, развитие сбыта); • планирование производства (производственной программы, подготовки производства, хода производства); • планирование персонала (потребности, найма, переподготовки, увольнения); • планирование приобретений (потребности, закупок, реализации излишних запасов); • планирование инвестиций, финансов и т.д.; г) по глубине планирования: • агрегированное планирование, ограниченное заданными контурами, например, планирование цеха как суммы производственных участков; • детальное планирование, например, с подробным расчетом и описанием планируемого процесса или объекта; д) по координации частных планов во времени: • последовательное планирование, при котором процесс разработки различных планов представляет собой один долгий, согласованный, последовательно осуществляемый процесс, состоящий из нескольких этапов; • одновременное планирование, при котором параметры всех планов определяются одновременно в одном единственном акте планирования; е) по учету изменения данных: • жесткое планирование; • гибкое планирование; ж) по очередности во времени: • упорядоченное (текущее) планирование, при котором по завершении одного плана разрабатывается другой план (планы чередуются последовательно один за другим); • скользящее планирование, при котором по истечении определенного запланированного срока план продлевается на следующий период; • внеочередное (эвентуальное) планирование, при котором планирование осуществляется по мере необходимости, например, при реконструкции или санации предприятия.
Факторы, влияющие на выбор формы планирования В практической деятельности предприятия используют различные виды планирования, чаще всего их комбинацию. Совокупность различных видов планирования, применяемая одновременно на конкретном хозяйствующем субъекте, называется формой планирования. Выбор той или иной формы планирования зависит от многих факторов. Доминирующее положение среди них занимает специфика фирмы. Например, фирма, занимающаяся изготовлением одежды, планирует свою продукцию не более периода в один-два года, а судостроительная верфь - не менее 5-10 лет. Среди множества факторов, влияющих на форму планирования, можно выделить три группы основных факторов: а) факторы, обусловленные спецификой фирмы, например, концентрация капитала, уровень механизации и автоматизации управления фирмой, географическое расположение фирмы и т.п. б) факторы внешней среды, например, характер государственного регулирования экономики, уровень и характер конкуренции и т.п. в) критерии, обусловленные спецификой самого процесса планирования, например, полнота, детализация, точность, ясность, эластичность и гибкость, экономичность и полезность планирования и т.п. Рассмотрим указанные группы факторов. 1. Факторы, обусловленные спецификой фирмы. Социальное и экономическое содержание плана принимает различные формы в зависимости от общих условий воспроизводства, научно-технологического развития, от методов и особенностей управления фирмой. Важнейшим из факторов, определяющих формы внутрифирменного планирования, является концентрация капитала. Например, минимальный размер основных производственных фондов в ряде отраслей американской промышленности составляет сотни миллионов долларов. Концентрация капитала усиливается за счет процессов диверсикации и интернационализации капитала. Крупнейшие зарубежные фирмы - это гигантские международные концерны, которые вкладывают капиталы в самые различные отрасли и имеют свои предприятия в десятках стран мира. Концентрация капитала обусловила необходимость расширить горизонты планирования на десятки лет вперед. Влияние научно-технического прогресса на производственный процесс и управление им выражается в усложнении разделения труда и выпускаемого изделия и, как результат, усложнении организационно-технической структуры предприятия и объединения. В структуре крупнейших компаний имеются десятки научных лабораторий, сотни производственных подразделений, сложная система материально-технического обеспечения и сбыта готовой продукции, включающая многочисленных агентов по сбыту и предприятия технического обслуживания потребителей их продукции. Сказанное выдвигает жесткие требования к координации участников производства, необходимости планирования их совместных усилий. Научно-технологическая революция обусловила чрезвычайный размах научно-технического соперничества, ускорила процесс морального старения продукции, повысила темпы обновления ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции. Например, по данным американских исследователей около 30% продукции обновляется в течение 5 лет. В то же время освоение новой продукции в условиях роста ее научно-технического уровня и сложности является длительным процессом, продолжающимся нередко 7-10 лет, что немыслимо без эффективной системы планирования. Немаловажное значение имеет тот факт, что в последнее время в экономике многих стран наблюдается значительное отставание темпов роста платежеспособности населения от темпов роста производственных мощностей. Данное обстоятельство приводит к усилению роли сбыта в деятельности компаний. Происходит переориентация структуры компаний, форм взаимосвязи сбыта и производства. Маркетинг становится важнейшим объектом планирования на предприятии. Существенное влияние на внутрифирменное планирование оказал процесс механизации и автоматизации управления, что нашло свое отражение в формах и методах планирования. Автоматизация процедур планирования позволяет повысить качество плановых решений за счет их оптимизации на ЭВМ, повышения степени согласованности и сбалансированности планов различных функциональных областей производственно-хозяйственной деятельности и структурных подразделений предприятия, освобождения плановых работников от выполнения рутинных операций сбора, регистрации, приема-передачи и обработки информации и сосредоточения их усилий на творческих операциях, повышения общей культуры плановой работы и т.