Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственное регулирование и управление в сфере экономики
Это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособлениями существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Оно решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, смягчения циклических колебаний, поощрения прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структурах производства и поддержания внешнеэкономического равновесия. Таким образом, государственное регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства. Необходимость государственного воздействия определяется как минимум следующими требованиями: охраны публичных интересов как обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в развитии; формирования государственного бюджета; защиты окружающей среды и пользования природными ресурсами; обеспечения безопасности страны и др. Государственное регулирование экономики решает различные задачи, которые выдвигаются на передний план в зависимости от остроты проблем, возникающих в хозяйстве и в социальной сфере. Государственное регулирование ставит своей целью создание такой хозяйственной системы, которая ориентируется на выбор наиболее эффективных вариантов использования имеющихся факторов производства. В рыночной экономике государству отводится ведущая роль в создании экономических стимулов, заинтересованности граждан и юридических лиц в развитии производственных отношений; гарантий безопасности в политической, социальной, экологической, оборонной и других сферах. Государство всегда призвано охранять складывающиеся между хозяйствующими субъектами отношения, но не вмешиваться в их внутренние дела. Разумеется, при условии, если их отношения не направлены против общества, государства, граждан. В любом случае необходим государственный контроль за предпринимательской деятельностью и правовое регулирование рыночных отношений. Объекты государственного регулирования – это условия, процессы, отношения, элементы и секторы национального хозяйства, функционирование которых рыночный механизм обеспечивает неудовлетворительно или не обеспечивает вообще. Контроль государства в экономической сфере подразделяют на прямой и косвенный. Трудно отдать предпочтение какому-либо из них, поскольку косвенный контроль проявляет себя как эффективное средство. Сюда относятся система льгот и налогов; ценовая политика: регулирование занятости населения, профессиональной подготовки и т. д. К прямому государственному контролю относят: финансовый контроль; экологический контроль; санитарный контроль пожарный контроль; контроль за мерой весов и денежной единицы; контроль за качеством продукции. Эти и другие контрольные меры осуществляются в правовой и организационной форме, как в процессе правотворческой деятельности, так и в ходе реализации права. Государственное регулирование экономики осуществляется по следующим направлениям: -государство как властная структура устанавливает правила поведения на рынке и влияет своими обязательными предписаниями на условия функционирования рыночных субъектов; -рыночные отношения предусматривают функционирование организаций различных форм собственности, и государство исключает господство какой-либо одной формы; -регулирование инвестиционной деятельностью; -воздействие на материальное производство через финансово-кредитную и инвестиционную политику; -регулирование рынка труда, как занятости, посредством разработке специального законодательства; -обеспечение экономической безопасности страны; -особое внимание регулированию финансового и валютного рынков, денежному обращению и др. направления. Государственное регулирование затрагивает интересы предприятий и граждан, предлагает соответствующие формы экономического воздействия с ними и оказывает на них влияние. Главными исполнителями государственного регулирования экономики являются органы трех ветвей власти, центральный банк страны. Решаемые хозяйственные задачи и функции этих органов четко разграничены. В частности: В парламентах, принимают законы по бюджетам и отчеты по ним. За денежно-кредитную политику несет ответственность центральный банк, независимый от правительства. Важнейшие органы исполнительной власти РФ, с точки зрения государственного регулирования экономики – Министерство торговли и экономического развития, Министерство финансов. Говоря о государственном регулировании экономики, следует иметь ввиду допустимые его пределы. Если государство, пусть даже руководствуясь исключительно благими намерениями, переступают подобный предел, то происходит деформация рыночного механизма. В рыночной экономике у государства есть свои проблемы, а у рынка – свои. Вопросы о том, что, как и для кого производить, решает не только рынок, но и государство. Однако решает оно эти вопросы на основе рыночного механизма.
|