Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация рынков. Рыночная инфраструктура. Несовершенства (фиаско) рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику.
Ры́ нок — совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. По территориальному признаку: местный, региональный, национальный, мировой. По субъектам, вступающим в обмен: рынок потребителей, производителей, промежуточных продавцов, государственных учреждений. По объектам обмена: рынки средств производства, рынок товаров и услуг, финансовый рынок, рынок интеллектуальной собственности По степени конкуренции: конкурентный (совершенная конкуренция), с монополистической конкуренцией, олигопольный, монополия С учётом ассортимента: замкнутый, насыщенный смешанный По степени соблюдения законности: легальный (официальный), нелегальный (теневой), чёрный (в некоторых словарях «чёрный» = «нелегальный»). По степени насыщенности: равновесный (спрос = предложение), дефицитный (спрос > предложение), избыточный (спрос < предложение) По степени развитости экономической свободы: свободный, регулируемый По характеру продаж: оптовый, розничный Рыночная инфраструктура - это система предприятий и организаций, которые обеспечивают движение товаров и услуг, денег, ценных бумаг, рабочей притворы К числу таких учреждений относятся биржи, банки, дилерские и брокерские конторы, службы занятости, информационно-коммерческие, оптовые и снабженческо-сбытовые организации, пункты проката и лизинга. На современном этапе научно-технической революции происходит качественный скачок в развитии рыночной инфраструктуры, связанный с ее технологическим перевооружением на базе высоких, в первую очередь информационных, технологий. Модернизируются фондовые биржи. Все большее число их становится полностью электронными. К новым элементам рыночной инфраструктуры относятся конкурирующие с биржами электронные коммуникационные и внебиржевые электронные торговые системы. Особую роль играют интернет-технологии. Быстро развиваются сетевые электронные компании, в особенности интернет-магазины. Интеграция и глобализация мировой экономики стимулируют формирование союзов и альянсов бирж, в т. ч. региональных. У рыночной экономики помимо положительных моментов (см. тему «Сущность рыночного механизма») имеются ряд недостатков, которые могут быть устранены только с помощью государственного вмешательства в экономику. К данным недостаткам относятся: безработица, инфляция, цикличность экономического развития, социальное расслоение общества, бедность, возникновение монополий, отраслевая диспропорция, производство общественных благ, недоучет внешних эффектов. Перечисленные выше недостатки относятся к «провалам» рынка. «Провалы» рынка, или второе название «фиаско» рынка – это ситуация когда конкуренция и свободное ценообразование неуместны, не достигают цели или не дают удовлетворительных решений экономических и социальных проблем. Мы не анализируем сущности тех проблем, которые были рассмотрены ранее (см. соответствующие главы), а остановимся на тех, которые встречаются впервые.
19 Модели рыночной экономики. Особенности белорусской экономической модели. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 г. МОДЕЛИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ. ОСОБЕННОСТИ БЕЛОРУССКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ. Модели: 1) либеральная Основные черты: безусловный приоритет частной собственности; сильная конкуренция; гибкие рынки труда и товаров; незначительное государственное регулирование (с законодательным ограничением возможностей государственного вмешательства); относительно низкие налоги; акционерный капитализм, стимулирующий извлечение максимальных прибылей; сильная социальная дифференциация 2) социальная либерализация цен и законодательное оформление невмешательства государства в механизмы ценообразования (если такое вмешательство не связано с поддержанием и развитием конкурентной среды); проведение политики «открытой экономики». законодательное оформление эффективных форм собственности, переход к многообразию форм собственности и хозяйствования; свобода заключения договоров как предпосылка осуществления конкуренции. Рост безработицы — также следствие развитой социальной поддержки 3) скандинавского социализма 4) японская 5) Китайская, Белорусская экономическая модель официально характеризуется как модель с социально ориентированной рыночной экономикой. Это указывает на ее сходство с моделью экономик развитых европейских стран. Однако следует принимать во внимание, что пока экономическая система Беларуси находится в стадии трансформации. Процессы разгосударствления и приватизации. Система ценообразования в нашей стране имеет смешанный характер. Система планирования в Беларуси частично сохранила черты советской системы. Распределение доходов постепенно либерализируется. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020) разработана в соответствии с Законом Республики Беларусь " О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь" с учетом реализации " Декларации тысячелетия" Организации Объединенных Наций, принятой Генеральной Ассамблеей 8 сентября 2000 г., Политической декларации и Плана выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (сентябрь 2002 г.).В НСУР-2020 получили дальнейшее развитие основные положения действующих прогнозных документов, утвержденных Президентом и Советом Министров Республики Беларусь: Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г., В основу построения структуры НСУР-2020 положена следующая логика. В первых разделах рассмотрены стартовые условия Беларуси в контексте мировых тенденций экономического развития, определены основные компоненты (подсистемы) модели устойчивого развития и императивы (требования) к их функционированию и взаимодействию, дана оценка национальных ресурсов и социально-экономического потенциала страны. В последующих разделах обоснованы стратегические цели, этапы и сценарии перехода страны к устойчивому развитию, определены важнейшие направления и пути перехода по главным его составляющим - " человек - окружающая среда - экономика". Далее рассматриваются важнейшие средства, финансово-экономические и социально-политические механизмы обеспечения устойчивого развития. В заключительном разделе даны предложения по созданию соответствующей системы мониторинга.
|