п. 2. Факторы внешней среды. Внешняя среда влияет на форму планирования через две группы факторов: прямого и косвенного воздействия. Группа факторов прямого воздействия включает такие факторы, которые оказывают непосредственное влияние на принимаемые плановые решения в форме различных условий и ограничений. Субъектами такого влияния могут быть поставщики и потребители, конкуренты, профессиональные союзы, центральные и местные органы государственной власти и т.п. В группу косвенного воздействия входят факторы, которые не оказывают однозначного влияния на плановое решение. Но тем не менее они могут сказаться на реализации решения посредством косвенного воздействия на интересы участников выполнения решения, изменения условий его реализации и т.п. Сюда можно отнести состояние экономики, международные события, политические факторы, научно-технический прогресс, социально-культурные факторы и т.п. Число факторов, на которые субъекты хозяйствования обязаны реагировать, а также уровень вариантности каждого фактора составляют сложность внешней среды, которая может иметь различную динамику изменения. Подвижность среды - это скорость изменений в окружении предприятия. Для различных субъектов хозяйствования эти изменения могут быть различной интенсивности. Например, для предприятий электронной, фармацевтической и химической промышленности внешняя среда изменяется более быстрыми темпами, чем для кондитерской промышленности или предприятий по производству запасных частей к автомобилям. Особенно интенсивные изменения во внешней среде происходят во время экономических и политических реформ, что имеет место в нашей действительности. Наиболее сильным фактором является экономическая политика государства. Государство в лице соответствующих законодательных, исполнительных и судебных органов регламентирует производственную, хозяйственную, социальную и иные виды деятельности субъектов хозяйствования всех форм собственности. Объектами государственного воздействия могут быть: права собственности; взаимоотношения между производителями и потребителями, работодателями и наемными работниками; защита конкуренции и борьба с монополизмом; распределительные отношения; финансы, кредит, налоги; ценообразование; использование экономического потенциала; внешнеэкономическая деятельность; научно-техническая политика и т.п. Состояние экономики также определяет стратегию субъектов хозяйствования, поскольку влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги, на возможность получения инвестиций, субсидий, налоговых льгот, кредитов. Среди факторов данной группы наибольшее влияние на выбор формы планирования оказывают господствующие в государстве формы собственности. Негосударственные формы собственности, такие как акционерная, коллективная, арендная и т.п., породили специфическую систему органов управления хозяйствующими субъектами и разные формы планирования. Например, акционерная и государственная собственность обусловливают необходимость отчетности, планирования, выплаты дивидендов, необходимого минимального уровня эффективности и т.п., чего нет на частных предприятиях. Характер государственного регулирования экономики накладывает свой отпечаток и на выбор формы планирования. Жесткие формы государственного воздействия, носящие директивный характер, суживают возможности системы внутрифирменного планирования в формировании стратегии своего развития. Мягкое же индикативное государственное регулирование позволяет хозяйствующим субъектам более активно искать многовариантные пути развития. Например, выполнение государственных заказов накладывает определенный отпечаток на организацию деятельности фирмы вообще и на планирование в частности. Работа по госзаказам, с одной стороны, способствует стабилизации хозяйственной деятельности, а с другой, требует увязки текущей и перспективной деятельности фирмы, ориентации всей работы на определенного потребителя. 3. Критерии, обусловленные спецификой процесса планирования. В каких бы хозяйствующих субъектах процесс планирования не осуществлялся, он всегда имеет одну и ту же структуру, должен соответствовать типовым требованиям, что также сказывается на выборе конкретных форм планирования. Например, при выборе формы планирования решающую роль могут играть следующие критерии: а) полнота планирования, предполагающая, что при составлении плана должны быть учтены все события и факторы, имеющие значение для принятия решения. Наличие таких условий позволяет составить полный план, сопряженный с системой частных планов; б) детализация планирования, означающая необходимость определения с достаточной степенью подробности всех планируемых показателей; в) точность планирования должна быть достаточно высокой для достижения поставленной цели; г) эластичность и гибкость планирования. Данные требования означают возможность плана приспосабливаться к изменению условий. В противном случае появляется опасность его отрыва от реальных условий, в которых идет реализация плана. Принцип эластичности плана предполагает: • наличие плановых резервов; • наличие альтернативных вариантов плановых решений, которые могут быть введены в действие в случае необходимости; • наличие и задействование в экстренных случаях аппарата эвентуального планирования; • применение перекрывающегося планирования; • использование отсрочки планирования в ситуациях, когда по истечении определенного времени отсутствует информационная определенность и т.д. д) экономичность планирования. В соответствии с этим требованием расходы на планирование должны находиться в соразмерном отношении с получаемым эффектом. Наличие средств у фирмы позволяет ей выбрать адекватные формы планирования, которые характеризуются различным уровнем затрат; е) полезность планирования, означающая улучшение качества принимаемых внутрифирменных решений. Критерием эффективности внутрифирменного планирования является степень его использования на практике как руководство к действию. Многие руководители и специалисты часто отмечают, что планы предприятий " не работают". При тщательном анализе выясняется, что они и не могут работать, а происходит это главным образом потому, что эти планы охватывают слишком длительный период, распространяются на очень большие системы и сталкиваются с огромным числом случайных процессов и событий. Поэтому в системе внутрифирменного планирования необходимо иметь организационную структуру, обеспечивающую постоянную корректировку планов в соответствии с изменениями внешней среды и внутренних условий. С этой целью могут разрабатываться автоматизированные системы управления предприятиями и объединениями, автоматизирующие процедуры корректировки планов и ослабляющие влияние неопределенности на результативность хозяйственной деятельности. Несомненно, что элементы неопределенности существуют не только в рыночной экономике, но и в плановой. Природа этого элемента определяется случайным характером развития науки и техники, процессов организации производства, труда, управления и т.