Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственное регулирование национальной экономики






 

1. Сущность и функции государства в рыночной экономике.

2. Финансовый механизм экономической политики.

3. Денежно-кредитный механизм экономической политики.

4. Социальная политика.

Методические указания:

В процессе изучения данной темы семинарского занятия необходимо раскрыть сущность и функции государства и механизмам финансовой, монетарной и социальной политики государства. Особое внимание уделить анализу влияния инструментов финансовой, денежно-кредитной и социальной политики на эффективность развития экономики.

Учебная литература

· Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы, политика. В 2-х т.: пер. с англ. 11-го изд. – М.: Республика, 1992. – Гл.6, 8, 37.

· Основи економічної теорії: політекономічний аспект: Підручник / Відп. ред. Г.Н. Климко. – 4-те вид., перероб. і доп. – К.: Знання-Прес, 2002. – Розділ 7, 33-39.

· Экономическая теория: Учебник / Под общ.ред.акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2002. – Гл.28, 29.

· Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред В.Д. Камаева. – 5-е изд.., перераб и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Гл. 18.

· Холостова Е.И. Социальная политика: учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 204 с.

· Чаусовский А.М. Экономическая политика: Учебное пособие. – Донецк: КИТИС, 2000. – Гл. 1, 2, 3, 4.

Тесты

Верны ли следующие утверждения?

1. Провалы рынка – это случаи, когда государственное вмешательство в рыночные механизмы оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов.

а) да б) нет

2. Можно ли рассматривать Д. Менделеева не только как великого химика, но и как экономиста,

если известно, что он долгое время возглавлял российский Комитет мер и весов.

а) да б) нет

3. Согласны ли вы со следующим утверждением: «В самом широком смысле слова трансакционные издержки состоят из тех издержек, существование которых невозможно представить в экономике Робинзона Крузо».

а) да б) нет

4. Чисто общественное благо – это такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами в зависимости от того, сколько они за него платят.

а) да б) нет

5. М. Фридмен утверждает, что рыночная экономика представляет собой неустойчивую систему со многими пороками, поэтому государство должно усиливать свое присутствие в экономике.

а) да б) нет

6. Децильный коэффициент – это соотношение доходов 10% населения с наибольшими доходами и 10% населения с наименьшими доходами

а) да б) нет

7. Для оценки уровня и динамики денежных доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода. Реальный доход – это номинальный доход за вычетом налогов и других обязательных платежей

а) да б) нет

8. В мировой практике в качестве интегрального показателя уровня жизни используется индекс человеческого развития (ИЧР). Он включает в себя три составляющие: производительность труда, масштаб неформальной экономики, уровень безработицы

а) да б) нет

9. Чем более неравномерно распределение доходов населения, тем более выпуклой становится кривая Лоренца.

а) да б) нет

10. Социальная помощь – это обязательное страхование работников от социальных рисков: болезни, безработицы, старости.

а) да б) нет

11. Социальное страхование – это поддержка государством тех членов общества, которые не способны самостоятельно себя обеспечить.

а) да б) нет

12. Располагаемый доход – это количество денежных средств, начисленных работнику.

а) да б) нет

13. Форма кривой Лоренца не зависит от налогов.

а) да б) нет

14. Прогрессивное налогообложение усиливает неравенство между различными группами населения.

а) да б) нет

15. Большинство выдающихся экономистов-теоретиков были богатыми людьми (Рикардо, Кейнс). Это можно считать доказательством верности их теорий.

а) да б) нет

16. Основная стратегическая задача деятельности профсоюзов – борьба за своевременную выплату заработной платы.

а) да б) нет

17. Форма кривой Лоренца не зависит от трансфертных выплат населению.

а) да б) нет

18. Закономерно, что уровень оплаты работника, занятого на одном и том же рабочем месте, возрастает, даже если не растет производительность его труда.

а) да б) нет

Выберите правильные ответы.

19. Выберите условие минимально допустимого вмешательства государства в экономику:

а) совершенная конкуренция;

б) регулирование «естественных монополий»;

в) защита отечественного товаропроизводителя;

г) контроль над ценами на основные продукты питания.

20. Чисто общественные блага – это блага:

а) производство и потребление которых связано с криминальной деятельностью;

б) производство и потребление которых не связано с загрязнением окружающей среды;

в) которые потребляются без загрязнения окружающей среды;

г) которые потребляются людьми независимо от того, платили они за них или нет.

21. Какой наиболее точный смысл отрицательного внешнего эффекта вы смогли бы отметить?

а) создание отрицательного экономического воздействия на окружающих за счет потребления благ тем или иным индивидуумом (наглядный пример: пользование частным автомобилем способствует загрязнению окружающей среды);

б) потребление индивидуумом одного блага (при естественной ограниченности его ресурсов) неизбежно вызывает невозможность потребления другого, альтернативного блага, потерю альтернативной возможности. Отрицательный внешний эффект – есть потеря альтернативной возможности в потреблении;

в) наблюдение того, как определенный индивид потребляет ценное, высококачестве6нное благо, неизбежно рождает волну зависти у ряда окружающих лиц.

22. В современном научном тексте вы все чаще встречаете термин «институт». Что подразумевается под ним в широком смысле слова:

а) общественно-правовое учреждение;

б) высшее учебное заведение;

в) исследовательский центр;

г) словесный символ, обозначающий преобладающий и постоянный способ мышления или действия, ставший привычкой для какой-либо социальной группы или обычаем для народа.

23. Коэффициент Джини, который характеризует степень неравенства в распределении доходов населения, изменяется:

а) в пределах от 0 до 1;

б) равен 1;

в) в пределах от 1 до 10;

г) в пределах от 0 до ¥.

24. Для графической иллюстрации степени неравенства в распределении доходов строится кривая:

а) Маршалла; б) Лаффера;

в) Лоренца; г) Маркса.

25. Причинами неравенства в доходах населения в рыночной экономике являются:

а) распределение доходов на основе законов спроса и предложения;

б) уровень образования и профессиональной подготовки;

в) неравенство владения собственностью;

г) удача, связи и готовность рисковать;

д) все ответы верны.

26. Социальная политика государства на рынке труда предполагает воздействие, как на спрос, так и на предложение труда. Объектами регулирования выступают:

а) производительность труда;

б) платежный баланс;

в) бюджетный дефицит и государственный долг;

г) уровень и продолжительность безработицы;

д) заработная плата;

е) все ответы верны.

Задача 1

Постройте кривую Лоренца исходя из доходов, которые распределяются следующим образом:

Группы семей, %            
Доля доходов, % 4, 5 10, 1   22, 9 45, 5  

Задача 2

Правительство страны планирует в следующем году увеличить ВВП на 12 млрд. грн. На сколько необходимо сократить налоги, чтобы достичь запланированного роста ВВП, если предельная склонность к потреблению равна 0, 8?

Задача 3

Валовой внутренний продукт при полной занятости 150 млрд. грн. Фактический ВВП равняется 120 млрд. грн. Налоговые поступления составляют 10% от ВВП. Государственные закупки товаров и услуг равняются 10, 5 млрд. грн., а государственные трансферты – 2, 5 млрд. грн. Определите:

а) какой излишек или дефицит имеет государственный бюджет;

б) изменение сальдо госбюджета при полной занятости.

 

Семинар 13. Экономический рост

1. Сущность, содержание и цели экономического роста.

2. Факторы и типы экономического роста.

3. Модели равновесного экономического роста.

4. Теории стадий экономического роста.

5. Проблемы экономики Украины в контексте экономического роста.

Методические указания:

В процессе изучения данной темы семинарского занятия необходимо определить сущность, содержание, цели экономического роста. Особое внимание следует уделить изучению факторов, типов и моделей экономического роста, а также рассмотреть проблему экономического роста в экономике Украины.

