Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Новое в законодательстве об информации и ИКТ⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15
Принятый Государственной Думой 8 июля 2006 г., одобренный Советом Федерации 14 июля 2006 г. и опубликованный 29 июля 2006 г. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» направлен на регулирование отношений, возникающих при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации. Рассмотрим законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации по состоянию на 1 сентября 2008 г. Надеемся, что это будет полезно будущим юристам и работникам органов государственной власти, связанным с информационно-коммуникационными технологиями. Этот Федеральный закон (далее — Закон) («Собрание законодательства РФ», 31.07.2006, № 31 (ч. 1), ст. 3448) пришел на смену действовавшему до него закону со схожим названием — «Об информации, информатизации и защите информации» (от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ). (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 8, ст. 609.) Согласно Пояснительной записке, законопроект вносился на основании Плана действий по выработке мер, необходимых для ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 28 января 1981 г. Старый закон неоднократно критиковался за наличие пробелов, декларативность и бездейственность его норм. Но новый закон оказался еще лаконичней прежнего и не ввел никаких механизмов повышения его действенности. Он содержит 18 статей, причем последняя статья перечисляет положения, утратившие силу с введением этого закона. Согласно ст. 1, закон регулирует отношения, возникающие при:
Положения Закона не распространяются на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации. Ст. 2 Закона устанавливаются следующие основные понятия:
В нем по-прежнему подтверждается конституционная свобода «поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом» (ст. 3), однако не предусмотрены реальные гарантии этой свободы. Общество рассчитывало, что новый законопроект позволит устранить следующие противоречия: 1) имеющиеся пробелы и противоречия, в частности, приведение понятийного аппарата и механизмов регулирования в соответствие с практикой применения информационно-коммуникационных технологий, в том числе, определение понятий «информационная система», «информационно-телекоммуникационная сеть», «электронное сообщение» и др.; 2) модификация закрепленных в действующей редакции подходов к регулированию различных категорий информации; 3) необходимость решения актуальных проблем, которые обозначил опыт существования старого Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» (например, определение правового статуса различных категорий информации, регулирование создания и эксплуатации информационных систем, установление общих требований к использованию информационно-телекоммуникационных сетей) 4) отсутствие необходимой правовой основы для реализации конституционных прав граждан, защиты общественных и государственных интересов в сфере использования современных информационно-коммуникационных технологий. Что касается устранения имеющихся пробелов и создания необходимой правовой основы для реализации конституционных прав граждан, то, например, положения закона об оплате предоставляемой гражданам информации, вместо общего принципа бесплатности услуги по предоставлению гражданам содержащейся в органах власти информации, собранной на средства самих этих граждан (в виде налогов) — с определенными исключениями из него, устанавливают принцип платы за такую информацию с двумя исключениями. Одним из них стала такая норма как требование бесплатного доступа к сайтам органов государственной власти и органов местного самоуправления (пп. 1, п. 8, ст. 8). В ст. 9 («Ограничения доступа к информации») закон ушел и от введения принципа, принятого в цивилизованных странах мира: ограничения должны быть четко установлены законом, быть необходимыми в демократическом обществе и пропорциональными целям защиты. Другими словами, ограничения права на доступ к информации должны быть оспоримыми, они могут быть признаны в установленном порядке недействующими в случае преобладания общественного интереса в разглашении информации Решение актуальных проблем заключается, видимо, в норме п. 3 ст. 10, в соответствии с которой при использовании для распространения электронных писем лицо, распространяющее информацию, обязано обеспечить получателю информации возможность отказа от такой информации. Таким образом, мы все теперь сможем отказаться от Интернет-спама, отвечая на каждое рекламное предложение. Вот только насколько это средство будет эффективно? Закон «благоразумно» переложил заботу о регламентации условий предоставления информации, предоставляемой в обязательном порядке, на Правительство Российской Федерации или соответствующие государственные органы, то есть органы, заинтересованные в максимальной волоките (п. 4 ст. 14). Новый закон подтвердил: профессиональная тайна, т.е. информация, полученная гражданами при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации (п. 5 ст. 9). Тем самым, с учетом положения ст. 41 Закона о СМИ, возникает еще одно основание считать видом такой тайны профессиональную тайну журналиста — со всеми вытекающими из этого последствиями. Новый закон, как и прежний, продекларировал, что нарушение его требований влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Несмотря на продолжающуюся закрытость от граждан государственных ресурсов и тотальную открытость сведений о гражданах на «черном рынке» информации, нам неизвестно о случаях наступления такой ответственности по прежнему закону. Возникают сомнения в эффективности и «новых старых» норм. Одна из причин таких сомнений — отказ законодателя от принятой повсеместно в Европе и мире практики учреждения специального органа по контролю над соблюдением информационного законодательства, своего рода информационного прокурора с широкими полномочиями. Вот вам и учет требований европейских конвенций! Наконец, загадкой остается признание утратившим силу Федерального закона от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 28, ст. 3347). Этот закон был столь же декларативным, как и закон «Об информации, информатизации и защите информации», но он хотя бы закреплял те или иные полезные принципы. При этом новый закон не касается сферы международного информационного обмена вовсе. Согласно положениям Закона, правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:
Законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации основывается на Конституции РФ, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения по использованию информации федеральных законов. Правовое регулирование отношений, связанных с организацией и деятельностью средств массовой информации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации. Порядок хранения и использования включенной в состав архивных фондов документированной информации устанавливается законодательством об архивном деле в Российской Федерации. Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Закон устанавливает факт того, что информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения. Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа). Информация, согласно п. 3 ст. 5 Закона, в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:
Обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. Обладатель информации, исходя из п. 4 ст. 7 Закона, если иное не предусмотрено иными федеральными законами, вправе:
Обладатель информации при осуществлении своих прав обязан:
К общедоступной информации настоящим Законом относят общеизвестные сведения и иную информацию, доступ к которой не ограничен. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации. Граждане и организации (юридические лица) (далее — организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Законом и другими федеральными законами. Гражданин имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности. Не может быть ограничен доступ к:
Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения. Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд. В случае, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством. Предоставляется бесплатно информация:
Установление платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен соответствующими федеральными законами. Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне. Федеральные законы определяют условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение. Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации. Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам только в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда. Срок исполнения обязанностей по соблюдению конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, может быть ограничен только с согласия гражданина., предоставившего такую информацию о себе. Запрещается требовать от гражданина предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина, если иное не предусмотрено соответствующими федеральными законами. Порядок доступа к персональным данным граждан устанавливается федеральным законом о персональных данных. В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица. При использовании для распространения информации средств, позволяющих определять получателей информации, в том числе почтовых отправлений и электронных сообщений, лицо, распространяющее информацию, обязано обеспечить получателю информации возможность отказа от такой информации. Предоставление информации осуществляется в порядке, который устанавливается соглашением лиц, участвующих в обмене информацией. Случаи и условия обязательного распространения информации или предоставления информации, в том числе предоставление обязательных экземпляров документов, устанавливаются соответствующими федеральными законами. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. В федеральных органах исполнительной власти документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Правила делопроизводства и документооборота, установленные иными государственными органами, органами местного самоуправления в пределах их компетенции, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации в части делопроизводства и документооборота для федеральных органов исполнительной власти. Электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если соответствующими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе. В целях заключения гражданско-правовых договоров или оформления иных правоотношений, в которых участвуют лица, обменивающиеся электронными сообщениями, обмен электронными сообщениями, каждое из которых подписано электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи отправителя такого сообщения, в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон, рассматривается как обмен документами. Право собственности и иные вещные права на материальные носители, содержащие документированную информацию, устанавливаются гражданским законодательством. Согласно ст. 12 Закона государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает:
Государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями:
Ст. 13 Закона оговаривает понятие «Информационные системы ». Согласно указанной статье понятие «Информационные системы» включают в себя:
Если иное не установлено федеральными законами, оператором информационной системы является собственник используемых для обработки содержащейся в базах данных информации технических средств, который правомерно пользуется такими базами данных, или лицо, с которым этот собственник заключил договор об эксплуатации информационной системы. Права обладателя информации, содержащейся в базах данных информационной системы, подлежат охране независимо от авторских и иных прав на такие базы данных. Установленные настоящим Законом требования к государственным информационным системам распространяются на муниципальные информационные системы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении. Особенности эксплуатации государственных информационных систем и муниципальных информационных систем могут устанавливаться в соответствии с техническими регламентами, нормативными правовыми актами государственных органов, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, принимающих решения о создании таких информационных систем. Порядок создания и эксплуатации информационных систем, не являющихся государственными информационными системами или муниципальными информационными системами, определяется операторами таких информационных систем в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами. Государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях. Государственные информационные системы создаются и эксплуатируются на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами (физическими лицами), организациями, государственными органами, органами местного самоуправления. Перечни видов информации, предоставляемой в обязательном порядке, устанавливаются федеральными законами, условия ее предоставления — Правительством Российской Федерации или соответствующими государственными органами, если иное не предусмотрено федеральными законами. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать обязательные требования к порядку ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем. Не допускается эксплуатация государственной информационной системы без надлежащего оформления прав на использование ее компонентов, являющихся объектами интеллектуальной собственности. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. На территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства РФ в области связи, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Регулирование использования информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, осуществляется в Российской Федерации с учетом общепринятой международной практики деятельности саморегулируемых организаций в этой области. Порядок использования иных информационно-телекоммуникационных сетей определяется владельцами таких сетей с учетом требований, установленных настоящим Законом. Соответствующими федеральными законами может быть предусмотрена обязательная идентификация личности, организаций, использующих информационно-телекоммуникационную сеть при осуществлении предпринимательской деятельности. При этом получатель электронного сообщения, находящийся на территории РФ, вправе провести проверку, позволяющую установить отправителя электронного сообщения, а в установленных соответствующими федеральными законами или соглашением сторон случаях обязан провести такую проверку. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных соответствующими федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены соответствующими федеральными законами. Согласно ст. 16 Закона, защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:
Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством РФ, обязаны обеспечить:
Требования о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий. При создании и эксплуатации государственных информационных систем, используемых в целях защиты информации, методы и способы ее защиты должны соответствовать указанным требованиям. Нарушение требований настоящего Закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации. Требование о возмещении убытков не может быть удовлетворено в случае предъявления его лицом, не принимавшим мер по соблюдению конфиденциальности информации или нарушившим установленные законодательством РФ требования о защите информации, если принятие этих мер и соблюдение таких требований являлись обязанностями данного лица. Когда распространение определенной информации ограничивается или запрещается соответствующими федеральными законами, гражданско-правовую ответственность за распространение такой информации не несет лицо, оказывающее услуги:
|