п. Элементы случайности в планировании могут быть компенсированы использованием средств математической статистики в экономических расчетах для учета вероятностного характера научно-технического прогресса. Эти, а также другие, не названные здесь факторы, оказывают существенное влияние на методы и организацию внутрифирменного планирования, что находит свое проявление в следующем. 1. Появляется необходимость разделения функций в управлении предприятием и планировании его деятельности. Разделение труда осуществляется в направлении отделения функций стратегического планирования от оперативной текущей плановой работы, отделения планирования НИОКР от разработки и осуществления планов производства и реализации продукции и т.д. В организации планирования и контроля за выполнением планов все в большей степени действуют принципы разделения труда и иерархии управления, ступени которой определяются организационной структурой управления предприятием (ОСУ). Организационная структура управления предприятием - ключ к пониманию методики, задач и организации внутрифирменного планирования. 2. Повышается сложность плана. План становится комплексом различных показателей, мероприятий, различных по характеру, срокам, исполнителям. Растет плановый период, в который можно уложить начало и конец работы по разработке и освоению нового изделия, приобретение и использование новой техники В связи с этим возрастает роль длительных перспективных планов и необходимость координации их со среднесрочными и текущими планами. 3. Планирование превращается в особую сферу хозяйственной деятельности, которая может осуществляться при определенных экономических, материальных условиях. Она становится необходимым условием функционирования фирмы при сложившемся уровне обобществления производства. Но усложнение процесса планирования приводит к тому, что его может осуществлять лишь крупная фирма, обладающая для этого соответствующими специалистами, техникой и информацией. Службы внутрифирменного планирования превращаются в своеобразный инструмент концентрации и контроля капитала. Таким образом, планирование, будучи во многом результатом концентрации капитала, превращается в важнейший фактор централизации капитала.
Организация внутрифирменного планирования План предприятия по своему содержанию представляет совокупность взаимосвязанных мероприятий по повышению прибыли за счет увеличения эффективности использования всех применяемых ресурсов и реализации продукции. Успешность, эффективность системы планирования определяется в значительной мере уровнем ее организации, которая направлена на планомерное сочетание основных элементов системы планирования: а) плановый персонал, сформированный в организационную структуру; б) механизм планирования; в) процесс обоснования, принятия и реализации плановых решений (процесс планирования); г) средства, обеспечивающие процесс планирования (информационное, техническое, математико-программное, организационное и лингвистическое обеспечение). Вся система организации планирования должна быть направлена на создание наиболее благоприятных условий для совершенствования процессов производства и управления предприятием. Если теория планирования раскрывает закономерности и принципы обоснования плановых решений, то организация планирования исследует процессно-структурный аспект. 1. Плановый персонал. Сюда входит весь персонал специалистов, который в той или иной мере выполняет функции планирования. Причем для одних из них плановые функции могут быть основным видом деятельности, например для сотрудников планово-экономического отдела, а для других работников плановые функции могут сочетаться с другими видами деятельности, например, специалисты конструкторского отдела могут наряду с планированием конструкторской подготовки производства заниматься конструированием новых изделий. Инновационный характер деятельности плановых работников предъявляет особые требования к кадровой политике, которая включает следующее: • набор кадров, включая поиск, выбор и найм; • расстановку (занятие должности); • занятость, включая оценку активности и вознаграждение; • развитие (продвижение); • освобождение (текучесть, увольнение). Кадровым работникам приходится решать самые разнообразные задачи: поставить и сбалансировать кратко- и долгосрочные цели предприятия; определить, что более важно, - то ли увеличить свою долю рынка, или повышать производительность вложенного капитала; если речь идет о рентабельности вложенного капитала, то установить, во что инвестировать новые средства, - то ли в повышение рентабельности действующего производства или в производство новых видов изделий и услуг и т.д. Возрастание роли плановых работников в управлении может быть объяснено следующим: • возрастанием инвестиционного и наукоемкого характера современного производства; • увеличением в условиях конкуренции приоритетности качества и научно-технического уровня продукции; • повышением значимости творческого труда всех работников; • усилением коллективного характера труда, обусловленным повышением сложности техники и технологии, • развитием в труде предпринимательских начал. Сказанное очень остро ставит проблему повышения уровня организации плановой работы, учета в работе предприятия индивидуальных качеств плановиков, их личностных установок и психологических предпочтений, глубокой заинтересованности в конечных результатах труда Для того, чтобы успешно выполнять свои функции, плановик-менеджер помимо высокой профессиональной квалификации должен обладать способностью к обучению, общению и сотрудничеству. Зарубежный опыт организации планирования, в частности американский, показывает, что центральная служба планирования компании комплектуется сотрудниками в возрасте примерно от 30 до 45 лет. Лица более молодого возраста не набираются вследствие недостаточного опыта работы. Сотрудники старше 45 лет тоже встречаются редко. Считается, что они исчерпали свой творческий потенциал При формировании служб планирования предпочтение отдается экономистам, окончившим университет с отличием, и инженерам данного профиля производства. 