Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философский уровень
КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Фундаментальные
раскрывают закономерности процесса воспитания, направлены на углубление научных знаний, развитие методологии науки, открытие ее новых областей и не преследуют непосредственно практических целей
| Прикладные
решают отдельные теоретические и практические задачи, связанные с формированием содержания воспитания и образования, разработкой педагогических технологий; связывают науку и практику, фундаментальные исследования и разработки
| Разработки
имеют целью создание программ, учебников, пособий, инструктивно-методических рекомендаций по воспитанию и обучению, формам и методам организации деятельности учащихся и педагогов, управлению воспитательными системами
| МЕТОДОЛОГИЯ (от греч. methodos- — путь исследования или познания, теория, учение и logos — слово, понятие): 1) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности; 2) учение о научном методе познания; 3) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.
К СВЕДЕНИЮ
В педагогике методологию определяют как учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности. Принято выделять четыре уровня методологии.
Технологический уровень
Методика и техника исследования
Конкретно-научный уровень
Исходные теоретические концепции
Общенаучный уровень
Концепции, применяемые во многих науках
Философский уровень
Экзистенциализм, неотомизм, позитивизм, неопозитивизм, прагматизм, диалектический материализм
♦ СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДОЛОГИИ ПЕДАГОГИКИ
Система научно-
педагогических
знаний
| Процесс научного познания педагогических явлений
| Практика как сфера реализации педагогических знаний
| предмет, функции и задачи педагогики
| проблемы выбора методов исследования
| изучение сущности, законов и закономерностей процесса воспитания
| место педагогики в системе наук о человеке
| особенности и взаимосвязь исследовательских методов
| определение цели, задач, содержания воспитания
| общие и специфические задачи педагогических дисциплин
| соотношение качественных и количественных характеристик, содержательных и формализованных методов
| изучение и сопоставление факторов формирования личности
| взаимосвязь педагогики с другими науками
| эмпирический и теоретический уровни исследования
| разработка принципов, форм, методов и средств организации и осуществления процесса воспитания
| понятийно-терминологическая система педагогики
| методологические проблемы прогнозирования
|
|
♦ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
При проведении научно-педагогического исследования необходимо:
♦ исходить из объективности и детерминированности педагогических явлений — они существуют и развиваются в силу действия внутренних объективных законов, противоречий, причинно-следственных связей.
♦ обеспечивать целостный подход в изучении педагогических явлений и процессов
♦ изучать явление в его развитии
♦ изучать данное явление в его связях и взаимодействии с другими явлениями
♦ рассматривать процесс развития как самодвижение и саморазвитие, обусловленное присущими ему внутренними противоречиями, выступающими как движущая сила и источник развития
МЕТОДЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОД (от греч. methodos — путь исследования или познания, теория, учение) — путь познания; способ построения и обоснования научного знания; способ, посредством которого познается предмет науки.
ПРИНЦИПЫ ВЫБОРА МЕТОДОВ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
♦ Принцип совокупности методов исследования — для решения любой научной проблемы используется не один, а комплекс взаимодополняющих методов.
♦ Принцип адекватности методов существу изучаемого явления, тем результатам, которые предполагается получить, возможностям исследователя
♦ Принцип запрета экспериментов, использования исследовательских методов, противоречащих нравственным нормам, способным нанести вред испытуемым, образовательно-воспитательному процессу
♦ МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Общенаучные
| Конкретно-научные
|
|
|
|
| теоретические
| эмпирические
| общетеоретические:
• абстракция и конкре-
тизация;
• анализ и синтез;
• сравнение;
• противопоставление;
• индукция и дедукция;
социологические:
• анкетирование;
• интервьюирование;
• экспертные опросы;
• рейтинг;
социально-психологи-
ческие:
• социометрия;
• тестирование;
• тренинг;
математические:
• ранжирование;
• шкалирование;
• индексирование;
• корреляция.
| • анализ литературы,
архивных материа-
лов, документации и
продуктов деятель-
ности;
• анализ понятийно-
терминологической
системы;
• аналогий, основан-
ный на общности
фундаментальных
законов диалектики
для процессов
различной природы;
• построение гипотез;
• построение мыслен-
ного эксперимента;
• прогнозирования;
• моделирования.
| • наблюдения (полевые
и лабораторные; фор-
мализованные (по жест-
кой программе) и не-
формализованные;
включенные; прямые и
косвенные; сплошные
и выборочные; само-
наблюдения;
• беседа;
• педагогический конси-
лиум;
• изучение и обобщение
массового и индивиду-
ального педагогическо-
го опыта;
• педагогический экспе-
римент (глобальный,
локальный и микроэкс-
перимент; естественный
и лабораторный;
• научно-педагогическая
экспедиция.
|
Каждая наука разрабатывает и использует методы исследования, отражающие ее специфику; их выбор обусловлен:
♦ неоднозначностью протекания педагогических процессов, множественностью факторов, одновременно влияющих на их результаты, — это требует использования разнообразных взаимодополняющих исследовательских методов и приемов, проверки и перепроверки полученной информации;
♦ неповторяемостью педагогических процессов: в отличие от исследований в области естественных наук, где есть возможность многократного повторения опытов и экспериментов, педагогический процесс, педагогическую ситуацию, педагогический эксперимент кратно воспроизвести «в чистоте» практически невозможно — это требует от исследователя корректности в формулировке обобщений и выводов.
♦ СТРУКТУРА И ЛОГИКА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1 этап
| Общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование ее актуальности, уровня разработанности; определение объекта и предмета, темы исследования. Формулирование общей и промежуточных целей исследования и соотнесенных с целями задач
| 2 этап
| Выбор методологии: исходной концепции, опорных теоретических положений, единого, определяющего ход и предполагаемые результаты исследования замысла, исследовательского подхода
| 3 этап
| Построение гипотезы исследования — теоретической конструкции, истинность которой предстоит доказать
| 4 этап
| Выбор методов исследования. Проведение констатирующего эксперимента с целью установления исходного состояния предмета исследования
| 5 этап
| Организация и проведение преобразующего эксперимента
| 6 этап
| Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования
| 7 этап
| Выработка практических рекомендации
| В программе, с разработки которой начинается исследование, выделяются две основные части:
|