Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
стандартизации ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Перед российской системой стандартизации, которая была оформлена как государственная в 1992 г., стоят задачи, решение которых будет содействовать ее динамичному развитию и актуализации. Современный этап в определении дальнейшего направления стандартизации связан с коренными изменениями в политической и экономической сфере: развитие рыночных отношений, усиление степени самостоятельности предприятий, свободный выбор методов хозяйственной деятельности, интеграция экономики в мировую экономическую систему. В связи с этим потребовались серьезные поправки к основополагающим стандартам, которые установили ряд новых правил, чем теперь и руководствуются все организации, участвующие в разработке нормативно-технических документов в России. Динамика принятия новых стандартов вплоть до 1996 г. носила понижательный характер: так за 1991 г. было разработано 862 стандарта, 1992 - 794, 1993 - 293, 1994 - 596, 1995 - 120. Наряду с причинами экономического характера это объясняется и необходимостью затрат большого количества времени для пересмотра и переработки стандартов бывшего Советского Союза. В 1996 г. удалось переломить эту ситуацию. На 1 января 1996 г. в России действовало 21560 стандартов, из них 20520 — по своему статусу межгосударственные, так как они признаны едиными для стран — участниц СНГ Евроазиатским межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации. Наиболее актуальные задачи перед российской стандартизацией на ближайший период — это создание и обновление нормативных документов по следующим направлениям: - безопасность продукции и услуг для жизни и здоровья граждан и для окружающей среды; - обеспечение высокого качества детского питания; - снижение риска токсикологического воздействия пищевых продуктов и питьевой воды; - защита почвы; - создание научно обоснованных норм безопасности потенциально опасных машин, оборудования и приборов; - утилизация отходов; - охрана и улучшение условий труда. Особое внимание уделяется стандартизации в сфере услуг, причем некоторые направления в этой области выбраны приоритетными по инициативе заинтересованных сторон. Это банковское дело, страхование людей и имущества, оценочная деятельность, формирование среды жизнедеятельности инвалидов. Однако по-прежнему недостаточно широко внедряются международные стандарты на системы обеспечения качества на предприятиях, в связи с чем Госстандарт РФ считает необходимым ускорение темпов в этом направлении деятельности. Большие задачи стоят перед органами государственного контроля и надзора, поскольку число нарушений норм стандартов, выявляемое ежегодно, недопустимо велико. Вместе с тем работа госнадзора должна быть в будущем направлена и на контроль качества и безопасности импортируемой продукции и прежде всего — продовольственных товаров. В 1996 г. была принята Правительственная программа " О мерах по защите потребительского рынка Российской Федерации от проникновения на него некачественных импортных товаров", в вьшолнении которой Госстандарту отводится далеко не последняя роль. Так, в связи с этой проблемой в Госстандарте разрабатывается новая концепция госнадзора, которая должна полнее вписаться в рыночную экономику, чем действующая. Например, в ней предусмотрено четкое разграничение сфер деятельности органов госнадэора и федеральных органов исполнительной власти в выполнении их контрольных функций; технико-экономическое обоснование количества государственных инспекторов, необходимого для эффективной деятельности госнадзора; решение вопросов финансирования и др. Примером удачного нового подхода к проблеме финансирования (в том числе стандартизации услуг) является начало сотрудничества Госстандарта РФ с некоторыми крупными финансово-промышленными группами и объединениями, а также банками и страховыми компаниями, которые в недалеком будущем станут активными заказчиками нормативных документов, регламентирующих их деятельность в соответствии с международными стандартами и правилами. Будучи весьма заинтересованными в создании надлежащего имиджа и понимая, что стандартизация улучшит эффективность их международных связей, коммерческие структуры обеспечат финансирование работ. Подобный договор заключен, например, между Госстандартом РФ и фирмой " Интерстандарт". По-прежнему актуальна проблема углубления гармонизации действующих российских стандартов с международными. Активизации работ в этом направлении послужит проект " Развитие стандартизации", подготовленный Госстандартом России и Международным банком реконструкции и развития (МБРР), который будет финансировать этот проект. Доля гармонизованных стандартов в общем числе вновь принятых в 1995 г. составила 95%. О государственной заинтересованности в развитии стандартизации и ее гармонизации с международными правилами говорит факт принятия в 1996 г. федеральной инновационной программы " Сертификация и метрология", рассчитанной до 2005 г. Учитывая неразделимость задач сертификации и метрологии от стандартизации, программа, в частности, предусматривает окончательное обновление фонда стандартов и новое направление российской стандартизации — нормативное обеспечение федеральных социальных программ. К ним относятся программы по охране и улучшению условий труда, формированию среды жизнедеятельности для инвалидов, улучшению качества питьевой воды, архивному делу и др. Социальная ориентация, связанная со стандартизацией услуг, рассматривается как главное направление в деятельности по стандартизации на данном этапе и на перспективу. Новые области, в которые активно проникает стандартизация, — это банковская сфера, медицинское страхование, общественное питание, услуги по туризму, услуги для владельцев автотранспортных средств и бытовой радиоэлектроники. Не могут не сказаться на перспективных направлениях развития отечественной стандартизации и определенные условия для присоединения России к ВТО: гармонизация технических регламентов и национальных стандартов с международными стандартами; информационное взаимодействие с органами ВТО (прежде всего предоставление