Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Школа действия






Начало XX в. характеризовалось быстрым распространени­ем школ с трудовым уклоном не только в европейских стра­нах, включая Россию, но и в азиатских, например в Японии. Вместе с тем у представителей трудовой школы не было еди­нодушия по многим вопросам, и, прежде всего по вопросу о целях трудового воспитания.

В 1903 г. вышла в свет работа В.А. Лая «Экспериментальная дидактика», в которой он излагал свои требования к трудо­вой школе. Труд рассматривался им не как учебный предмет, а как принцип преподавания всех учебных дисциплин. Руч­ной труд, считал В.А. Лай, должен вводиться в народную школу прежде всего как средство умственного, физического и духовного развития учащихся.

Теория В.А. Лая, названная им «школой жизни», была наиболее близкой к концепции Д. Дьюи. Основываясь на дан­ных различных поисков путей реформы школы, В.А. Лай пытался создать новую педагогику — педагогику действия. Исходным пунктом и способом реализации педагогики дей­ствия выступали для него не книги и объяснения учителя, не один лишь интерес, воля, труд или что-либо подобное, а, как писал он сам, лишь полная жизнь ребенка с ее гармо­ническим разнообразием реакций. В основе обучения должна лежать последовательность таких действий, как восприятие, умственная переработка воспринятого, внешнее выражение сложившихся представлений с помощью описания, рисун­ка, опытов, драматизации и других средств. Именно поэтому ручной труд выступал у В.А. Лая как принцип преподавания, способствующий обучению и воспитанию.

Труд является необходимым заключительным звеном ес­тественного процесса взаимосвязанных реакций. Особая роль В.А. Лаем отводилась третьему компоненту его триады — выражению, которое и являлось собственно действием, на­правленным на приспособление ребенка к окружающим ус­ловиям среды, в том числе и социальным. Это приспособле­ние ребенка было основной задачей школы действия.

В книге «Школа действия. Реформа школы сообразно требо­ваниям природы и культуры», В.А. Лай писал о том, что его шко­ла действия ставит своей целью создать для ребенка простор, где бы он мог жить и всесторонне реагировать на окружающее; она должна быть для ребенка общиной, моделирующей природ­ную и социальную среду, вынуждающей ученика согласовывать свои действия с законами природы и волей сообщества окружающих его людей. Из этой работы В.А. Лая ясно видна его близость к идеям социальной педагогики, которые он дополнил собствен­ными соображениями для конкретной их реализации.

Важную роль в нарисованной В.А. Лаем школе жизни дол­жны были играть учебный план и методы преподавания, ос­нованные на учете индивидуальных особенностей каждого ребенка. Признаваемые всеми полезными в педагогическом отношении практические и творческие работы школьников в лабораториях, мастерских, уход за растениями и живот­ными, театрализованные представления, лепка, рисование, игры и спорт — в рекомендациях В.А. Лая вслед за Д. Дьюи приобретали главенствующее значение по отношению к си­стематическому научному образованию.

В 1910 г. на собрании учителей в Страсбурге В.А. Лай высту­пил с докладом о новых педагогических течениях, в котором он обратил внимание на значительную путаницу понятий и терминов в педагогических концепциях и предложил разгра­ничить понятия «школа труда» и «школа действия», показав, что эти понятия хотя и имеют общие черты, но не совпадают. Под «школой труда» подразумевался производительный труд, а под «школой действия» — разносторонняя деятельность, куда входит как составная часть и производительный труд. В.А. Лай указывал и на то, что под понятием «трудовая школа» в педа­гогическом мире часто понималось не одно и то же.

 

Литература:

1. Джуринский., А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов педвузов./ А.Н.Джуринский. – М., 2004.

2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца 20-го века.: Учебное пособие для пед.учебных заведений./ Под ред. А.И. Пискунова – М., 2004.

3. Пряникова, В.Г. История образования и педагогической мысли. Учебный справочник/ В.Г. Пряникова, З.И. Равкин. – М., 1994.

4. Российская педагогическая энциклопедия в 2-х томах/ Под ред. Давыдов В.В. М., 1999.

5. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики/ Под ред. А.И. Пискунова. – М., 1981.

 

Дополнительный материал к семинарским занятиям

1. «Школа для жизни». О. Декроли

Жан Овид Декроли (23.07.1871-12.09.1932 гг.) бельгийский врач, психолог, педагог, один из представителей нового воспитания. Окончил медицинский факультет Гентского университета, занимался медицинской исследовательской работой в Берлине, Париже. Переехал в Брюссель, работал ассистентом в клинике. В 1913 г. он профессор Высшей педагогической школы, с 1920 г., профессор гигиены и лечебной педагогики Брюссельского университета.

В 1907 г. Декроли создал школу, названную «школой для жизни, школой через жизнь», где обучение строилось на основе принципа «свободы ребенка». Декроли считал, что школа должна готовить детей к подлинной социальной и практической жизни. Свою школу Декроли видел свободной от «пут буржуазного общества». Но это возможно только тогда, когда школа независима от государства (как частная школа).

Декроли ввел принцип концентрации школьной программы вокруг так называемых центров интересов, по 4 основным комплексным темам, соответствующим стремлениям и естественным потребностям детей в питании, в одежде, в защите от опасностей, в труде в общине и для общины.

Интерес к занятиям считал основой активности детей, виды которой делил на 3 группы: наблюдение, ассоциации, выражение.

Однако в целом программа школы Декроли не обеспечивала развития у детей широкого кругозора и усвоения систематизированных знаний, а следование принципу свободы ребенка приводило к воспитанию в духе индивидуализма.

Педагогические опыты Декроли оказали влияние на деятельность массовой начальной школы Бельгии.

 

Литература

Российская педагогическая энциклопедия.- М., 1993.- т. 1, стр.249-250.

 

2. Школа в Бикон – Хилле. Б.Рассел

Бертран Рассел (18. 05.1879- 2.02. 1970)- английский философ, логик, математик, общественный деятель. Окончил Тринити – колледж в Кембриджском университете, преподавал во многих университетах Великобритании и США. С 1908 г.- член Лондонского королевского общества, в 1966 г. стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. В образовании Рассел видел средство, способствующее общественному прогрессу.

В 1927 г. Рассел совместно со своей женой основал школу в Бикон-Хилле, которой руководил до 1932 года.

В основе педагогических взглядов Рассела лежит неприятие им авторитарной системы воспитания с ее принуждающим воздействием на личность. Правила поведения должны либо вырабатываться самими детьми, либо разделяться ими на сознательные и полезные. Рассел стремился создать в Бикон-Хилле такой тип школы, основой которой было бы уважительное отношение к детской личности, ее мотивам и интересам, признавая необходимость целенаправленного руководства ребенком со стороны родителей и педагогов. Он отмечал важность «размеренной монотонности», для правильного детского развития, так как «ребенок обретает чувство надежности, когда знает, что должно происходить день за днем».

Главной целью воспитания Рассел считал формирование ряда личностных качеств, образующих «основу идеального характера». Это прежде всего жизнелюбие, мужество, понимаемое, как отсутствие иррационального страха, неприятие унижен-

ности, лицемерия, подобострастия, умение поступать согласно своим внутренним убеждениям.

Начальную школу Рассел считал учреждением, призванным расширять умствен-

ный горизонт учащихся, приобщать их к основам гуманитарных и естественно-

научных знаний. С выявлением (в возрасте 12-14 лет) интеллектуальных склон-

ностей учащихся считал возможным получение среднего образования в условиях дифференцированного обучения.

Являясь противником шовинизма и вооруженных конфликтов, считал, что школьники должны знать, чем живет современный мир, но педагогу следует оставаться беспристрастным в общественно-политических вопросах.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал