Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Антон Семенович Макаренко (1888 - 1939 гг.)






1. Основные педагогические идеи и направления в отечественном образовании в советский период (1917 – 1930-е гг.)

Переломным рубежом в развитии отечественного историко-педагогического процесса стала Октябрьская революция. Первым значительным программным документом советского правительства по вопросам образования можно назвать «Основные принципы единой трудовой школы» (1918), смесь идеалов «школы труда» и «свободного воспитания». Этот документ ориентировался на принципы гуманизма и демократии и был пронизан коммунистической идеологией. Развитие педагогической мысли и образования в послереволюционной России продолжалось в русле прозападных традиций.

Советское правительство признало наиболее соответствующей идеалам социализма модель «школы труда», обогащенную идеями Д. Дьюи. В 20-е годы трудовая школа стала усиленно насаждаться в рамках государственной школьной политики, что сопровождалось борьбой как со сторонниками «школы учебы», так и со сторонниками «свободного воспитания». В целом 20-е годы прошли под знаком «школы труда», модель которой разрабатывалась организаторами народного просвещения, учеными-педагогами и учителями-практиками, такими как А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин. Ими были созданы теоретические основы единой трудовой школы, разработаны дидактические и методические средства их реализации в учебно-воспитательном процессе, а также программ начальной и средней школ для учебных заведений различных типов (1923 - 1927).

В 30-е годы в СССР утвердилась " школа учебы", как наиболее адекватная задачам тоталитарного общества образовательная модель. Она во многом опиралась на опыт дореволюционной массовой школы, наполняя его, прежде всего, новым идеологическим содержанием. «Идеологические структуры государства, — отмечают И. Ремезова и Т. Никишина, — стали регулировать отношения советской системы образования с мировой культурой, с культурными традициями своего народа. И этот " ход" можно в какой-то степени понять, но не оправдать. " Вложить" очень сложный мир в головы полуграмотного народа можно было, только упростив многие проблемы, превратив их в идеологические схемы, стереотипы, ориентирующие " нового человека" в новом мире. Человека избавили от личного опыта душевной работы... Государст­венная организация образования подчинила себе волю и сознание человека, сделала его послушным орудием достижения своих целей. Следствие этого - переориентация интересов учащихся: не открывать и " производить" знания через личный опыт жизни, а потреблять готовые образчики знания... Образование становится нормативно-обязательным, формально-принудительным; оно олицетворяет не " внутреннее беспокойство духа", а его окостенение, омертвение. Образование становится отчужденным от человека».

Развивающаяся преимущественно в русле авторитарных традиций, советская педагогика приобрела после постановления «О педагогических извращениях в системе наркомпросов» (1936 г.) уникальное качество бездетной. Этот документ, формально направленный против педологии (междисциплинарного подхода к изучению целостного развития рё6енка), закрепил проявившуюсяуже в 20-е годы тенденцию отказа от целостного рассмотрения человека, свободно и сознательно осваивающего и преобразующего мир в процессе творческой деятельности. Ребенок превратился в пассивный объект педагогического воздействия, формирующего личностьна основепартийных директив.

В результате оказалась разрушена педагогическая антропология — системообразующий стержень наук о воспитании и образовании, резко снизились эффективность и гуманистическая направленность педагогических исследований.

П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко – выдающиеся педагоги этого периода.

 

2. Павел Петрович Блонский (1884 – 1941 гг.)

Блонского часто называли советским Песталоцци. Он оказал большое влияние на менталитет научного сообщества педагогов двадцатых годов. Образ педагогической науки первого революционного десятилетия во многом складывался под влиянием идей Блонского, изложенных в монографиях " Реформа науки" и " Трудовая школа".

Блонский на разных этапах творческого пути развивал и изменял свои позиции. В науке он всегда занимал плюралистическую позицию, используя все ценное для развития педагогической теории. В течение долгого времени считалось, что крен Блонского в сторону " биологизма" не имеет перспективы. Между тем, современные педагоги все чаще обращаются ко всему спектру антропологических наук, в том числе к генетике, физиологии, педологии и педтехнике. П.П. Блонский - автор первого учебного курса педагогики, написал более двухсот педагогических, психологических, педологических и философских работ.

 

2.1. Становление мировоззрения

Павел Петрович Блонский родился 14 мая 1884 года в Киеве. Болезненный мальчик, страдавший туберкулезом, рос одаренным ребенком. В 1902 году он поступает в Киевский университет на филологический факультет. В творческой атмосфере гимназии и университета Киева конца 19 - нач.20 вв. формировался тип широко образованного и духовно свободного человека. Стремление сохранить свое Я, реализовать себя в творчестве характеризовало выпускников Киевского университета Н.А. Бердяева, В.В. Зеньковского, К.Г. Паустовского, М.А. Булгакова, В.Ф. Асмуса, Г.Г. Шпета и многих других, оставивших яркий след в истории отечественной гуманитарной науки и искусства.

В 1902 году вступил в ряды эсеровской партии, в которой находился до 1917 года. Занимался пропагандой среди рабочих, вел кружки, пять раз арестовывался и сидел в тюрьме. Одаренный студент привлек внимание профессора философии и психологии Г.И. Челпанова, который пригласил его участвовать в семинаре. И когда Челпанов переехал в Москву и возглавил первый психологический институт, то предложил Блонскому работу в институте и возможность защитить магистерский диплом под его руководством.

Оказавшись в Москве, приват-доцент Московского университета Блонский много и плодотворно работал в лучших гимназиях столицы. Вслед за Песталоцци он сравнивал образование с лестницей, позволяющей живущим в бедности и нищете людям подняться и освоить все этажи жизни. В предреволюционные годы много писал и печатался. Статьи Блонского были посвящены дошкольному воспитанию, философии, методам научного исследования, национальному воспитанию, психологии, истории педагогики.

В середине 20-х годов центр интересов ученого все более смещался к педологии и психологии. Он считал, что образование без опоры на физиологию, психику ребенка малоэффективно.

 

2.2. Методология

Педагогическое знание должно соответствовать всем требованиям, предъявляемым к строгой и точной науке.

«Научное педагогическое знание принципиально отличается от житейских досужих размышлений», - заявлял ученый. Необходимо строить рассуждения в соответствии с формулой: " Если существуют такие-то условия и предпосылки, то в соответствии с ними надо поступить так-то, а не иначе". Вот почему Блонский в своих работах уделял так много внимания путям предупреждения ошибок в диагностике.

Для его методологии характерна скрупулезная отработка процедуры и техники исследования, основание гипотезы, выверенность объективных диагностических показателей: " … План изучения ребенка состоит из следующих моментов: 1) анкетирование (анамнез); 2) тестирование (сравнение со стандартами массового ребенка); 3) диагноз; 4) этиологический анализ; 5) педагогический рецепт…"

Но экспериментирующее познание обнаруживает еще одну черту совершенного мышления – его интенсивную активность. По крылатому выражению Канта, экспериментирующий разум подходит к природе " не в качестве школьника, которому учитель говорит все, а в качестве судьи, умеющего заставить свидетелей отвечать на предлагаемые им вопросы"

Блонский не допускал вольного обращения с гипотезой. Гипотеза, утверждал он, это то, что необходимо доказать, она не должна превращаться в базовое теоретическое положение. Опасно, заявлял он, результаты, полученные на ограниченном материале нескольких замеров, использовать для объяснения поведения людей во всех жизненных ситуациях. Особенно Блонского тревожило непродуманное внедрение в практику результатов научно-педагогических исследований.

По иронии судьбы, в 1936 году ученому вменили в вину преднамеренное злоупотребление тестами и анкетами во вред советским детям.

 

2.2б. " Любите не школу, а детей, приходящих в школу"

Для Блонского центром педагогического процесса является ребенок. Успешная социализация ученика подразумевает бережное отношение к нему, понимание, что весь учебно-воспитательный процесс направлен на раскрытие и обогащение его мировосприятия.

Подлинная любовь по Блонскому подразумевает не простое восхищение в форме инстинктивного восторга и любования. Успешность работы воспитателя, будь то мать, отец, учитель, общающийся с ребенком взрослый, определяется тем, что в современной психолого-педагогической литературе обозначено термином " эмпатия", что означает интуитивное вчувствование во внутренний мир ребенка, сопереживание.

Детство для Блонского - ключ к пониманию поведения взрослого. Как и фрейдисты, он считал, что неврозы и невротические состояния - это следствие комплексов, приобретенных в детстве. А источники трудностей кроются прежде в социальных факторах, которые, по его мнению, являются причиной отклоняющегося от нормы поведения.

 

2.3. " Нельзя успешно обучать и воспитывать ребенка без глубокого знания норм и ценностей его социального окружения"

Блонский обратил внимание на роль неформальных отношений в становлении личности, во многом опередив взрыв интереса к ним, возникший в шестидесятые годы. Ученый акцентировал внимание на специфике детского организма, дисгармонии физического и психического развития, неумении школьника координировать движения. Причины отклоняющегося от нормы поведения он видел во внешних и внутренних факторах.

Школьный класс в качестве предмета педагогического изучения выступает как сложная система, обладающая следующими свойствами: общественное мнение, настроение, оценки, доминирующие установки.

Каждый возраст, подчеркивал Блонский, обладает специфическими характеристиками, которые необходимо учесть в воспитательной работе.

Сетка межличностных, складывающихся в коллективе отношений детерминирует поведение детей – к такому выводу пришел ученый, изучая механизм поведения ребенка.

 

2.4. Типология учащихся

В основе типологии Блонского лежит основание " сильный - слабый". Он выделяет сильный и слабый типы физического развития, сильный и слабый типы умственного развития ребенка. Интерес представляет выделение учащегося со слабым типом психического развития и педагогическая работа с ним.

Ребенка со слабым типом психического развития, отмечает Блонский, характеризует неумение сосредоточиться на главном, " застревание" на мелочах, фиксации второстепенных элементов. Ученый разработал педагогические пути решения задачи. Нельзя, пишет Блонский, сопоставлять слабого ребенка сильному, ибо соперничество ему недоступно. Также необходимо организовать дополнительные занятия по трудному предмету. Ребенку необходимо дать окрепнуть, лучше подготовиться, чтобы потом продвинуть вперед его развитие. Школа должна быть школой посильных занятий, иначе она приносит огромный вред прежде всего ребенку со слабым типом психического развития.

 

2.5. Средства образования

Новая цель воспитания определила содержание и методы образования созданной Блонским концепции трудовой школы.

Не фрагменты знаний в виде отдельных школьных дисциплин должны изучать школьники, утверждал Блонский, а самую жизнь: труд людей и их отношения между собой, мир окружающих предметов и явлений.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2025 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал