![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие результативности и эффективности процессов СМК в стандартах ИСО серии 9001
Как следует из стандарта ИСО 9001, процессы системы менеджмента качества (СМК) должны быть внедрены результативно. Согласно требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 - 2011, ГОСТ ISO 9001-2011 результативность СМК необходимо: обеспечивать (п. 5.6.1), анализировать (п. 5.6.3), демонстрировать (п. 8.4), постоянно улучшать (пп. 4.1, 5.1) и постоянно повышать (пп. 5.3, 5.6.3, 6.1, 8.1, 8.4, 8.5.1). Помимо этого, п.4.2.4 требует предоставлять свидетельства результативности. По существу, результативность относится к достижению целей организации, т. е. она по своей природе «телеологична» и отражает степень реализации некоторой стратегии, а эффективность скорее относится к оценке использования ресурсов компании в ходе реализации стратегии. Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001 дает следующие определения: «Результативность (п. 3.2.14) - степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов. Эффективность (п. 3.2.15) - соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами». В качестве основных аргументов в пользу результативности и эффективности СМK обычно высказываются следующие: - сокращение затрат на всех стадиях жизненного цикла продукции; - увеличение доходов (увеличение доли рынка и соответствующего объема продаж, в том числе за счет оправданного повышения цен); - улучшение управляемости компаний благодаря повышению обоснованности и оперативности принимаемых решений. Многие специалисты полагают, что эффективность СМK следует определять, прежде всего, как экономическую эффективность путем установления связи между внедрением СМK и финансовыми показателями деятельности компаний. Интересно отметить, что разные специалисты совершенно по-разному понимают эту проблему и соответственно выбирают способы ее решения. Традиционные «экономисты» ищут возможности определения экономической эффективности СМK в рамках логики традиционных подходов, сложившихся в тот период, когда у нас в стране действовали многочисленные типовые методики определения экономической эффективности (капитальных вложений, новой техники, АСУ, НОТ, стандартизации и т. д.). Согласно этой логике экономическая эффективность определяется двумя основными способами: 1) экономический эффект = результаты - затраты; 2) экономическая эффективность = результаты/затраты (или срок окупаемости затрат). Сегодня для большинства специалистов по СМK очевидно, что эффективность и результативность для разных заинтересованных сторон - различна, что это всегда вопрос некоторого баланса их интересов и возможного компромисса. Что считать результатом и эффектом - это, прежде всего, вопрос стратегии компании. В принципе, любые показатели могут быть использованы для оценки результативности и эффективности систем управления. При оценке результативности СМК следует установить: - степень реализации запланированной деятельности; - степень достижения запланированных результатов в области качества. Первая оценка дает представление о степени выполнения положений СМК организации и степени реализации документов по планированию и осуществлению процессов жизненного цикла продукции. Анализ этой оценки производится на основе определения степени достижения установленных выходов процессов, а также степени выполнения требований стандарта ИСО 9001: 2011 и характеристик процессов. Вторая оценка характеризует степень достижения поставленных целей в области качества на различных уровнях организации, в том числе в подразделениях. Значения выходов технологических процессов регламентируются стандартами, техническими условиями, документацией на продукцию, контрактом. Выходы бизнес-процессов управления регламентируются планами качества организации подразделений, положениями о подразделениях. Характеристики технологических процессов регламентируются в технологической документации, планах качества, бизнес-процессов управления - в планах качества подразделений, положениях о подразделениях. В качестве характеристик процессов могут использоваться стоимостные, технические показатели и показатели сроков. Для повышения эффективности и результативности деятельности предприятия в целом и обеспечения повышения конкурентоспособности продукции необходимо периодически оценивать результативность СМК. В результате оценки уточняется процессная модель организации, налаживаются взаимоотношения между процессами, определяются области для улучшения и собираются объективные данные о состоянии процессов. Как показывает практика, организация начинает интересоваться эффективностью и результативностью внедрённой системы только через несколько лет работы по стандарту ИСО 9001, когда процессное управление входит в норму работы, показатели результативности выполнения процессов планомерно достигаются, и показатели управления процессами удовлетворяют руководство. При оценке результативности и эффективности системы менеджмента качества важно раскрывать все возможные стороны деятельности компании, включая каждый аспект. Каждой организации необходимо найти или разработать подходящую для нее оценку эффективности и результативности. Существует большое количество методик по оценке эффективности и результативности системы менеджмента качества. Необходимо проанализировать и выявить наиболее подходящую.
|