Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Исследования этнической ментальности
Очень долго изучали «национальный характер», сейчас все чаще начинают изучать «ментальность». В свое время для выделения предмета своих исследовательских интересов этот термин выбрали французские историки школы «Анналов», предпочтя его «коллективным представлениям», «коллективному бессознательному» и другим более или менее близким по смыслу понятиям. По их мнению, менталъностъ – это «система образов,...которые...лежат в основе человеческих представлений о мире и о своем месте в этом мире и, следовательно, определяют поступки и поведение людей».
Про нац характер Изучают давно, исследований много проведено. В разное время разные исследователи вкладывают разное в изучение. Некоторые рассматривали через набор определенных личностных черт, другие через темперамент рассматривали, третьи говорили о ценностях – набор ценностей есть особенность национального характера. Некоторые выводили характер, выводящие его через набор определенных отношений человека к чему-либо (отношение к власти, к труду). Есть много вариантов, неоднородных, но все пытаются вывести что-то общее на основе национальной темы. Важные моменты: 1) Нац характер не рассматривается, как сумма индив-х характеров, а фиксация типических черт –кот в мин степени присутствуют у всех представителей этого народа. 2) Уникальны не черты и не их сумма, а структура. Иерархия, значимость, понимание этих черт в культуре. Например, трудолюбие характерно и для немцев и для японцев. Но понимание и структура этой черты будет разной. Так в немецкой культуре труд должен быть поэтапен, регламентирован и т.п. В японии трудолюбие по другому характеризуется – это трудоголизм, они живут этой работой и на работе. 3) Сами черты характера нельзя понимать в отрыве от каких-либо условий. Черты характера можно принять, понять лишь в соотнесении с общей системой ценностей, зависящей от социально-экономических, географических условий, от образа жизни народа и его религиозных верований.
Среди подходов к интерпретации нац характера ведущим следует считать соц-исторический, отстаивающий принцип соц или культурного детерминизма. Пример – исслед-я «загадочной русской души». Его особенности выводились из гипотезы свивания британского культурантрополога Дж. Горера, в популяризации большую роль сыграли М. Мид и Э. Эриксон, использовавший ее в работе «Легенда о юности Максима Горького», где он попытался ответить «действительно ли рус душа – спеленутая?». Впрочем, сторонники гипотезы свивания вовсе не утверждают, что практика тугого пеленания детей является осн причиной автократических политических институтов царизма и сталинизма, или что она привела к формированию маниакально-депрессивной базовой личности рус народа. Напротив, они подчеркивают, что не стоит ограничиваться единственной однонаправленной цепью причинности. Сам Горер скорее довольствуется тем, что рассматривает свивание младенцев как один из способов, которым русские «информируют своих детей о необходимости сильной внешней власти».
А Эриксон, осознавая, что тугое пеленание является почти универсальным в мировых культурах обычаем, утверждает, что он «получил усиление» именно в России из-за синхронизации особенностей ранней социализации детей с другими элементами русской культуры. В русс культуре он выделяет несколько паттернов, имеющих одинаковую форму – чередования полной пассивности и бурной эмоциональной разрядки. Так, на формирование личности русс человека, по его мнению, оказал влияние ритм крестьянской жизни в холодном климате – смена относительной бездеятельности и пассивности в долгие зимние месяцы и «периодическое освобождение... после весенней оттепели».
В психологической антропологии существуют попытки исследования не только русского, но и других нац характеров через выявление способов воспитания детей и особенностей детского опыта. Во время и после 2 мировой войны в США появилось много работ по японскому и немецкому национальным характерам. Так, Р. Бенедикт попыталась объяснить противоречие японского характера, книга «Хризантема и меч»: присущие японцам чувство прекрасного и фанатизм в преданности властям, а особенно – императору. Причину жестокости японских «эстетов» она видела в особенностях социализации в Японии, где с самого детства ребенок осознает подчиненность своих желаний интересам группы и любыми способами стремится избежать позора для себя и своей семьи. Когда культурантропологи при исследовании национального характера использовали более «объективные» методы (глубинные интервью и психологическое тестирование), они теряли целостное представление о характере народа и, как и психологи, составляли «набор» качеств. В частности, К. Клакхоном были выделены качества, присущие, по его мнению, русским: «сердечность, человечность, зависимость от прочных социальных контактов, эмоциональная нестабильность, иррациональность, сила, недисциплинированность, потребность подчиняться власти».
Про ментальность Сейчас наряду с национальным характером начинают изучать ментальность. Это особая мера понимания себя. В социальной псхиологии есть близкое понятие «социальное представление». Поворот к теме ментальности происходит т.к. ментальность может быть принята, сконструирована в ходе воспитания, нахождения в определенной культурной среде. Ментальность конструируется, здесь достаточно активная роль человека и здесь разделяемые взглады – не те, которые я придумываю, а которые разделяют многие люди. Мы можем делать выводы об особенностях поведения людей. Ментальность более часто используется как более современный, более перспективный термин, и часто за исследованием ментальности прослеживаются те же исследования характера. Исследовали шведскую ментальность и выявили черту дактик. Дактик – компетентность. И ментальность шведов определяется наличием этой черты.
Работы С.В. Лурье (род. 1961) – антрополог российский. Предложила исследовать ментальность с т.з. трех стержневых компонентов: 1. локализация источника добра, кто и что источник. Для большинства народов – некоторое содержание «мы» образа 2. - локализация источников зла. Это «они» или враги, кот угрожают добру. 3. - представление о способе действий при котором добро побеждает зло. - представление о вероятности с которой добро побеждает зло. Измерение дает возможность для оценки уровня оптимизма/пессимизма. Это эмоц фон. В отношении русского народа: Мы – община/род в широком смысле – непосредственные люди, находящиеся в окружении. Они – бюрократический аппарат, государство. В системе русской ментальности важнейшим способом действия, ведущим к победе добра над злом, является не закон, устанавливаемый «врагом»-государством, а милосердие. Особенность русс ментальности – вероятность победы есть в долгосрочной перспективе, а в краткосрочной- пессимизм.
|