![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция на тему: Новое время: союз философии и наукиСтр 1 из 2Следующая ⇒
Лекция на тему: Философия Возрождения: антропоцентризм (XV –XVI вв.) С XV века происходят изменения в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы. Она характеризуется возникновением мануфактур, техническими открытиями и нововведениями (самопрялка, ткацкий станок, водяное колесо, огнестрельное оружие, компас, книгопечатание). Это период первоначального накопления капитала. Как следствие – изменения в умонастроениях, Процесс секуляризации – освобождение от религии. Новая эпоха осознает себя как возрождение античной культуры, античного образа жизни, способа мышления и чувствования, откуда идеи и само название – Ренессанс (Возрождение). Однако Возрождение возникло как итог развития средневековой культуры, хотя и противопоставляло себя средневекому христианству. Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое, поскольку в центре его внимания оказывается человек. Если в центре внимания: античности – природно-космическая жизнь (космоцентризм), средневековья – бог и связанная с ней идея спасения(теоцентризм), то Возрождения – человек (антропоцентризм). Человек здесь не просто природное существо, он творец самого себя. В античности –человек- существо природное, природа – владычица человека В средние века – человек – божья тварь; Возрождение – человек – творец самого себя, он господин над всей природой. Отношение к труду: В античности – созерцание выше деятельности; В средние века – труд – искупление за грехи; Возрождение – творческий характер деятельности. С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты, ориентация на искусство. Эта эпоха по преимуществу художественно-эстетическая (Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль). В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Натурфилософия – учение о природе, освобожденное от подчинения теологическим умозрениям. Переходные формы к материализму: Пантеизм – философское учение о растворении бога в природе (Спиноза, Бруно). Деизм – философское учение о божественном первотолчке (Ньютон, Галилей).
Лекция на тему: Новое время: союз философии и науки
XVII век открывает новый период в развитии философии, который принято называть философией нового времени. В это время расширяется и углубляется процесс разложения феодального общества, начавшийся в эпоху Возрождения. В последней трети XVI - начале XVII века происходит буржуазная революция в Нидерландах, а с середины XVII века буржуазная революция развертывается в Англии. Эти революции были подготовлены развитием мануфактурного производства, пришедшего на смену ремесленному труду. Развитие нового буржуазного общества порождает изменения не только в экономике, политике, социальных отношениях, но и в общественном сознании. Важнейшим фактором такого изменения оказывается наука, главенствующее место в которой занимает механика. Социальные преобразования и развитие науки Нового времени вызвали к жизни новую ориентацию философии, которая стала опираться главным образом на науку. На первый план в философии этого периода выходят проблемы теории познания – гносеологии, и в первую очередь – проблема метода научного познания.
|