2. Организационная структура планирования Аппарат плановых работников на предприятии функционирует в форме соответствующей организационной структуры (ОС), которая устанавливает необходимое количество планового персонала и распределение его по подразделениям аппарата управления, определяет состав плановых органов, регламентирует линейные, функциональные и информационные связи между плановыми работниками и подразделениями, устанавливает права, обязанности и ответственность плановиков, определяет требования к их профессиональному уровню и т.п. Организационная структура планирования зависит от различных факторов, но в наибольшей мере на ее характер влияют следующие параметры предприятия: • степень специализации производства, характеризующаяся удельным весом основной продукции в общем объеме производства; • степень массовости производства, определяемая количеством изготовляемой однотипной продукции; • организационно-правовая форма субъекта хозяйствования; • теснота связи отдельных производственных единиц, включенных в состав субъекта хозяйствования; • размеры субъекта хозяйствования и его производственных единиц, зависящие от объема производства, численности работников, стоимости основных производственных фондов; • структура субъекта хозяйствования: состав производственных единиц и структурных подразделений, соотношение между ними по масштабам производства; • внешние производственно-хозяйственные связи, • количество поставщиков и потребителей, номенклатура покупаемых материально-технических ресурсов и реализуемой продукции, • состав и структура кадров и материально-технической базы организации; • развитие научно-технического прогресса и инновационная политика предприятия; • уровень качества, научно-технический уровень и конкурентоспособность продукции; • эффективность использования ресурсов; • принятые методы организации производства и труда, управления и т.п. Рассмотрим механизм влияния указанных параметров на особенности системы планирования и ее организационную структуру. Следует отметить, что все свойства предприятия, под воздействием которых складывается организационная структура планирования, не исчерпываются технологическими, организационными, экономическими особенностями производства. Ему присущи такие социально-психологические, идеологические, моральные свойства, обусловленные менталитетом работников трудового коллектива, традициями, обычаями, национальными особенностями людей. Но вышеприведенные параметры являются доминирующими и отличаются от других отношений к результату, а следовательно, и к цели, ради которой создано предприятие. Все другие параметры по отношению к цели предприятия играют обслуживающую роль. В отличие от технологических, организационных и экономических параметров, они не формируют результат, нейтральны к существу цели и связаны лишь со степенью ее достижения. Зависимость организационной структуры планирования от параметров предприятия выражается в следующем: Во-первых, на различные элементы организационной структуры планирования параметры предприятия влияют по-разному. Непосредственное влияние отражается на системе функций, выполняемых плановыми работниками. Все другие элементы организационной структуры формируются так, чтобы обеспечить выполнение функций планирования. В свою очередь, система функций существенно влияет на структуру и содержание информационной базы, комплекса технических средств и других элементов системы планирования Во-вторых, характер этой зависимости и теснота связей между параметрами предприятия и организационной структурой - неоднородны. Зависимость одной группы свойств системы планирования от объективных факторов можно выразить лишь в качественно-логической форме, другая группа свойств может быть оценена количественно. В-третьих, каждый параметр организационной структуры определяется многими параметрами предприятия и эта зависимость не детерминирована, а проявляется преимущественно через множество случайных состояний, т.е. подчиняется законам корреляции. В то же время некоторые параметры ОС в большей мере обусловлены другими параметрами системы планирования, чем параметрами предприятия. Отсюда следует важный для практики совершенствования планирования вывод: в системе планирования существует благоприятная возможность реформ, не связанная со спецификой производства. В-четвертых, система планирования предприятием, будучи зависимой от характера производства, сама оказывает непосредственное воздействие на производство. В этом проявляется суть процесса планирования. В-пятых, требования системного подхода побуждают подходить к совершенствованию планирования предприятием комплексно, т.е. охватывать по возможности все элементы производства. Только такой подход позволяет обосновать непротиворечивые решения по рационализации организационной структуры планирования. Каждое предприятие к выбору организационной структуры планирования подходит строго индивидуально. Тем не менее, можно выделить группы предприятий с наиболее типичными схемами организационных структур планирования. В основе такой классификации лежит отраслевой признак. Все предприятия (объединения) по отраслевому признаку можно разделить на три группы: отраслевые, многоотраслевые и межотраслевые. К отраслевой группе относятся предприятия (объединения), деятельность которых ограничивается какой-нибудь одной отраслью промышленности. В эту группу входит большинство мелких и средних предприятий, а также крупные предприятия и объединения, выпускающие массовую конечную продукцию. К группе отраслевых компаний можно отнести также предприятия и объединения, выпускающие сырье и материалы массового потребления, например, сталь, нефтепродукты, переработанное минеральное сырье и т.