Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация кредитования
Организация кредитования – это деятельность по упорядочению процессов, связанных с движением ссудного капитала во времени и в пространстве в соответствии с принципами кредитования (срочность, платность, возвратность и др.). Организация кредитования требует решения следующих задач: 1. формирование кредитной политики фирмы (кредитного учреждения) 2. организация кредитного процесса и управление им Рассмотрим эти задачи. Кредитная политика представляет собой систему мер, направленных на установление приоритетов развития кредитных отношений, рациональную организацию и управление процессом кредитования различных категорий заемщиков с целью обеспечения высокой рентабельности и минимизации риска при организации кредитных отношений и реализации кредитных сделок. Необходимость разработки кредитной политики обусловлена следующими причинами: 1) кредитная политика определяет основные приоритеты в установлении кредитных отношений с различными категориями заемщиков; 2) кредитная политика определяет экономические и юридические ограничения кредитных операций, например определяет способы обеспечения кредита, формы кредитных документов, и др. 3) кредитная политика устанавливает стандарты и общие подходы к организации кредитования; 4) Создает более благоприятные условия для работы кредитной организации, в частности: - дает ориентир в работе кредитного отдела кредитной организации; - снижает вероятность ошибок и принятия неверных решений; - обеспечивает единообразие в кредитной работе банка и во всех его филиалах. То есть исходя из этого, можно заключить, что кредитная политика устанавливает общие принципы кредитования и включает следующие направления деятельности: - установление условий кредита – условия кредита представляют собой сочетание установленных сроков кредита и ставок процента, - описание стандартов кредитоспособности – это требования к финансовой устойчивости, которой должны обладать заемщики для получения кредита, - утверждение обеспечения кредита – это способы и методы покрытия кредитных обязательств, в случае потери заемщиком своей кредитоспособности и неисполнения им кредитных обязательств, - разработка политики возврата кредита – это набор юридических процедур, которые используются в отношении заемщиков, имеющих просроченную задолженность.
Разрабатывая кредитную политику, руководство кредитной организации должно ставить перед собой следующие цели: обеспечение максимальной прибыльности кредитной сделки, достижение оптимальной ликвидности кредитной организации и обеспечение минимального риска.
Элементами кредитной политики являются: 1) район деятельности или «география кредита». В последнее время этот элемент становится более масштабным в силу развития конкуренции и росту потребности в кредите в различных регионах страны. Поскольку в России большинство банков является универсальными, то задача расширения географии кредита значительно облегчается; преградой в этом может стать повышенный риск кредитования клиентов, территориально удаленных от КУ. 2) Виды предоставляемых услуг. На ассортимент услуг банка могут повлиять степень риска (высокий риск факторинга не позволяет ему занять видное место среди услуг банка), ликвидность (если степень ликвидности невысока, то снижается доля долго- и среднесрочных кредитов), заявки клиентов (если нет потребности в услуге, то нет необходимости в ее разработке и внедрении), прибыльность кредита. 3) кредитоспособность заемщика. Существует объективная (материальный аспект: финансовое положение заемщика, наличие движимого и недвижимого имущества) и субъективная оценка. С точки зрения последней, банк не должен предоставлять кредит клиенту который не заслуживает доверия, т.е. если имеются признаки, что заемщик не будет скрупулезно придерживаться условий кредитного договора. Так, при оценке заемщика банк уделяет большое внимание «особенностям жизненного стиля» клиента. Предпочитает иметь дело с клиентом, который владеет домом и проживает в нем в течение длительного периода, женат и имеет детей. Это служит свидетельством благонадежности и дает гарантию, что клиент не прекратит выплату долга в не экстремальных условиях. 4) приемлемая форма обеспечения (движимое имущество: депозиты, ценные бумаги, драгоценности и недвижимость). 5) срок возврата кредита. С точки зрения банка важно установление научно-обоснованного срока возврата, поскольку в этом случае снижается риск несбалансированной ликвидности; с точки зрения заемщика – нет необходимости в отвлечении денег из производственного оборота. 6) максимальный лимит кредитования. Банк не должен выдавать сверхкрупные кредиты по 2 причинам: слишком высок риск невозврата и риск нарушений нормативов ЦБ (что грозит санкциями).
