![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Право в системе социальных норм
Социальные нормы - правила поведения людей в обществе. Социальные нормы представляют собой систему, в которую входят нормы права наряду с нормами морали, обычаями, традициями, политическими и иными нормами. Право и иные социальные нормы взаимосвязаны. Чтобы правовые нормы были приняты обществом, законодатель при их разработке должен учитывать требования других социальных норм (морали, обычаев, и т. д.). Нормы права имеют цель, сходную с остальными социальными нормами, - регулирование поведения людей в обществе. Однако они имеют и существенные отличия. Данные отличия удобнее проследить, сравнивая нормы права с наиболее распространенным в обществе видом социальных норм - нормами морали. Нормы морали - это правила поведения людей в обществе, выработанные самим обществом на основе его представлений о добре и зле, чести, достоинстве, справедливости и несправедливости. Нормы права и морали отличаются друг от друга тем, что: право и государство возникли после появления морали (то есть мораль старше права); нормы морали вырабатываются самим обществом, а нормы права - государством (его органами); нормы морали складываются постепенно, а правовые нормы вступают в силу с определенного дня; нормы морали, как правило, передаются в устной форме из поколения в поколение, нормы права фиксируются письменно в нормативно-правовых актах; нормы морали неконкретны и расплывчаты, нормы права формально определены; соблюдение норм морали основывается на нравственных убеждениях человека, действие правовых норм подкреплено принудительной силой государства. В парламентской монархии монарх «царствует, но не правит», его роль номинальна. Правительство формируется парламентом из лидеров партий большинства и ответственно перед парламентом. Если монарху и принадлежит право вето или право роспуска парламента, то фактически монарх данными полномочиями не пользуется. Иногда акты монарха не могут вступить в силу без контрассигнации, т. е. подписания премьер-министром либо соответствующим министром. В настоящее время парламентскими монархиями являются Великобритания, Япония и ряд других государств. 22. Республика: понятие и виды Слово «республика» происходит от лат. геs publiсa (общественное дело). При республиканской форме правления верховная власть делегируется единоличному или коллегиальному органу, избираемому на определенный срок. К признакам республики можно отнести следующие: 1. Глава государства может быть как единоличным, так и коллегиальным. В то же время в большинстве республик верховную власть осуществляет единоличный президент. 2. Глава Г. осуществляет свои полномочия в течение определенного срока. 3. Власть главы гГ. не передается по наследству, а носит выборный характер. 4. Глава государства несет ответственность за принимаемые решения. Республики существовали в рабовладельческих Г. в двух своих разновидностях — демократической (Афины) и аристократической (Спарта). В феодальных Г. республики носили городской характер (Новгородская респ.). Республика стала преобладающей формой правления в современном мире. В литературе различаются следующие разновидности республик: 1. Монократические (монистические). Здесь власть главы государства фактически не ограничена, выборы носят скорее ритуальный, нежели реальный характер. Поэтому глава государства в таких республиках сменяется либо в результате смерти предыдущего, либо в результате государственного переворота. Данный вид республики характерен для ряда стран Тропической Африки. 2. Президентские республики. Их особенностями являются: а) внепарламентское избрание президента; б) формирование правительства президентом; в) отсутствие у през. права роспуска парламента или его нижней палаты. Примерами президентских республик в современном мире являются США, Сирия и др. Недостатком ПР считается тенденция к усилению президентской власти и превращению республики в суперпрезидентскую, где президент опирается в первую очередь на армию, а роль парламента номинальна. 3. Парламентские республики. В них: а) глава государства избирается парламентом или специальным парламентским органом; б) правительство формируется парламентом из числа лидеров партий парламентского большинства и ответственно перед парламентом; в) президент может распускать парламент или его нижнюю•палату. Парламентскими республиками являются Италия, Германия, Индия и т.д. Недостатками парламентских республик считаются нестабильность государственной политики и ее зависимость от расстановки сил в парламенте, частая смена правительства вследствие вотумов недоверия. 4. Смешанная республика. В данном типе смешаны признаки президентской и парламентской республик, как это имеет место, например, в России и Франции. Глава государства в таких республиках обычно не относится ни к одной ветви власти. 5. Советские республики. В данном типе республик, значительно поредевшем в последние годы, не признается принцип разделения властей. Ему противопоставляется принцип сосредоточения властных полномочий у Советов или представительных органов под другими наименованиями. Советы построены по иерархическому принципу, контролируя все ветви власти. Примерами советских республик являлись многие социалистические страны. 23. Форма гос. (территориального) устройства: понятие и виды — это элемент формы государства, который отражает взаимоотношения государства в четом и его составных частей, центральных и местных органов власти. По форме государственного устройства различают унитарные и федеративные государства.
|