Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задания для текущего модульного контроля студентов
Семинар 1. Предмет и метод экономической теории
1. Генезис предмета экономической теории. 2. Главные направления развития современной экономической мысли. 3. Методы экономического анализа. Методические указания: В процессе изучения данной темы семинарского занятия необходимо определить основные этапы развития экономической науки, уделить внимание сравнительному анализу предмета ойкономики, политической экономии и «экономикс», а также системе взглядов экономических школ на процесс экономического развития. Проанализировать нормативный и позитивный подходы в экономическом исследовании и раскрыть основные функции материалистической диалектики как метода политической экономии.
Учебная литература · Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы, политика. В 2-х т.: пер. с англ. 11-го изд. – М.: Республика, 1992. – Гл.1, 2. · Основи економічної теорії: політекономічний аспект: Підручник / Відп. ред. Г.Н. Климко. – 4-те вид., перероб. і доп. – К.: Знання-Прес, 2002. – Розділ 1, 2. · Экономическая теория: Учебник / Под общ.ред.акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2002. – Гл. 1. · Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред В.Д. Камаева. – 5-е изд.., перераб и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Гл. 1, 2. · Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. – М.: Дело, Вита-Пресс, 1996. – 544 с. Тесты Верны ли следующие утверждения? 1. Индукция - это движение мысли от общего к единичному, от знания большей степени общности к знанию меньшей степени общности. а) да б) нет
2. Восхождение от абстрактного к конкретному, единство исторического и логического – это основные приемы познания формальной логики. а) да б) нет
3. Современную экономическую теорию можно определить как науку о распределении ограниченных ресурсов. а) да б) нет
4. Анализ и синтез, индукция и дедукция - это основные диалектико-логические приемы познания. а) да б) нет
5. Дедукция - это движение мысли от единичного к общему, от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности. а) да б) нет Выберите правильные ответы 6. Экономическая теория, выражающая интересы торговой буржуазии эпохи первоначального накопления капитала - это: а) классическая политическая экономия; б) кейнсианство; в) меркантилизм; г) марксизм. 7. Микроэкономика может быть определена как область экономической науки, которая изучает: а) экономическое поведение отдельных групп потребителей, фирм и собственников ресурсов; б) экономическое поведение отдельных фирм; в) отношения между отдельными представителями разных классов; г) использование компьютеров в экономических исследованиях.
8. Термин «экономикс» получил всеобщее признание после того, как был употреблен в заглавии труда: а) А. Смита; б) А. Маршалла; в) Дж. Кейнса; г) К. Маркса.
9. Выберите наиболее полное и корректное определение предмета современной экономической теории: а) экономика изучает деятельность людей, включающую производство и обмен товарами; б) экономика изучает переменные величины, поведение которых воздействует на состояние национальной экономики (цены, производство, занятость и т.д.); в) экономика изучает, как общество использует ограниченные ресурсы, необходимые для производства различных товаров в целях удовлетворения потребностей его членов; г) экономика изучает деньги, банковскую систему, капитал.
10. Какое из приводимых здесь определений предмета экономической науки принадлежит А. Смиту, Д. Рикардо, К. Марксу, А. Маршаллу: а) экономическая наука изучает побудительные мотивы поведения человека в хозяйственной сфере его жизни, проблемы и закономерности экономического выбора. Ее задача - выработка руководства к поведению в практической жизни. Ее лучше обозначить термином «экономикс» (экономическая теория), а не более узким «политическая экономия»; б) предметом моего исследования в настоящей работе является капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена; в) главная задача политической экономии каждой страны состоит в увеличении богатства и могущества. Каждый из видов торговли не только выгоден, но и необходим и неизбежен, когда он порождается естественным ходом вещей; г) продукт земли - все, что получается путем соединенного приложения труда, машин и капитала - делится между тремя классами общества. Определить законы, которые управляют этим распределением, - главная задача политической экономии.
11. Какое из этих положений не имеет отношения к определению предмета современной экономической теории? а) эффективное использование ресурсов; б) неограниченные производственные ресурсы; в) максимальное удовлетворение потребностей; г) материальные и духовные потребности; д) редкость блага.
12. Термин «политическая экономия» появился в: а) 1917 г. б) 1870 г. в) 1776 г. г) 1615 г.
13. Понятие метода науки включает в себя: а) способы оптимального применения всей совокупности познавательных средств; б) структуру предмета; в) набор фактических данных; г) мировоззренческие установки ученого.
14. Макроэкономика определяется как область экономической теории, изучающая: а) роль государства в экономике; б) глобальные тенденции экономического развития человечества; в) процессы, происходящие в национальной экономике, взятой в целом; г) те же проблемы, что и политическая экономия в первоначальном понимании этого термина.
15. Что из предложенного является лучшим примером того, как правительства оберегают рыночную систему: а) строительство мостов и дорог; б) охрана окружающей среды; в) введение антимонопольного законодательства; г) ограничение скорости на автомагистралях.
16. Существование экономических проблем может быть объяснено: а) воздействием государства на экономику и растущим населением Земли; б) загрязнением окружающей среды и существованием международных монополий; в) неограниченностью потребностей людей и ограниченностью ресурсов; г) наличием инфляции и безработицы; Задача 1 Предприятие, занимаясь выпуском мебели, на производство годового объема продукции расходует: на древесину - 5 тыс. долл.; на станки – 2 тыс. долл.; на агрегаты – 1 тыс. долл.; на электроэнергию – 500 долл.; на мазут – 300 долл.; на здания – 800 долл.; на пластмассу – 400 долл.; на фурнитуру – 600 долл.; на транспорт – 900 долл. Определите стоимость израсходованных предметов труда, орудий труда и средств производства.
Семинар 2. Функционирование конкурентных рынков:
|