На содержание кредитной политики коммерческой организации влияют различные факторы. При разработке кредитной политики необходимо исходить из следующих факторов, влияющих на кредитную политику: 1) объем кредитных ресурсов (С повышением доли «коротких» денег, должна сокращаться доля долгосрочных кредитов. Банки, имеющие солидную капитальную базу, могут позволить себе значительно больший объем кредитных вложений при умеренных процентах, в отличие от банков с незначительным капиталом); 2) структура кредитов по различным критериям (по отраслям, по срокам, по обеспечению); 3) условия предоставления кредитов; 4) степень риска и прибыльности кредитов (если банк нацелен на получении максимальной прибыли, то он руководствуется «агрессивной» политикой, предполагающей повышенный риск; если же политика консервативная, банк стремится к минимизации риска, что, соответственно снижает прибыль); 5) стабильность ресурсной базы (чем стабильнее ресурсы, тем меньше резервов приходится создавать банку, следовательно, увеличивается объем кредитного портфеля); 6) состояние экономики страны (если экономика находится в состоянии депрессии, то необходимость в кредитах отпадает: производители не могут взять кредит - нечем отдавать, банкиры не могут его дать – нет надежных заемщиков. При росте экономики кредитная деятельность значительно расширяется); 7) спрос и предложение на кредит Ц 8) способность и опыт персонала
Как было сказано выше, вторая задача, стоящая перед кредитной организацией - это организация кредитного процесса. Кредитный процесс представляет собой упорядоченную последовательность действий при осуществлении кредитных операций. В процессе управления кредитными операциями (т.е в кредитном процессе) можно выделить несколько этапов: - разработка целей и задач кредитной политики; - создание административной структуры управления кредитным риском и системы принятия административных решений; - рассмотрение заявок на получение кредита и проведение интервью с будущим заемщиком; - изучение финансового состояния заемщиков; - изучение кредитной истории заемщиков, их деловых связей; - разработка и подписание кредитных соглашений; - анализ рисков невозврата кредитов; - контроль за выполнением условий соглашения и погашением кредита. - реализация мероприятий по возврату просроченных и сомнительных ссуд и по реализации залогов.
Инициатором получения кредита чаще всего является заемщик. Для получения кредита, он представляет заявку, где содержатся исходные сведения о требуемой ссуде: цель, размер кредита, вид и срок ссуды, предполагаемое обеспечение. Банк требует, чтобы к заявке были приложены документы и финансовые отчеты, служащие обоснованием просьбы о предоставлении ссуды и объясняющие причины обращения в банк. Эти документы – необходимая составная часть заявки. Их тщательный анализ проводится на последующих этапах, после того как представитель банка проведет предварительное интервью с заявителем и сделает вывод о перспективности сделки. В состав пакета сопроводительных документов, представляемых в банк вместе с заявкой, входят следующие документы: 1. Финансовый отчет, включающий баланс предприятия-заемщика и счет прибылей и убытков за последние 3 года. Баланс составляется на определенную дату (конец года) и показывает структуру активов, обязательств и капитала предприятия. Отчет о прибылях и убытках охватывает годичный период и дает подробные сведения о доходах и расходах компании, чистой прибыли, распределении ее (отчисления в резервы, выплата дивидендов и т. д.). 2. Отчет о движении денежных средств. Этот отчет дает общую картину использования денежных средств предприятия, позволяет определить изменения различных статей доходов и расходов и движение денежных фондов, характеризует периоды высвобождения денежных средств и образования их дефицита. 3. Промежуточные финансовые отчеты (квартальные) характеризуют более детально финансовое положение компании-заемщика, изменение ее потребности в ресурсах в течение года (поквартально, помесячно). 4. Внутренние управленческие отчеты. Составление баланса требует много времени. Банку могут потребоваться данные оперативного учета, которые содержатся в записках и отчетах, подготовленных для руководства компании. Эти документы касаются операций и инвестиций, изменения дебиторской и кредиторской задолженности, продаж, величины запасов и т. д. 5. Прогноз финансирования. Прогноз содержит оценки будущих продаж, расходов, издержек на производство продукции, дебиторской задолженности, оборачиваемости запасов, потребности в денежной наличности, капиталовложениях и т. д. Есть два вида прогноза: оценочный баланс и кассовый бюджет. Первый включает прогнозный вариант балансовых счетов и счет прибылей и убытков на будущий период, второй прогнозирует поступление и расходование денежной наличности (по неделям, месяцам, кварталам). 6. Налоговые декларации. Это важный источник дополнительной информации. Там могут содержаться сведения, не включенные в другие документы. Кроме того, они могут определенным образом характеризовать заемщика, (может будет обнаружено, что он уклоняется от уплаты налогов с части прибыли). 7. Бизнес-планы. Многие кредитные заявки связаны с финансированием начинающих предприятий, которые еще не имеют финансовых отчетов и другой документации. В этом случае представляется подробный бизнес-план, который должен содержать сведения о целях проекта, методах ведения операций и т. д. В частности, документ должен включать: описание продуктов или услуг, которые будут предложены на рынке; отраслевой и рыночный прогнозы; планы маркетинга; план производства; план менеджмента; финансовый план.
