Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Примечания 5 страница
211. Татлин В. Е. (1885--1953) -- художник, заслуженный деятель искусств. В то время, к которому относится высказывание К. С. Станиславского, В. Е. Татлин являлся представителем конструктивизма в живописи. Впоследствии он отходит от формализма. Этому в значительной степени способствовала его работа в театре. 212. Стравинский И. Ф. (род. в 1882 году) -- композитор, был близок к кругам " Мира искусства". Творчество Стравинского в последний период носит резко выраженный реакционный характер. 213. Фердинандов Б. А. и Церетелли И. М. были артистами МХТ, а затем перешли в Камерный театр, где их игра была проявлением формализма и эстетства на сцене. 214. Гоген Поль (1848--1903) -- французский художник, представитель буржуазного формалистического искусства. 215. Малевич К. С. (1878--1935) -- художник-формалист, проповедовавший беспредметность изобразительного искусства. 216. В 1922 году Художественный театр выехал в заграничную гастрольную поездку по Западной Европе и Америке. Театр дал за время гастролей пятьсот шестьдесят один спектакль. В его репертуаре были следующие пьесы: " Царь Федор Иоаннович", " Вишневый сад", " На дне", " Три сестры", " Иванов", " Дядя Ваня", " Хозяйка гостиницы", " Доктор Штокман", " На всякого мудреца довольно простоты", " Братья Карамазовы", " Провинциалка", " Смерть Пазухина", " У жизни в лапах". 217. В то время, когда МХАТ гастролировал за границей, на сцене Художественного театра Вл. И. Немирович-Данченко осуществил постановки Музыкальной студии: " Лизистрата" (1923) и " Карменсита и солдат" (1924). 218. " Вампука" -- опера-пародия, осмеивающая нелепые условности и рутину оперных постановок. Впервые показана в 1908 году в театре " Кривое зеркало" (музыка В. Г. Эренберга). " Вампука" стала именем нарицательным для обозначения всего трафаретного и несуразного в театральных постановках. 219. Дега Эдгар (1834--1917) -- французский художник-импрессионист. 220. Тальма Франсуа-Жозеф (1763--1826) -- выдающийся актер-трагик и реформатор сцены эпохи французской буржуазной революции. Он выступал против условностей театра классицизма и требовал психологической правды исполнения. 221. Впоследствии К. С. Станиславский заменил термин " аффективная память" термином " эмоциональная память". 222. Развернутый план своих трудов по театральному искусству К. С. Станиславский изложил в письме от 23 декабря 1930 года своему другу и помощнику по литературной работе театроведу и театральному критику Л. Я. Гуревич. "...Мой план всего большого труда таков, -- писал К. С. Станиславский. -- 1) Первый том. Изданная книга " Моя жизнь в искусстве ". Предисловие, введение [...], приводящие к " системе". 2) Работа над собой. Распадается на Переживание и Воплощение. Сначала я думал их соединить в один том. Потом, за границей, подсчитал страницы, [и] у меня вышло, что текст займет 1200 печатных страниц. Я было испугался и решил сделать две книги (" Переживание" и " Воплощение"). Теперь, после огромных сокращений, как будто становится опять возможным сделать второй том, " Работу над собой", из переживания и воплощения вместе. 3) Третья книга, или том, -- " Работа над ролью "....В этой книге подробнейшим образом буду говорить и о кусках и задачах и о сквозном действии. Говорить об этом можно на целой пьесе. На маленьком же этюде этого никак не скажешь. Сколько я мучился по поводу этого вопроса! Сколько исписал и разорвал бумаги! Не сказать о задаче среди элементов самочувствия -- нельзя. Лишь только начинаешь говорить одно слово, все остальное, т. е. вся система партитуры и сквозного действия роли, тянут и нет возможности остановиться. Если заговорить об этом подробно, то потребуется не меньше 30--50 печатных страниц. Это совершенно отведет от линии второй книги, посвященной сценическому самочувствию и его элементам -- и только (Работа над собой). 4) Четвертая книга (а может быть, это тоже уместится в третью, т. е. в " Работу над ролью") будет говорить о самом творчестве готовой роли, приводящей к Творческому Самочувствию с большой буквы (сценическое самочувствие, проходя через пьесу, вырастает в творческое), за границами которого находится Творческое подсознание. Здесь только откроется последний анонимный флаг, на котором (3-й из китов) напишут: Подсознательное через сознательное (на рисунке-чертеже это яснее). 5) Пятая книга. Три направления в искусстве. Об искусстве переживания уже все сказано. Поэтому книга посвящена искусству представления и ремеслу (в значительно расширенном виде). " Переживание" будет изложено в виде грамматики. Беда в том, что об искусстве представления нельзя начинать говорить, пока не сказано всего о переживании. В пятой книге я и начну с того: все то, что сказано про искусство переживания, относится целиком и к искусству представления плюс еще -- пережитое надо исправить в своем стиле и научиться производить механически. Если то, что представляет, еще не пережито, значит это ремесло. О последнем можно сказать только после того, как будут знать о двух первых направлениях. 6) Шестой том посвятится режиссерскому искусству, о котором можно начать говорить только после того, как будет сказано о трех направлениях, с которыми все время имеет дело режиссер, которые он призван направлять и соединять в один общий ансамбль. 7) Седьмая книга посвящается опере... ...Да!.. Забыл сказать одно самое важное. Есть еще восьмая книга, в которой я хотел говорить о революционном искусстве..." (К. С. Станиславский. " Статьи, речи, беседы, письма", стр. 295--296). При жизни К. С. Станиславского была издана " Моя жизнь в искусстве". " Работа актера над собой", часть первая, была подготовлена Станиславским к печати и вышла в свет вскоре после его смерти. Вторая часть " Работы актера над собой" была подготовлена по материалам, сохранившимся в архиве К. С. Станиславского, и издана в 1948 году. Третья книга не была закончена К. С. Станиславским; материалы по " Работе актера над ролью" частично опубликованы в " Ежегоднике МХТ" за 1945, 1948 и 1949--1950 годы, а также в сборнике " К. С. Станиславский. Статьи, речи, беседы, письма". Тема четвертой книги частично была освещена в заключительных главах первой части " Работы актера над собой". Сохранившиеся материалы по пятой книге опубликованы в сборнике " К. С. Станиславский. Статьи, речи, беседы, письма". По шестой, седьмой и восьмой книгам материалов не сохранилось.
|