Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Для сравнимости результатов при анализе решений расчеты различных
Р Е М Е Н Н Ы Е П Е Р Е Д А Ч И Часть II. ПРИМЕРЫ РАСЧЕТА Методические указания по дисциплине ” Детали машин ” для студентов машиностроительных специальностей всех форм обучения
Нижний Новгород Составители: А.А. Ульянов, Н.В. Дворянинов, Ю.П.Кисляков
УДК 621.81 (075.5)
Ременные передачи. Ч.II: Примеры расчета: Метод. указания по дисциплине «Детали машин» для студентов машиностроительных спец. всех форм обучения / НГТУ; Сост.: А.А. Ульянов, Н.В. Дворянинов, Ю.П. Кисляков. - Н. Новгород, 1999. – 16 с.
Научный редактор В.Е.Желандовский Редактор И.И. Морозова
Подп. к печ. 29.10.99. Формат 60х841/16. Бумага газетная. Печать офсетная Печ. л. 1, 0. Уч.- изд. л. 0, 75. Тираж 500 экз. Заказ 515 Нижегородский государственный технический университет. Типография НГТУ, 603600, Н. Новгород, ул. Минина, 24.
© Нижегородский государственный технический университет, 1999 ВВЕДЕНИЕ
Настоящая часть II примеров расчета неразрывно связана с частью I методики расчета ременных передач различных типов и имеет ссылки на источники литературы, номера формул и справочные данные, приведенные и описанные в части I, выпущенной в 1999г.
1. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РАСЧЕТОВ Для сравнимости результатов при анализе решений расчеты различных типов ременных передач произведены для одних и тех же исходных данных: 1) номинальная мощность привода винтового конвейера P nom = 2, 9 кВт; 2) частота вращения ведущего шкива (вала двигателя) n 1 = 950 мин – 1; 3) передаточное число i = 1, 6; 4) ограничения: а) по условиям компоновки: номинальное межцентровое расстояние а nom = 500 ± 60 мм; угол наклона передачи ψ = 250; высота редуктора H = 450 мм; б) по режиму работы: значительные колебания нагрузки, кратковременная пусковая перегрузка до 200% от номинальной; работа двухсменная.
Общие параметры при расчетах 1) Общая расчетная схема для всех типов передач приведена на рис.1.1. 2) Согласно P¢ дв = P nom, где P¢ дв– потребная мощность двигателя – и n 1= 950 мин– 1 принят электродвигатель АИР 112МА6У3 (P дв = 3 кВт), у кото-рого габарит d 30 = 246 мм (рис.1.1). Диаметры шкивов по условиям компоновки должны быть: d 1 ≤ d 30, d 2 ≤ H (1.1) 3) По табл. П8 режим работы – тяжелый, коэффициент динамичности нагрузки и режима работы C p = 1, 3. 4) Номинальный вращающий момент T 1nom = 9550·2, 9 / 950 = 29, 2 H·м. Расчетная передаваемая мощность P = P nom С p = 2, 9·1, 3 = 3, 77 кВт. (1.2) Расчетный передаваемый момент T 1 = 9550·3, 77 / 950 = 37, 9 H·м. (1.3)
2. РАСЧЕТ ПЛОСКОРЕМЕННОЙ ПЕРЕДАЧИ