Заявка поступает к соответствующему кредитному работнику, который после ее рассмотрения проводит предварительную беседу с будущим заемщиком – владельцем или представителем руководства фирмы. Эта беседа имеет большое значение для решения вопроса о будущей ссуде: она позволяет кредитному инспектору не только выяснить многие важные детали кредитной заявки, но и составить психологический портрет заемщика, выяснить профессиональную подготовленность руководящего состава компании, реалистичность его оценок положения и перспектив развития предприятия. Следующим этапом является интервью с клиентом. В ходе беседы с заемщиком необходимо сконцентрировать внимание на ключевых, базовых вопросах, представляющих наибольший интерес для кредитной организации. Рекомендуется распределить вопросы по 4 – 5 группам. Это: сведения о клиенте и его компании; вопросы по поводу просьбы о кредите; вопросы, связанные с погашением кредита; вопросы по поводу обеспечения займа; вопросы о связях клиента с другими банками. После беседы кредитный инспектор должен принять решение: продолжать ли работу с кредитной заявкой или ответить отказом. Если предложение клиента расходится в каких-то важных аспектах с принципами и установками политики, которую проводит банк в области кредитных операций, то заявку следует решительно отвергнуть. При этом необходимо объяснить заявителю причины, по которым кредит не может быть предоставлен. Если же кредитный инспектор по итогам предварительного интервью решает продолжить работу с клиентом, он заполняет кредитное досье и направляет его вместе с заявкой и документами, представленными клиентом, в отдел по анализу кредитоспособности. Там проводится углубленное и тщательное обследование финансового положения компании-заемщика. При анализе кредитоспособности используются разные источники информации: – материалы, полученные непосредственно от клиента; – материалы о клиенте, имеющиеся в архиве банка; – сведения, сообщаемые теми, кто имел деловые контакты с клиентом (его поставщики, кредиторы, покупатели его продукции, банки и т. д.); - отчеты и другие материалы частных и государственных учреждений и агентств (отчеты о кредитоспособности, отраслевые аналитические исследования, справочники по инвестициям и т. п.). Эксперты отдела кредитоспособности прежде всего обращаются к архивам своего банка. Если заявитель уже получал ранее кредит в банке, то в архиве имеются сведения о задержках в погашении долга или других нарушениях. Важные сведения можно получить у банков и других финансовых учреждений, с которыми имел дело заявитель. Банки, инвестиционные и финансовые компании могут предоставить материал о размерах депозитов компании, непогашенной задолженности, аккуратности в оплате счетов и т. д. Торговые партнеры компании сообщают данные о размерах предоставленного ей коммерческого кредита, и по этим данным можно судить о том, использует ли клиент эффективно чужие средства для финансирования оборотного капитала. Для оценки кредитоспособности предприятия коммерческие банки используют различные методы финансового анализа состояния заемщика. Многочисленные аспекты финансового анализа, будучи соединенными в систему, отражают способность клиента своевременно и в полном размере погашать свой долг. При этом необходимо учитывать, что содержание и акценты финансового анализа деятельности предприятия зависят от цели его проведения. В случае, когда анализ проводится самим предприятием для выявления своих " слабых мест", возможностей повышения эффективности деятельности, устранения ошибок в производственном процессе и определения дальнейшего направления развития, указанные составные части детализируются до очень мелких аспектов функционирования предприятия. Однако для банка нет необходимости проводить финансовый анализ предприятия с такой степенью детализации, поскольку при кредитовании главной целью банка является оценка кредитоспособности заемщика и перспектив устойчивости его финансового положения на срок пользования кредитом. При оценке кредитоспособности заемщика банк предусматривает и такую ситуацию, когда клиент не сможет вернуть долг. Для страхования риска непогашения ссуды банк запрашивает различного рода обеспечение кредита. Однако в мировой практике считается, что банкир не должен предоставлять кредит, если у него есть предчувствие того, что