информации о национальных стандартах и технических регламентах уже на стадии их разработки). Работа по гармонизации стандартов систематически ведется: при Госстандарте РФ создан Российский информационный центр ВТО, а вопрос о добровольности стандартов и технических регламентов требует определенного переходного периода, который, по оценкам экспертов, может продолжаться несколько лет. Решается проблема изменения финансирования работ по стандартизации, связанная с возможностью перехода от чисто бюджетного к смешанному за счет заказов на разработку нормативных документов от различных субъектов хозяйственной деятельности. В области госнадзора решается проблема оперативного получения и обработки данных, для чего создается автоматизированная система. К ней уже подключилось более 60 территориальных органов госнадзора. На перспективу перед органами государственного контроля и надзора стоят задачи по совершенствованию планирования мероприятий по проверкам субъектов хозяйственной деятельности; более полному использованию мер правового воздействия, предусмотренных действующим законодательством; подготовке методических документов в области госнадзора; повышению квалификации специалистов территориальных органов. Одну задачу следует выделить особо — реализацию на практике нового для отечественных производителей положения — разделения требований стандарта на обязательные и рекомендательные. Дело в том, что безопасность продукции —это еще не характеристика ее качества в целом. Другие показатели продукции могут быть проверены госинспектором только через процедуру идентификации, что связано с испытанием. Но закон не предусматривает оплату этих испытаний ни изготовителем, ни продавцом, ни другим заинтересованным субъектом. Таким образом, по существу не выполняется должным образом положение Закона " О защите прав потребителей", которое обязывает изготовителя предоставлять потребителю достоверную информацию о потребительских свойствах товара. Контроль же этих свойств госинспекторами в действующем законодательстве не предусмотрен. По-видимому, полезна была бы и гласность в отношении результатов проверок. Другие задачи — это актуализация ГС С для ее полного соответствия условиям рыночной экономики; формирование технического законодательства по безопасности конкретных групп продукции, видов работ и услуг, разработка технических регламентов; формирование системы стандартов информационного взаимодействия электронных средств связи. Для решения проблем в области стандартизации, касающихся прежде всего усиления экспортного потенциала России и вступления ее в ВТО, Госстандартом РФ в 1996 г. принят упомянутый выше проект " Развитие стандартизации", который финансируется за счет займа МБРР. Общая сумма проекта составляет 34 млн. долл., из которых МБРР оплачивает 24 млн. В качестве безвозмездной технической помощи 800 тыс. долл. предоставлено правительством Канады. В проекте сформулированы основные цели, которые определены как приоритетные: создание информационной базы по российским и международным стандартам; приведение отечественных стандартов в основных отраслях экономики в соответствие с международными требованиями; повышение эффективности сертификации отечественной продукции и проведение международной аккредитации испытательных лабораторий (центров). Проект состоит из трех частей: А. Создание в рамках Госстандарта России и ряда министерств и ведомств центра обработки запросов, в задачи которого входят обработка информационных запросов по стандартам; рассылка уведомлений (нотификаций); оказание технической помощи экспортерам и другое в соответствии с Соглашением по техническим барьерам в торговле. Основные пользователи центра — федеральные министерства и ведомства; региональные центры стандартизации, метрологии и сертификации; научно-исследовательские институты; международные и зарубежные национальные организации по стандартизации, метрологии, сертификации; российские и зарубежные участники международной торговли. На организацию центра запланировано не более двух лет. Эксплуатационные расходы центра предполагается оплачивать частично из бюджета, частично за счет абонентов, причем вторая составляющая будет постоянно возрастать. Б. Гармонизация, т.е. обеспечение соответствия российских стандартов на продукцию приоритетных отраслей международным стандартам. Процесс гармонизации сопряжен с тщательным анализом норм, требований, содержания отечественных и аналогичных международных стандартов, а также с выявлением возможности и целесообразности прямого применения международных стандартов прежде всего в производстве продукции для внешних рынков. В. Сертификация и аккредитация. Эта часть проекта направлена на расширение возможностей для сертификации конкретных видов продукции через обучение персонала, оснащение испытательных лабораторий (центров) современным оборудованием и метрологическими приборами, что усилит возможности аккредитации в зарубежных сертификационных системах. Проект предусматривает стажировку персонала органов по сертификации и испытательных лабораторий в Организации экономического содействия и развития (ОЭСР), а также в зарубежных центрах обработки запросов по линии ВТО. Более 20 российских министерств выразили заинтересованность проектом и направили в Госстандарт заявки на оснащение своих информационных центров необходимыми материалами. Реализация проекта даст возможность сформировать испытательную базу для проведения сертификации продукции и услуг на уровне мировых испытательных центров; обеспечить признание результатов испытаний зарубежными партнерами; выполнить одно из основных требований Соглашения по техническим барьерам в торговле — создать информационный центр по стандартизации и сертификации; повысить эффективность применения международных стандартов в экономике России.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 1. Какая организация играет ведущую роль по информационному обеспечению работы органов стандартизации всех стран мира? 2. Какая организация является головной в России по информационному обеспечению? 3. Каковы основные направления совершенствования Российской системы стандартизации?
|