Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Билет 70. Понятие, виды и значение закона в правовых системах Франции и Германии
Закон – «скелет» всей романо-германской семьи, основа всего национального законодательства стран романо-германской семьи, скелет правопорядка. Говоря об источниках ром-герм права следует выделить законы, состоящие из следующей иерархически построенной системы: · Конституция; · Конституционные законы; · Органические законы; · Простые законы; · Кодексы; · Подзаконные акты (регламенты и декреты); · Административные циркуляры – нормы, установленные органами исполнительными и мим же применяемые. Ром-герм правовой семье присуще развитое толкование норм права (закона). Выделяются следующие виды толкования: · Экзегетические (буквальное) толкование · Школа «юриспруденции интересов» (Р. Иеринг), развивающая телеологическое (целевое) толкование закона · Школа свободного права, с точки зрения которой свобода действия толкователя права относительна. Согласно этому направлению толкование может осуществлять суд общей юрисдикции. Особенности концепции закона в ром-герм праве: · закон – во главе угла при формировании и развитии ром-герм правовой семьи, при создании и укреплении правопорядка в этих странах; · в основу концепции и содержания права закладываются «всеобщие и вечные принципы разума и справедливости», стремление воплотить их в жизнь; · закон рассматривался не только как акт, исходящий от высшего законодательного органа страны и обладающий высшей юридической силы, но и в более широком контексте – как собирательный термин и понятие, которыми обозначаются все законодательные акты, исходящие от уполномоченных на их издание центральных и местных, законодательных и исполнительно-распорядительных госуд. органов. Кодексы рассматриваются юристами «лишь как отправная точка, а не завершение пути»; · закон не во всех странах ром-герм семьи является актом высшего законодательного органа страны – парламента. Например, во Франции, действующая с 1958 г. Конституция предоставляет довольно широкие полномочия в области законотворчества и другим органам – Совету министров и Государственному Совету. Законодательная сфера парламента, согласно Конституции, ограничивается тем, что «законодатель призван лишь устанавливать некоторые основополагающие принципы. Наряду с осуществляемой парламентом законодательной властью Конституция признает также наличие «регламентарной власти, не подчиненной власти законодательной, а автономной по самой своей природе». · Издание и применение законов сопровождается судебным контролем за их конституционностью. Контроль существует жесткий, но и конституционно закрепленный характер. Степень жесткости разный в разных странах. Например, Франция отказалась от судебного контроля за конституционностью законов. · Закон выступает в различных проявлениях и занимает высшую ступеньку в иерархии всех остальных источников права. В ром-герм праве в отношении законов существует перманентное расхождение между теорией (традицией), требующей строго следовать букве закона, и практикой, ставящей судей и ученых-юристов перед необходимостью широкого, смыслового понимания и толкования законов. · Четко выраженный целевой характер обычных законов, отраженный в них самих, в их содержании, в конституционных актах.
Подразделяя существующие законы на виды, Конституция Франции предусматривает, что: · Финансовые законы определяют доходы и расходы государства; · Программные законы закрепляют цели экономической и социальной деятельности государства; · Органические законы определяют порядок деятельности парламента, включая число членов каждой из его палат, условия и порядок их избрания, а также положения некоторых других статей, касающиеся Конституционного Совета и др.
|