придется реализовать обеспечение. Таким образом, обеспечение является страховкой на случай непредвиденного ухудшения положения клиента, тогда как при нормальном состоянии бизнеса клиента кредит будет погашаться по мере осуществления хозяйственного цикла. Основное внимание при определении кредитоспособности сосредотачивается на показателях, характеризующих способность заемщика обеспечить погашение кредита и уплату процентов по нему. При оценке кредитоспособности предприятия основные задачи состоят в анализе его платежеспособности и ликвидности баланса; структуры, состояния, и движения активов; источников средств, их структуры, состояния и движения; абсолютных и относительных показателей финансовой устойчивости и изменений ее уровня. Наиболее важными для оценки кредитоспособности являются показатели ликвидности баланса и обеспеченности заемщика собственными источниками средств. Основной источник информации для осуществления анализа финансового состояния предприятия - это форма №1 для годовой и периодической бухгалтерской отчетности предприятия " Бухгалтерский баланс" и форма №2 для годовой и квартальной бухгалтерской отчетности " Отчет о финансовых результатах". Анализ кредитоспособности предприятия-заемщика разбивается на два основных этапа: 1. Общий анализ кредитоспособности заемщика, результатом которого является составление описания финансового состояния предприятия-заемщика с указанием специфических особенностей предприятия и оценкой его финансового положения. 2. Рейтинговая оценка предприятия-заемщика, дающая стандартную оценку финансового состояния предприятия и позволяющая сравнивать его с другими заемщиками.
Финансовая отчетность является лишь одним из каналов получения информации о заемщике. К другим источникам относятся также архивы банка, отчеты специализированных кредитных агентств, обмен информацией с другими банками и финансовыми учреждениями, изучение финансовой прессы. Банки хранят всю информацию о прошлых операциях со своими клиентами. Архивы кредитного отдела позволяют установить, получал ли заявитель в прошлом займы у банка, и если получал, были ли задержки с платежами, нарушения условий договора и т. д. Банковские отделы кредитоспособности изучают отчеты кредитных агентств, которые содержат базовую информацию о фирмах, историю их деятельности, сведения о финансовом положении за ряд лет. Это особенно важно, если банк ранее не имел контактов с заемщиком. Агентства могут выпускать специализированные отчеты о компаниях в определенной отрасли или группе отраслей, что также представляет интерес для банка. Наконец, банки и другие финансовые учреждения обмениваются конфиденциальной информацией о компаниях. Банк просит заявителя представить список других банков и финансовых учреждений, с которыми он ведет дела или имел отношения в прошлом. Затем банк проверяет представленную информацию по почте или по телефону. Он просит другие банки охарактеризовать заявителя на основе прошлого опыта работы с ним. При изучении заявки на кредит кредитный инспектор может произвести инспекцию фирмы на месте и побеседовать с ключевыми должностными лицами. Очень важно выяснить уровень компетенции людей, возглавляющих финансовые, операционные и маркетинговые службы, административный аппарат. Во время посещения фирмы можно выяснить многие технические вопросы, которые не были затронуты во время предварительного интервью, а также составить представление о состоянии имущества, зданий и оборудования компании, о привычках и поведении сотрудников и т. д. В случае благоприятного заключения банк приступает к разработке условий кредитного договора. Этот этап называется структурированием ссуды. В процессе структурирования банк определяет основные характеристики ссуды: вид кредита; сумму; срок; способ погашения; обеспечение; цену кредита; прочие условия. Структурирование может оказать серьезное влияние на успех кредитной сделки. Если банк определил в договоре слишком напряженные сроки погашения ссуды, то заемщик может остаться без капитала, необходимого для нормального функционирования. В результате выпуск продукции не будет расти согласно первоначальным планам. Напротив, если банк предоставит слишком либеральные условия выплаты долга (скажем, если денежные средства для погашения полугодовой ссуды будут получены в течение одного месяца), то