п. Практика показывает, что организационная структура планирования в таких хозяйствующих субъектах относительно проста. В одних хозяйствующих субъектах планирование полностью централизовано на уровне высшего руководства, в других - централизация в планировании подведомственными предприятиями на уровне отделений, имеющих относительно высокую самостоятельность в принятии производственно-хозяйственных решений, сочетается с децентрализацией в руководстве отделениями со стороны высшей администрации. Отделения наряду с руководством структурными производственными единицами (цехами, корпусами, производствами, предприятиями) могут управлять другими видами деятельности: снабженческо-сбытовыми, научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами и т.п. Такое производственно-сбытовое отделение может объединять группу специализированных предприятий, что характеризует горизонтальную интеграцию производства. Отделения создаются с целью расширения каналов реализации продукции и обеспечения собственного производства всеми необходимыми компонентами: полуфабрикатами, сырьем, тарой, запасными частями, ремонтной базой, сервисным послепродажным обслуживанием продукции и т.п. Более сложную организационную структуру имеют многоотраслевые субъекты хозяйствования. Группа многоотраслевых субъектов хозяйствования объединяет, как правило, крупные промышленные концерны, которые по характеру своей продукции заняты в двух-трех и более отраслях промышленности. В таких субъектах хозяйствования устанавливаются тесные производственные связи между сопряженными и параллельными производствами, представленными отдельными предприятиями и объединениями. В результате горизонтальной и вертикальной интеграции производства в концерне сосредотачиваются большие производственные комплексы, выпускающие продукцию массового потребления и осуществляющие свою деятельность в сфере крупного промышленного производства. Примером такой формы организации производства и планирования может служить крупнейший в США концерн " Дженерал-моторс". Его организационная структура управления, как и большинства других американских концернов, состоит из четырех основных звеньев: • высшей администрации, направляющей всю деятельность концерна, • администрации производственных групп, координирующих деятельность производственных подразделений; • администрацииотделений, осуществляющих руководство работой предприятий; • администрациисамих предприятий. Высшее руководство компании представлено советом директоров, в который входят председатель совета директоров, президент компании, вице-председатель, ведущие вице-президенты и вице-президенты, многие из которых возглавляют производственные группы и отделения концерна, а также другие компании и банки. Участие в управлении несколькими корпорациями руководителей крупнейших компаний способствует укреплению межфирменных связей и упрощает процесс планирования производственно-хозяйственной деятельности концерна. Всего высшее руководство может насчитывать до 30 членов. Такой громоздкий на первый взгляд аппарат управления на практике требует строгой субординации. Во многих подобных компаниях установлено, например, что председатель совета директоров все производственные вопросы решает с президентом компании, а финансовые - с вице-председателем. Те, в свою очередь, решают вопросы с подчиняющимися им ведущими вице-президентами, а последние - с вице-президентами. В американской практике президенты компаний имеют в среднем 9 вице-президентов. При этом каналы, по которым осуществляется планирование деятельности всей компании, строго формализованы. Высший персонал осуществляет руководство предприятиями через промежуточные звенья, представленные производственными группами и отделениями. При этом каждый ведущий вице-президент имеет свою сферу влияния. Один из них, как правило, руководит всеми отделами высшей администрации, другие -производственными группами, в которые входят производственные отделения. Кроме того, специальные вице-президенты могут руководить группами по управлению деятельностью отделений за границей. Такая структура аппарата управления, с одной стороны, разгружает высшее руководство от повседневной текущей работы по управлению предприятиями и позволяет сосредоточить внимание на проблемах стратегического планирования, с другой, создает условия для более четкого планирования и руководства работой предприятий со стороны производственных групп и отделений. Последние имеют право самостоятельно решать на своих предприятиях производственные вопросы исходя из стратегии, разработанной высшим руководством. Перед каждой группой и отделением стоит менее масштабная, но более конкретная задача: оптимизировать на основе плана работу комплекса подведомственных предприятий и каждого предприятия в отдельности. Каждое отделение представляет собой комплекс взаимосвязанных предприятий, размещающихся в различных районах. В нашем понимании отделение - это крупное производственное объединение, в которое входят предприятия двух уровней. Первый уровень представлен предприятиями с высокой степенью специализации, изготовляющими полуфабрикаты. Они поставляют продукцию на сборочные предприятия второго уровня, где изготавливается конечный продукт. В этом состоит суть вертикальной интеграции производства в многоотраслевых компаниях, на основе которой строится вся система планирования и управления. Указанная система имеет следующие достоинства. Во-первых, достигается децентрализация в планировании и управлении предприятиями в рамках концерна, что при умелом применении системы материальной заинтересованности создает благоприятные условия для эффективного использования имеющихся в распоряжении предприятий ресурсов. Отделения и предприятия самостоятельно составляют текущие производственные планы Однако децентрализация в управлении и планировании деятельности предприятий в концерне сочетается с централизацией финансового контроля, сосредоточенного в руках вице-председателя. Во-вторых, объединение предприятий в крупные производственные комплексы (отделения) и сведение последних в производственные группы позволяет наладить ритмичную работу взаимосвязанных предприятий, спланировать оптимальную программу инвестиций по предприятиям каждого отделения и группы в целом с учетом интересов предприятий и концерна. Кроме того, обеспечивается более тесная связь предприятий с научно-исследовательскими институтами и лабораториями, входящими в структуру отделения; облегчается привлечение к практической работе квалифицированных консультантов в области планирования и управления производством, появляется возможность оптимизации производственных мощностей и рабочей силы в масштабе всего отделения. В-третьих, централизация снабженческо-сбытовых функций позволяет снизить издержки на эти виды деятельности и оперативно маневрировать материальными ресурсами. В-четвертых, все четыре уровня управления (высшая администрация, руководство производственных групп, отделений и предприятий) связаны одной системой коммерческого расчета, что обеспечивает полную самостоятельность в планировании, свободу и оперативность в работе, высокую степень ответственности и заинтересованности в конечных результатах деятельности. Межотраслевые компании. Относящиеся к этой группе субъекты хозяйствования специализируются на выпуске продукции, потребляемой отраслевыми и многоотраслевыми предприятиями и объединениями. Многоотраслевая компания, например, может выпускать одновременно детали и сборочные единицы для автомобильной и авиационной промышленности, изоляционные и строительные материалы для строительства, упаковочные материалы для пищевой промышленности и т п. Будучи поставщиками многих предприятий и объединений различных отраслей промышленности, они занимают как бы межотраслевое положение. В многоотраслевых компаниях нет широкого выхода конечной продукции на рынки потребительских товаров. Их рынок более ограничен. Конкуренция со стороны отраслевых и многоотраслевых компаний ими выдерживается за счет более низких издержек вследствие высокой специализации производства и массового выпуска продукции. Система планирования в межотраслевых компаниях во многом идентична системе, принятой во вспомогательных подразделениях крупных отраслевых и многоотраслевых концернов, которые производят продукцию в основном для нужд основных производственных подразделений и лишь частично реализуют ее другим компаниям. Однако при наличии унифицированных блоков планирования даже в однотипных субъектах хозяйствования имеются различия в средствах и методах их реализации, что говорит о постоянном развитии и совершенствовании системы планирования в соответствии с изменяющимися условиями производства и внешней среды Многоступенчатость в планировании сложилась не сразу, а постепенно, с ростом компаний, как объективная реакция на изменяющиеся условия хозяйствования, обусловленные внешней средой. 3. Механизм планирования. Под механизмом планирования понимается совокупность средств и методов, с помощью которых принимаются плановые решения и обеспечивается их реализация. Если организационная структура отражает внешнее строение системы планирования, ее форму, то механизм планирования раскрывает внутреннее строение, содержание системы планирования. В общем виде в механизм планирования входят: • аппарат выработки целей и задач функционирования предприятия; • функции планирования; • методы планирования. Перечисленные компоненты механизма планирования взаимообусловлены как элементы одной системы. Логика этой связи следующая: законы развития производства, включая экономические законы, законы техники и технологии, кибернетики, законы развития общества и т.п. порождают цели и задачи функционирования предприятия; цели и задачи определяют функции планирования, которые обусловливают соответствующие методы планирования. Рассмотрим эти компоненты. Цели и задачи планирования. Переход к рыночной экономике существенным образом изменяет систему целей и задач предприятия, которая в плановой экономике задавалась директивно. В рыночной экономике предприятие, руководствуясь потребностями рынка, само формирует программу своей работы. В общем виде постановку целей можно определить как процесс принятия плановых решений, который предшествует будущему действию. Цели деятельности всех структурных подразделений предприятия должны быть увязаны между собой. Только при таком подходе гарантируется, что всем сторонам деятельности предприятия будет уделено надлежащее внимание. Только руководство высшего звена способно обеспечить оптимальное соединение целей и задач отдельных подразделений с общими целями деятельности предприятия. Соединение целей и основных задач по их достижению представляет собой стратегию предприятия. Политика же разрабатывается для того, чтобы создать механизм реализации целей. Причем задачи более высокого звена предприятия могут стать целями для нижележащего уровня. Политика очень важна для управления повседневной деятельностью предприятия. Она позволяет выявлять и формулировать проблемные ситуации, требующие своего разрешения, проверять в практической деятельности людей вероятность достижения целей, прогнозировать развитие различных ситуаций, оценивать приоритет целей в процессе их постановки и реализации, анализировать опыт работников аппарата управления и т.п. Система целей предприятия зависит от пяти компонентов: внешних возможностей и ограничений предприятия, внутренних возможностей и ограничений предприятия, склонности к риску. Внутренние возможности и ограничения определяются трудовыми, финансовыми и материальными ресурсами; внешние - характером внешней среды, которую в отношении целей можно структурировать на экономическую, технологическую, правовую и т.