2.1. Последовательность и результаты расчета передач с синте-тическим и прорезиненным кордшнуровым ремнями оформлены в виде табл.2.1. Рис.1.1. Расчетная схема ременной передачи 2.2. Анализ результатов расчета по табл.2.1: 1) Для передачи мощности P = 3, 77 кВт при n 1 = 950 мин– 1 плоские про-резиненные ремни не годятся, так как требуется b ¢ = 156…71, 8 мм при d 1 = 140…200 мм, а изготавливают ремни только до b max = 60 мм (табл.П2). Если принять b = 60 мм, то для передачи наименьшей величины Ft = 379 H (п.12 табл.2.1) потребуется [ p ]» [ p 0]» 379 / 60 = 6, 3 Н/мм. Это может быть выполнено (табл.2 части I) при d 1 = 224 и 250 (≈ d 30) мм, σ 0 = 2 МПа и [ p 0] = 6, 5 Н/мм. Пересчет на данные размеры d 1 приведен в табл.2.1, начиная с п.18. 2) При использовании синтетического ремня толщиной 1, 0 мм вариант с d 1 = 100 мм неудовлетворителен, так как расчетная ширина b ¢ = 90, 1 мм должна быть округлена до ближайшей большей b = 100 мм (табл.П1), но тогда длина L p = 1400 мм не удовлетворяет L p min = 1500 мм при b = 100 мм. 3) Сравнивая результаты при b = 60 мм (для вариантов d 1 = 160 и 224 мм), видим, что в передаче с прорезиненным ремнем габариты по диаметрам и частота пробега ремня увеличились в 1, 4 раза Таблица 2.1 – Формуляр расчета плоскоременных передач
Окончание табл. 2.1
Примечание. 1) * - здесь и далее в таблицах слово «формула»опущено. 2) * *- ч.I означает: Часть I. Ременные передачи. Методика расчета. 4) Если в техническом задании на проект вид ремня задан, то следует, исходя из результатов расчета, отдать предпочтение вариантам: а) синтетический ремень; d 1 = 160 мм; d 2 = 250 мм; μ = 5 с – 1; b = 60 мм; L p = 1600 мм; б) прорезиненный кордшнуровой ремень d 1 = 224 мм; d 2 = 355 мм; μ = 5, 57с – 1; b = 60 мм; L p = 2000 мм. 5) Если вид плоского ремня не задан, то преимущество имеет синтетический ремень по п.4а. 3. РАСЧЕТ КЛИНОРЕМЕННЫХ ПЕРЕДАЧ
3.1. Для клинового ремня нормального сечения по величинам P = 3, 77 кВт, T 1 = 37, 9 H·м, n 1 = 950 мин –1, пользуясь рис.П1 и табл.П4, выбираем сечения А и В(Б). Назначаем класс ремня II. Для узкого ремня (табл.П4) – сечение SPZ (УО), для поликлинового ремня (табл.П6) – сечение Л. Размеры сечений кордшнуровых ремней даны в табл.3.1.
Таблица 3.1 – Размеры выбранных сечений ремней и параметры передач (см.рис.1, ч.I)
Примечание *- погонная масса 1м ремня с одним клином.
Формула (6) может быть представлена как 0, 7 d 1(1 + i) < а < 2 d 1(1 + i). Отсюда при i = 1, 6 и а = 500 мм рекомендуемый d ' 1 находится в пределах 135 < d 1 < 385 мм. Заданное ограничение (d 1 ≤ d 30 = 246 мм) уменьшает интер-вал до 135 < d 1 < 246 мм. Округляя d ¢ 1по ГОСТ Р 50641 – 94, получим 140 £ d 1 £ 224 мм. Тогда d 2 = id 1 дает 224 £ d 2 £ 355 мм, что находится в пределах ограничения H = 450 мм. Для сравнительного расчета выбираем шкивы с диаметрами: d 1, мм …….. 140 160 200 224 d 2, мм …….. 224 250 315 355. Для тяжелого режима работы долговечность ремней в эксплуатации (табл.П3) T P = T P(ср) К 1 К 2 , где К 1 = 0, 5 – коэффициент режима работы; К 2 = 1 – коэффициент климатических условий; T P(ср) = 2500 ч (II класс) – ресурс ремней при среднем режиме и T P = 2500·0, 5·1 = 1250 часов. Гарантированный ресурс изготовителя при этом – 300 ч. При расчете на долговечность было принято: E = 100 МПа, m = 8, σ у = 9 МПа; N оц = 2·10 6 – наработка клиновых ремней II класса с передачей мощности (табл.П3). Общие расчетные параметры, независящие от вида ремня, представлены в табл.3.2. Продолжение расчета, специфического для ремней нормального сечения, – в табл.3.3.