заемщик будет длительное время бесконтрольно использовать полученный кредит. Неправильное определение суммы кредита тоже может вызвать серьезные проблемы. Если сумма занижена (например, вместо необходимых 300 тыс. руб. получено 100 тыс. руб.), то заемщику вскоре потребуется еще 200 тыс. руб., и первоначальный заем не будет погашен в срок. В обратной ситуации (выдано 200 тыс. руб., когда необходимо 100 тыс.) клиент будет располагать излишними суммами и затратит их на финансирование расходов, не предусмотренных кредитным договором. Первый шаг, который должен сделать кредитный инспектор, разрабатывая условия будущей ссуды – определить вид кредита. Это зависит от цели кредита, характера операций, для финансирования которых берется ссуда, возможности и источников погашения кредита. Если ссуда берется для финансирования запасов или дебиторской задолженности, то средства, необходимые для ее погашения, образуются после продажи этих запасов или оплаты счетов покупателями продукции. В случае, когда ссуда применяется для покупки оборудования, зданий и т. п., и средства для погашения кредита будут получены в процессе длительной эксплуатации этих элементов основного капитала. Ясно, что при финансировании запасов или дебиторской задолженности клиент нуждается в краткосрочном кредите, погашаемом в течение нескольких месяцев, тогда как во втором случае кредит должен соответствовать срокам службы оборудования и соответственно иметь более длительный срок – от 1 до 25 – 30 лет. Банк предлагает клиенту тот вид кредита и те условия погашения, которые в наибольшей степени отвечают характеру сделки, лежащей в основании займа. Погашение ссуды может производиться единовременным взносом по окончании срока или равномерными взносами на протяжении всего периода действия кредита. В последнем случае разрабатывается шкала погашения в соответствии со сроками оборачиваемости капитала. Когда работа по структурированию ссуды окончена, кредитный инспектор должен принять принципиальное решение: перейти ли к окончательным переговорам о заключении кредитного соглашения или отказать в выдаче ссуды. Необходимо еще раз подчеркнуть, что если на одной из стадий обследования и подготовки материалов становится ясно, что какие-то важные характеристики ссуды (цель, сумма, обеспечение, условия погашения) не соответствуют политике банка в области кредитования и принятым стандартам, следует отказаться от предоставления кредита. Поэтому, закончив структурирование ссуды, кредитный инспектор должен еще раз оценить всю имеющуюся информацию (архивы, материалы, интервью с заемщиком, отчеты о кредитоспособности, балансовые коэффициенты и т. д.) и принять окончательное решение о целесообразности ссуды. Если заключение положительно, то работа переходит в стадию переговоров об окончательных условиях кредитного соглашения, после чего проект договора должен быть представлен руководству банка для утверждения. Кредитное соглашение представляет собой развернутый документ, подписываемый обеими сторонами кредитной сделки и содержащий подробное изложение всех условий ссуды. Его основными разделами являются: свидетельства и гарантии; характеристика кредита; обязывающие условия; запрещающие условия; невыполнение условий кредитного соглашения; санкции в случае нарушения условий. Не все кредитные соглашения содержат все указанные разделы, но некоторые моменты – характеристика кредита, обязанности кредитора и заемщика, что понимается под нарушением договора – обязательно присутствуют в документе о кредитной сделке. Соглашение подписывают представители банка икомпании, а если нужно – гарант. После этого комплект всех документов передается клиенту, а другой комплект с сопроводительными документами идет в кредитное досье банка. Далее заемщику открывается ссудный счет, на котором ведется учет суммы кредита и его погашение. Коммерческие банки и их клиенты самостоятельно выбирают вариант кредитования. Однако в интересах обеих сторон необходимо, чтобы форма ссудного счета полнее отвечала характеру платежного оборота. В современной банковской практике применяются следующие виды ссудных счетов: простой ссудный счет, специальный ссудный счет и контокоррентный счет. Учет выдачи ссуды на указанных счетах производится: по дебету счета - сумма выданной ссуды (долг заемщика), по кредиту - погашение задолженности.