д. Система целей деятельности предприятия должна удовлетворять следующим требованиям: • они должны быть функциональными, чтобы руководители различных уровней могли легко трансформировать цели, которые ставятся на более высоком уровне, в задачи для нижестоящих уровней; • должна быть установлена временная связь между долговременными и краткосрочными целями; • цели должны периодически пересматриваться, чтобы внутренние возможности соответствовали имеющимся условиям; • цели должны обеспечить необходимую концентрацию ресурсов и усилий; • необходимо всегда ставить систему целей, а не одну цель; • цели должны охватывать все сферы деятельности предприятия. Данные требования можно реализовать, если на предприятии есть четкий механизм планирования целей, в основе которого лежат следующие направления деятельности: • выделение линейных и функциональных подразделений, отвечающих за организационное обеспечение целей определенного уровня; • проверка однородности целей каждого подразделения предприятия, недопущение разрыва связи между целями и задачами; • рациональное распределение прав и ответственности на разных уровнях управления, исходя из иерархии системы целей; • установление последовательности и характера работ по достижению конечных целей предприятия; • оценка эффективности различных вариантов организационных решений, • разработка системы оценки и стимулирования труда, исходя из конечных результатов работы подразделения. Успешная реализация этих конечных целей будет зависеть от того, как они будут в процессе планирования разбиты на подцели и задачи. В общем случае алгоритм планирования целей включает их конкретизацию в технико-экономических показателях работы предприятия и формулирование основных проблем, требующих своего решения для достижения целей. Разные цели могут соотноситься между собой следующим образом: • может иметь место конкуренция целей, если реализация одной цели возможна только за счет другой (рис. 2.1); • реализация одной цели может способствовать реализации другой (рис 2.2); • цели не связаны между собой (рис. 2.3) Функции планирования. Под функциями планирования понимаются обособившиеся виды труда, порождаемые разделением труда внутри процесса планирования, т е любая работа, любое действие, совершаемое в процессе формирования плана и направленное на изменение состояния предприятия. В состав функций планирования можно включить следующие Уменьшение сложности. Важнейшей функцией планирования является преодоление реально существующей сложности планируемых объектов и процессов. Для этого при планировании необходимо выделить наиболее существенные связи и зависимости, объединив их в модули, разграничивающие сферы деятельности и являющиеся структурными элементами единого плана. Такой подход позволяет разбить процесс планирования на отдельные плановые расчеты и упростить процесс разработки и реализации плана, а также контроля за его выполнением. Рис. 2.1. Возможная комбинация целей при их конкуренции
Рис. 2.2. Возможная комбинация целей при их дополнении Рис. 2.3. Возможная комбинация независимых целей
Мотивация. С помощью процесса планирования должно инициироваться эффективное использование материального и интеллектуального потенциала предприятия. Прогнозирование. Одной из функций планирования является как можно более точное прогнозирование состояния как внешней, так и внутренней среды предприятия путем систематического анализа всех факторов. Качество прогноза определяет и качество плана. Обеспечение безопасности. Планирование должно учитывать фактор риска, чтобы избежать или уменьшить его. Оптимизация. В соответствии с данной функцией планирование должно обеспечить выбор допустимых и наилучших с точки зрения ограничений альтернатив использования ресурсов. Функция координации и интеграции. Планирование должно объединять людей как в процессе разработки плана, так и его реализации, предотвращать конфликты и учитывать интеграцию различных сфер деятельности предприятия. Функция упорядочения. С помощью планирования создается единый порядок действий всех работников предприятия. Функция контроля. Планирование позволяет наладить эффективную систему контроля за производственно-хозяйственной деятельностью, анализ работы всех подразделений предприятия. Функция документирования. Планирование обеспечивает документированное представление хода производственно-хозяйственной деятельности. Функция воспитания и обучения. Планирование оказывает воспитательный эффект посредством образцов рациональных действий и позволяет учиться на ошибках. Методы планирования. Под ними понимается способ осуществления планирования, т.е. способ реализации плановой идеи. Метод планирования зависит от конкретной формы планирования и включает два аспекта: а) направление планирования; б) средства обоснования плановых параметров. В практике планирования можно выделить три направления планирования: прогрессивное, ретроградное и круговое. Прогрессивное планирование (способ " снизу вверх"). При этом способе планирование осуществляется от низших уровней иерархии предприятия к высшим. Здесь низшие структурные подразделения сами составляют детальные планы своей работы, которые впоследствии интегрируются на верхней ступени, образуя план предприятия. Ретроградный метод (" сверху вниз"). В этом случае процесс планирования осуществляется исходя из плана предприятия путем детализации его показателей сверху вниз по иерархии. При этом структурные подразделения должны преобразовать поступающие к ним планы вышестоящих уровней в планы своих подразделений. Круговой метод (встречное планирование). Он представляет собой синтез вышерассмотренных методов. Круговой метод предусматривает разработку плана в два этапа. На первом этапе (сверху вниз) производится текущее планирование по главным целям. На втором этапе (снизу вверх) составляется окончательный план по системе детализированных показателей. При этом в планы включаются наиболее удачные решения. 4. Процесс планирования Как целесообразная деятельность людей процесс планирования имеет свою технологию, представляющую последовательность работ, выполняемых при составлении плана. Процесс планирования состоит из следующих этапов. Определение цели планирования Цели планирования являются решающим фактором при выборе форм и методов планирования. Они обусловливают также критерии при принятии плановых решений и контроле за ходом их реализации. Анализ проблемы На этом этапе определяется исходная ситуация на момент составления плана и формируется конечная ситуация. Поиск альтернатив На этом этапе среди возможных путей разрешения проблемной ситуации отыскиваются подходящие действия. Прогнозирование На этом этапе формируется представление о развитии планируемой ситуации. Оценка На этом этапе проводятся оптимизирующие расчеты для выбора наилучшей альтернативы. Принятие планового решения Выбирается и оформляется единственное плановое решение. 5. Вспомогательные средства, обеспечивающие процесс планирования Средства, обеспечивающие процесс планирования, позволяют автоматизировать технологический процесс разработки плана предприятия: от сбора информации до принятия и реализации плановых решений. Сюда входит техническое, информационное, программное, организационное и лингвистическое обеспечение. Комплексное использование этих средств позволяет создать автоматизированную систему плановых расчетов (АСПР).
