Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы организации и деятельности государственного аппарата
Под принципами организации и деятельности государственного аппарата следует понимать наиболее важные, ключевые идеи и положения, лежащие в основе его построения и функционирования. Данные принципы имеют исторически изменчивый характер. Например, в СССР действовали такие, ныне устаревшие принципы, как принципы партийного руководства, принцип демократического централизма. Принципы организации и деятельности государственного аппарата в отечественной науке подразделяются на общие и частные. Общие относятся к государственному аппарату в целом, а частные распространяются на отдельные органы или группы органов. Примером частного принципа является несменяемость судей. Общие принципы в литературе делят на две группы: 1) закрепленные в Конституции РФ; 2) закрепленные в законах. В Конституции РФ закреплены такие принципы, как народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность и конституционность. В Федеральном законе «Об основах государственной службы РФ» закреплены следующие принципы: — верховенство Конституции и законов над другими нормативными актами, в том числе должностными инструкциями; — приоритет прав и свобод человека и гражданина; обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; — равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой; — обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими органами и должностными лицами в пределах их компетенции; — принцип профессионализма государственных служащих; — гласность в деятельности государственных органов; — ответственность государственных служащих за принимаемые решения; — внепартийность государственной службы, отделенность религиозных объединений от государства. Некоторые принципы организации и деятельности государственного аппарата не закреплены в действующем законодательстве, но выдвигаются в юридической науке. Это такие принципы, как сочетание жесткой дисциплины по вертикали и делового сотрудничества по горизонтали, сочетание коллегиальности и единоначалия, экономичность государственной службы.
Правовой институт (институт права) — это группа правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений. Примерами правовых институтов могут служить институт брака в семейном праве, институт совокупности преступлений и приговоров в уголовном праве, институт гражданства в конституционном и т.д. В составе правовых институтов могут быть выделены так называемые субинституты. Например, в институте поставки может быть выделен субинститут ответственности в области поставки. В отечественной литературе правовые институты подразделяются на регулятивные и охранительные, предметные и функциональные, материальные и процессуальные, отраслевые и межотраслевые и т.д.
|