3.2. Анализ результатов расчета по табл.3.3. 1) Для ремней класса II сечения А, начиная с d 1 = 180 мм и выше (рис.П3) Р 0 не зависит от диаметра шкива и не влияет на количество ремней. То же для сечения В(Б), начиная с d 1 = 280 мм и выше. 2) Отношение Lh / T P ≥ 1 показывает, что данные варианты параметров обеспечивают требуемую эксплутационную долговечность T P = 1250 часов. Ремни сечения А удовлетворяют этому условию для всех выбранных d 1, сечения В(Б) – только для d 1 = 224 мм. По условию долговечности для дальнейшего анализа оставляем ремни сечения А. 3) При d 1 = 140 и 160 мм количество ремней сечения А одинаково (К = 3), но долговечность при d 1 = 160 мм (Lh = 5110 ч) в 2, 38 раза выше, чем при d 1 = 140 мм (при разности диаметров всего 20 мм). Во столько же раз уменьшается вероятность замены комплекта ремней в работе при d 1 = 160 мм. При d 1 = 200 мм (Lh = 5360 ч), долговечность увеличивается несущественно, но растут габариты передачи. 4) Исходя из анализа результатов расчета при соблюдении всех наложен-ных ограничений, окончательно выбираем передачу с параметрами: РЕМЕНЬ А – 1600 II ГОСТ 1284.1 – 89; d 1 = 160 мм, d 2 = 250 мм, i = 1, 58, v = 8 м/с, α = 169, 7 0, μ = 5 с –1, а nom = 476 мм, ∆ = 80 мм, К = 3, F 0 = 119 H, F в x = 644 H, F в y = 300 H, Lh = 5110 ч, Lh / T P = 4, 09.
3.3. Общие расчетные параметры передач с узкими и поликлино-выми ремнями приведены в табл.3.1 и 3.2. Продолжение специфики расчета этих передач оформлено в табл.3.4.
3.4. Анализ результатов расчета по табл.3.4.
Таблица 3.2 – Формуляр расчета общих параметров клиноременных передач
Примечание.* - здесь и ниже слово «формула»опущено.
Таблица 3.3 – Продолжение расчета (табл.3.2) передачи с клиновыми ремнями нормального сечения А и В(Б)
Окончание табл. 3.3
Примечание *- C p = 1, 2 по табл.П8 при односменной работе.
Таблица 3.4 – Продолжение расчета (табл.3.2) передач с узким ремнем SPZ(УО) и поликлиновым сечения Л
Окончание табл. 3.4
Примечание. * - при d 1 = 180 мм и выше. 1) Для узких ремней SPZ(УО) рекомендуемые d 1 ограничены (рис.П6) 180 мм. При увеличении диаметров свыше 180 мм передаваемая мощность одним ремнем P 0 не изменяется. Поэтому в табл.3.4 вариант с d 1 = 224 мм для SPZ(УО) не рассматривается. 2) Количество К ремней SPZ(УО) при d 1 = 140 и 160 мм равно 2. При d 1 = 200 мм К = 1, но σ max = 10, 64 МПа превосходит предел выносливости σ у = 9 МПа, что по условиям работоспособности недопустимо. 3) Выбираем передачу с узкими ремнями SPZ (УО): РЕМЕНЬ SPZ(УО) – 1600 ТУ 38-40534 – 75; К = 2, d 1 = 160 мм, d 2 = 250 мм, i = 1, 58, v = 8 м/c, α = 169, 7 0, μ = 5 с –1, а nom = 476 мм, ∆ = 96 мм, F 0 = 179H, F в x = 646 H, F в y = 301 H, σ max = 7, 9 МПа. 4) Передача с поликлиновым ремнем сечения Л может быть рекомен-дована лишь при d 1 = 140 мм, где количество клиньев ремня К = 5, и при d 1 = 160 мм К = 4. При других d 1 расчетное К значительно меньше минимально допустимого значения [ K min = 4]. 5) Чтобы сохранить одинаковые кинематические и геометрические пара-метры всех клиноременных передач, для поликлиновой передачи принимаем РЕМЕНЬ Л – 1600 ТУ 38–105763–84с числом клиньев К = 4, b = 19, 2 мм, d 1 = 160 мм, d 2 = 250 мм, v = 8 м/с, μ = 5 с –1, F 0 = 359 H, F в x = 648 H, Fв y = 302 H.