Структура плановых органов Внутрифирменное планирование как составная часть процесса управления предприятием может иметь следующие организационные формы: • с централизованными функциями планирования; • с децентрализованными функциями планирования. Соответственно этим формам строится система плановых органов конкретного субъекта хозяйствования. В фирме с централизованными функциями планирования при высшем руководстве создается специальная служба планирования, называемая отделом планирования и контроля. Она подчиняется непосредственно президенту или вице-президенту и занимается разработкой перспективных и текущих планов и следит за ходом их выполнения. На предприятиях, которые входят в структуру фирмы на правах производственных единиц, имеется отдел производственного контроля, в функции которого входит распределение заказов, обеспечение своевременной доставки в цеха материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, а также оперативный контроль за ходом выполнения плана. При централизованной системе планирования легче координировать работу взаимосвязанных предприятий. Однако с расширением масштабов деятельности фирмы, с усилением процесса диверсификации и появлением многоотраслевых концернов планировать их работу из одного центра становится невозможным. При децентрализованной системе внутрифирменного планирования плановая работа осуществляется на трех уровнях. На уровне высшего руководства компанией имеется центральная служба планирования, занимающаяся разработкой только перспективных планов. В каждом производственном отделении имеется свой плановый отдел, составляющий текущий план комплекса своих предприятий. На каждом предприятии есть отдел производственного планирования и контроля, занимающийся текущим технико-экономическим и оперативно-календарным планированием. В этом варианте централизация перспективного планирования и децентрализация текущего способствует повышению инициативы, отделений и предприятий в использовании производственных возможностей. Основная работа по планированию сосредоточена в производственных звеньях и строится с учетом специфики их работы. Степень децентрализации функций планирования в разных фирмах может быть различной. Так, например, перспективное планирование не всегда может быть сосредоточено только на высшем уровне. В фирмах, где отделения можно сравнить с крупными компаниями, например, в таких как " Дженерал моторс", основная работа по перспективному планированию деятельности отделений выполняется в плановых отделах отделений. В этом случае на центральную службу планирования возлагаются функции разработки общей стратегии компании, координации и контроля за работой плановых служб отделений, проверки состояния текущих финансовых расходов отделений и предприятий. Место центральной службы планирования в составе аппарата высшего руководства фирмой может быть различным. Например, в американских фирмах наиболее часто применяются следующие варианты размещения центральной службы планирования: • в составе ведущих управлений фирмы наряду с такими структурными подразделениями центрального аппарата управления, как управление кадров, правовое управление, управление финансов и т.д. • может быть выделена из состава ведущих управлений и подчиняться непосредственно президенту; • может размещаться вдали от высшей администрации, иногда в другом городе. Как видно из этих вариантов, в выборе варианта размещения центральной службы планирования нет единого шаблона. Мотивы здесь могут быть следующие. Подчинение центральной службы планирования непосредственно президенту или вице-президенту объясняется рядом факторов: • только президент и его заместители могут отчетливо представлять перспективы развития компании; • плановые решения, принимаемые первыми руководителями, имеют директивный характер и пользуются большим авторитетом по сравнению с решениями функциональных руководителей; • на уровне первых руководителей легче решать кадровые вопросы и координировать плановую работу в компании; • при таком подходе упор делается на прогнозирование, перспективное и стратегическое планирование, что обеспечивает более устойчивую работу компании. Удаление центральной службы планирования осуществляется для того, чтобы ее сотрудники не использовались для разного рода авральных работ и не испытывали давления со стороны других управлений высшего руководства фирмы. Это позволяет освободить плановиков от выполнения несвойственных им оперативных функций и сконцентрировать внимание на коренных проблемах планирования. Различные подходы могут быть и при создании плановых отделов в основном производственном звене фирм - на предприятиях. В американских крупных фирмах с децентрализованной системой планирования этот отдел носит название отдела производственного планирования и контроля и чаще всего состоит из трех секторов: производственного планирования; производственного контроля и контроля над производственными запасами (рис. 2.4). Каждый из секторов, в свою очередь, состоитиз нескольких групп. Сектор производственного планирования включает следующие группы. Группа производственного бюджета регистрирует поступающие заказы и производит основные плановые калькуляционные расчеты и расчеты возможных коммерческих результатов, составляет производственный план с указание
|