Простые ссудные счета используются при возникновении разовой потребности в заемных средствах в связи с накоплением различных видов товарно-материальных ценностей, осуществлением тех или иных производственных затрат, отвлечением средств в расчеты, потребностями в текущих платежах и др. Данный счет требует большего технического оформления, вместе с тем на нем более четко прослеживается целевое назначение кредита.
Специальный ссудный счет используется при возникновении постоянной потребности в кредите и открывается на весь период кредитования. Выдача кредита по этим счетам производится путем оплаты поступающих расчетных документов за товары и услуги, т.е. банк непосредственно участвует в организации платежного оборота и авансирует его. Клиенту в банке может быть открыт только один спецссудный счет, по которому выдаются ссуды под несколько объектов. Таким образом, предприятие имеет постоянно действующий специальный ссудный счет, по которому происходит систематическое предоставление денежных средств и погашение задолженности посредством зачисления выручки от реализации товаров на специальный ссудный счет. При открытии такого счета клиент получает возможность оплачивать платежные документы по самым разнообразным потребностям: счета за товары и услуги, чеки на заработную плату, платежные поручения на погашение кредиторской задолженности, перечисление налогов и других платежей. Для всех этих платежей достаточно иметь один специальный ссудный счет, на который будут поступать определенные платежи в погашение ссудной задолженности.
Контокоррентный счет - единый активно-пассивный счет, сочетающий черты ссудного и расчетного (текущего) счетов. Как правило, расчетный счет предприятия как самостоятельный лицевой счет закрывается, поэтому обороты по контокоррентному счету шире, чем при кредитовании по специальному ссудному счету. По этому счету проводятся все операции с клиентом. Кредит выдается по мере потребности клиента, если поступления на счет (кредитовый остаток) не обеспечивают необходимые платежи. При выдаче кредита на счете образуется дебетовое сальдо (остаток), что означает возникновение задолженности банку. Контокоррент используется в практике, как правило, для надежных клиентов, когда поступление выручки гарантируется систематическим сбытом продукции, что исключает возникновение длительных просроченных долгов. Кредитование по контокоррентному счету является составной частью системы " овердрафт". Такой кредит позволяет производить денежные операции не только в пределах свободного остатка средств, но и за счет кредита банка. В зависимости от формы ссудного счета выбирается метод кредитования.
Выдача ссуд по спецссудному и контокоррентному счету каждый раз документально не оформляется, а производится на основе заявления-обязательства, предоставляемого при открытии счета.
- метод кредитования по обороту (При кредитовании по обороту кредит следует за движением, оборотом объекта кредитования. Кредит авансирует затраты заемщика до момента высвобождения его ресурсов. Размер ссуды возрастает по мере увеличения объективной потребности в ссуде и погашается по мере снижения этой потребности. Данный метод обеспечивает непрерывное, по мере снижения или увеличения потребности синхронное движение кредита, является непрерывно возобновляющимся процессом); - метод кредитования по остатку (При кредитовании по остатку организация платежного оборота в связи с обязательствами хозяйственно-финансовой деятельности осуществляется по расчетным счетам с предоставлением банковских ссуд под отдельные виды запасов товарно-материальных ценностей для восстановления собственных средств, вложенных в хозяйственный оборот. Банковские ссуды при этом носят компенсационный характер. Предприятие может кредитоваться по нескольким простым ссудным счетам. Таким образом, кредит взаимосвязан с остатком товарно-материальных ценностей и затрат, вызвавших потребность в ссуде. Чаще всего кредитование по остатку, как правило, уже охватывает меньший круг объектов кредитования); - оборотно-сальдовый метод (На практике кредитование по обороту и по остатку могут сочетаться, образуя оборотно-сальдовый метод, когда кредит на первой стадии выдается по мере возникновения в нем потребности, а на второй стадии погашается в строго определенные сроки, которые могут не совпадать с объемом высвобождающихся ресурсов. На первой стадии кредит выдается на начальной стадии оборота товарно-материальных ценностей и затрат; на второй стадии погашается на базе остатков срочных обязательств клиента перед банком).
После выдачи кредита работа не прекращается. Кредитный инспектор периодически должен проверять состояние кредита, чтобы вовремя быть в состоянии прореагировать на возможные ухудшения процесса возврата кредита. Все данные должны подшиваться в досье клиента для того, чтобы в будущем использовать их при поступлении дополнительных кредитных заявок от клиента.
|