Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственное управление физической культурой и спортом
Развитие физической культуры и спорта на современном этапе является приоритетной задачей государственной политики и прежде всего состоит в создании условий для привлечения детей, подростков и молодежи к активному образу жизни, их оздоровления, повышения уровня физической подготовленности населения, профилактики правонарушений. Одним из направлений государственной политики в сфере физической культуры и спорта является формирование оптимальной отраслевой модели управления, в которой четко распределены и согласованы компетенция и полномочия, функции и ответственность всех субъектов физкультурно-спортивной деятельности как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Постановлением Правительства РФ от 11 января 2006 г. № 7 ( в ред. от 10 июня 2010 г.) принята Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы»[8], а распоряжением Правительства РФ от 7 августа 2009 г. № 1101-р утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года[9]. Целью Стратегии является создание условий, обеспечивающих возможность для граждан страны вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность российского спорта. К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, отнесены: – создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения; – разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни; – модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях профессионального образования; – совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для повышения конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене. – усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров; – развитие организационно-управленческого, кадрового, научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности; – развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности; – создание системы обеспечения общественной безопасности на объектах спорта и организации работы с болельщиками и их объединениями. Создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения предусмотрено в качестве важной составной части стратегии развития физической культуры и спорта. Основными направлениями создания новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения являются: – разработка и формирование организационной основы управления развитием физической культуры и спорта; – совершенствование системы спортивных и физкультурных мероприятий; – совершенствование взаимодействия субъектов физической культуры и спорта; – разработка параметров двигательной активности для населения различных возрастных и социальных групп; – разработка системы физического воспитания и развития человека в различные периоды его жизни, в первую очередь, подрастающего поколения. В соответствии с Конституцией РФ вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. № 199–ФЗ (в ред. от 25 декабря 2008 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»[10] к вопросам местного значения муниципальных образований отнесено обеспечение условий для развития на подведомственной территории физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью. Центральным федеральным органом исполнительной власти здесь является Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Положение о котором утверждено Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. № 408 (в ред. от 15 июня 2010 г.)[11]. Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации (Минспорттуризм России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики, а также по оказанию государственных услуг (включая противодействие применению допинга) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта. Минспорттуризм России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федерального агентства по делам молодежи и Федерального агентства по туризму. Государственное управление в сфере физической культуры нацелено на создание современной индустрии отдыха и здоровья, обеспечивающей качественное улучшение состояния физического здоровья российских граждан и, в первую очередь, молодого поколения на основе повышения уровня физкультурно-оздоровительной и профилактической работы с населением, расширения числа клубов, центров социальной поддержки детей, подростков, инвалидов, активизации деятельности лечебно-оздоровительных организаций. Основными задачами субъектов Российской Федерации по развитию массовой физической культуры и спорта в рамках разграничения полномочий с федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления являются: – разработка нормативно-правовой базы субъекта Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта; – принятие и реализация региональных и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта; – помощь в организации деятельности органов местного самоуправления по развитию массовой физической культуры и спорта. Основными целями социальной политики в области физической культуры и спорта на муниципальном уровне являются: – формирование здорового образа жизни; – обеспечение жителям муниципального образования равных возможностей для занятия физической культурой и спортом независимо от их доходов и благосостояния; – реализация федерального и регионального законодательства о физической культуре и спорте; – улучшение качества процесса физического воспитания и образования населения, медико-педагогического наблюдения за здоровьем лиц, занимающихся физической культурой и спортом, особенно детей и молодежи; – формирование у населения, особенно у детей и подростков, устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях, повышение уровня образованности в сфере физической культуры и спорта и навыков здорового образа жизни; – укрепление материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом; – поддержка детско-юношеских спортивных школ и других организаций, ведущих спортивно–техническую и оздоровительную работу с подростками и молодежью; – создание нормативно-правовых механизмов привлечения и использования источников финансирования физической культуры и спорта; – содержание спортивных сооружений, находящихся на балансе муниципальной собственности, в безопасном для здоровья и технически исправном состоянии; – внедрение физкультуры в режиме труда и отдыха жителей муниципального образования, организация спортивных массовых соревнований, спартакиад, физкультурно-спортивных фестивалей, других мероприятий физкультурно-оздоровительного характера; – обеспечение подготовки резервов муниципальных сборных команд по различным видам спорта; – улучшение физической подготовки допризывной и призывной молодежи. При этом необходимо обращать особое внимание на: – определение наиболее эффективной системы управления физической культурой и спортом в муниципальном образовании с учетом сложившейся практики, развития традиционных видов спорта, имеющейся материально-технической базы и необходимости обеспечения наиболее полного удовлетворения потребностей жителей муниципального образования в занятиях физической культурой и спортом; – восстановление деятельности общественных физкультурно-спортивных клубов и спортивных клубов по месту работы за счет средств работодателя; – создание системы общедоступных массовых спортивных мероприятий; – проработку вопросов договорных отношений в сфере физической культуры и спорта между муниципальными образованиями различного уровня, создание межмуниципальных связей; – разработку и реализацию целевой муниципальной (межмуниципальной) программы развития физической культуры и спорта; – принятие мер к повышению квалификации работников сферы физической культуры и спорта.
|