3.5. Сравнение передач с клиновыми ремнями При общих геометрических (d 1, d 2, α, L P, а) и кинематических (i, v, μ) параметрах для варианта при d 1 = 160 мм имеем:
1) Количество ремней SPZ(УО) меньше, чем А, меньше ширина шкивов, но σ max в них выше, что сказывается на долговечности. 2) При К = 3 ремни сечения А обеспечивают долговечность в 4 раза боль-ше требуемой эксплуатационной. Это значит, что при общей долговечности других передач привода (например, редуктора в 10000 часов), следует ожидать двухкратной смены комплекта из 3-х ремней нормального сечения А. 3) Силы F в x, F в y, действующие на валы, не зависят от типа ременной передачи и примерно равны. 4) При заданных исходных условиях на расчет передачи использование поликлиновых ремней нецелесообразно, так как их основное назначение – заме-на комплекта клиновых ремней при К ≥ 6…8, а в настоящем расчете К = 3 и 2. 5) Расчеты ременных передач показывают, что выбор d 1 = d min для дан-ного сечения ремня не обеспечивает необходимой долговечности ремней. Для
Таблица 4.1 - Формуляр расчета зубчатоременной передачи
Окончание табл. 4.1
улучшения работоспособности ременной передачи следует увеличивать диаметры шкивов и, если позволяют условия компоновки, принимать d 1 ≥ (1, 3…1, 5) d min.
4. РАСЧЕТ ЗУБЧАТОРЕМЕННОЙ ПЕРЕДАЧИ
Предварительное значение модуля по формуле (1) m¢ ≈ 35× (2, 9 / 950) 1/3 ≈ 5, 08 мм. Для сравнительного расчета по табл.П7 принимаем m = 4; 5 и 7 мм. Исходя из рекомендации (стр.9 ч.I) для а использовать формулу (6) и учитывая ограничения (а = 500, d 1 ≤ d 30, d 2 ≤ H) по условиям компоновки, для расчета принимаем те же диаметры, что и для клиноременной передачи (d 1 = 140, 160, 200 и d 2 = 224, 250, 315 мм). Зубья трапецеидального профиля. Результаты расчета сведены в табл.4.1. На основании анализа результатов окончательно следует выбрать зубча-тоременную передачу с минимальными размерами шкивов по условиям компо-новки: d 1 = 140 мм, d 2 = 224 мм, i = 1, 61, m = 5 мм, zp= 100, L P = 1571 мм, b = 25 мм, а nom = 498 мм, F 0 = 0, 41 H, F в x = 598 H, F в y = 275 H, μ = 4, 43 < [μ ] = 30 с-1; Ремень, например, из литьевой резины: РЕМЕНЬ ЛР 5-100-25 ОСТ 38-05114-76, ОСТ 38-05246-81. Сравнивая результаты всех расчетов различных передач в примерах, можно сделать заключение, что зубчатоременная передача имеет наименьшие габариты и усилия в ремнях.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………… 3 1. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РАСЧЕТОВ ……………………… 3 2. РАСЧЕТ ПЛОСКОРЕМЕННОЙ ПЕРЕДАЧИ ……………….. 4 3. РАСЧЕТ КЛИНОРЕМЕННОЙ ПЕРЕДАЧИ ………………………. 7 4. РАСЧЕТ ЗУБЧАТОРЕМЕННОЙ ПЕРЕДАЧИ ……………….. 16
|