Учебная литература

· Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы, политика. В 2-х т.: пер. с англ. 11-го изд. – М.: Республика, 1992. – Гл.21.

· Основи економічної теорії: політекономічний аспект: Підручник / Відп. ред. Г.Н. Климко. – 4-те вид., перероб. і доп. – К.: Знання-Прес, 2002. – Розділ 22.

· Экономическая теория: Учебник / Под общ.ред.акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2002. – Гл. 22.

· Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред В.Д. Камаева. – 5-е изд.., перераб и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Гл. 22.

 

Тесты

Верны ли следующие утверждения?

1. Единственный способ, которым государство может воздействовать на экономику с целью ускорения НТП – это система налогообложения

а) да б) нет

 

2. Экономический рост, рассчитанный в текущих ценах, отражает реальный экономический рост

а) да б) нет

 

3. Совершенствование производства происходит только под воздействием государства

а) да б) нет

 

4. Рост величины отработанного в национальном хозяйстве рабочего времени – экстенсивный фактор экономики

а) да б) нет

 

5. Экстенсивный экономический рост – это экономический рост, основанный на увеличении объема используемых ресурсов

а) да б) нет

 

6. Интенсивный экономический рост – это экономический рост, основанный на более эффективном использовании ресурсов

а) да б) нет

 

7. Экономический потенциал страны растет, когда кривая производственных возможностей сдвигается влево

а) да б) нет

 

8. Экономический рост обостряет противоречие между неограниченными потребностями и ограниченными ресурсами

а) да б) нет

 

9. Экономический рост не зависит от инвестиций, вкладываемых в человеческий капитал

а) да б) нет

 

Выберите правильные ответы

10. Под потенциальным экономическим ростом понимается совокупный ВВП, который может быть произведен при:

а) доступной технологии;

б) максимально возможном использовании работников;

в) эффективном применении средств производства;

г) все ответы верны.

 

11. Факторами экономического роста являются:


а) рабочая сила;

б) производственные ресурсы;

в) технология;

г) природные ресурсы;

д) все ответы верны.


 

12. Сторонники теории экономического роста приводят в защиту своей концепции все из приводимых ниже доводов, кроме того, что:

а) экономический рост приводит к повышению уровня жизни;

б) легче бороться с нищетой, когда экономика успешно развивается;

в) имеется прямая связь между увеличением реального объема ВВП и оздоровлением окружающей среды;

г) экономический рост создает предпосылки к повышению уровня образования и квалификации;

д) экономический рост приводит к укреплению обороноспособности страны.

 

13. Наиболее существенная причина экономического роста в развитых странах - это:

а) увеличение объема рабочего времени;

б) технологические изменения в производстве;

в) увеличение объема применяемого капитала.

 

14. Экономический рост может быть проиллюстрирован:

а) сдвигом влево кривой производственных возможностей;

б) сдвигом вправо кривой производственных возможностей;

в) движением точки по кривой производственных возможностей;

г) движением от одной точки к другой внутри кривой производственных возможностей;

д) движением от одной точки к другой за пределами кривой производственных возможностей.

 

15. В модели «АD-АS» экономический рост может быть представлен как:


а) сдвиг влево кривой АS;

б) сдвиг вправо кривой АD;

в) сдвиг влево кривой АD;

г) сдвиг вправо кривой АS;


д) все предыдущие ответы неверны.


Задача 1

Реальный объем производства в периоде t составляет 110 у.е., реальный объем производства в периоде t-1 составляет 90 у.е. Определите темп экономического роста. Охарактеризуйте тип экономического роста, если происходит увеличение показателя Yt/Lt

Задача 2

В стране за прошлый год темпы экономического роста составили 5, 8 %, прирост основного капитала – 8 %, прирост населения страны – 2 %, а доля капитала в валовом внутреннем продукте страны составила 0, 35 %.

Вычислите темп прироста совокупной производительности факторов производства («остаток Солоу»).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал