Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эстетический идеал и художественный образ
Эстетический идеал – вид эстетического отношения, являющийся образом должной и желаемой эстетической ценности. Эстетический идеал – высший критерий эстетической оценки, которая предполагает сознательное или неосознанное сопоставление тех или иных явлений с эстетическим идеалом. Эстетический идеал – представление о высшей гармонии и совершенстве в действительности и культуре, которое становится целью, критерием и вектором деятельности человека. Идеал формируется путем отбора лучших эстетических ориентаций, продиктованных эстетическим вкусом. Идеал не совпадает с действительностью и является гиперболизацией лучшего в ней, домысливанием желаемого, но еще не существующего, потребность в чем уже возникла и была осознанна. Эстетический идеал представляет собой единство блага и истины в красоте. В эстетическом идеале истина существует не просто как отвлеченный закон, но и как богатство конкретно-жизненного воплощения этого закона в индивидуальном явлении. Аналогично и нравственное начало существует в эстетическом идеале как идея добра или как моральная норма, но и как конкретно-жизненное воплощение блага в живой индивидуальности. Красота – единство внутреннего и внешнего. Добро, истина – внутреннее. Выразительность красоты имеет своим содержанием в эстетическом идеале истины и добра в целостности бытия. Красота – это всегда выразительность, выражение целостности бытия, как прекрасного мира в конкретном его явлении и созерцании конкретного человека. Но выразительность – не всегда красота. Может быть и выразительность ложного и злого, желающего предстать образом всего мира. Может быть выразительность различных вещей, оформленных в соответствии со своими качествами и функциями. И та, и другая выразительность может стать красотой лишь увиденная в свете целостного прекрасного мира эстетического идеала. Именно поэтому А.Ф. Лосев назвал «сферу эстетического – выразительным бытием». И. Кант отмечал, что человек в силу своей конечности не может не стремиться к идеалу. Но идеал может открыть дорогу и к фанатизму, и к нигилизму. Стремление к идеалу должно все время осознавать эти полюса. Природе истинного искусства, всецело предопределяемой идеалом, соответствует и средство, «язык» его выражения – художественный образ. Своим восхождением к идеалу, отблеском его он отличается от обычных образов действительности. Художественный образ в отличие от понятия несет в себе не только общий смысл, но и полноту конкретного, чувственно ощутимого единичного явления. В силу этого художественный образ воздействует на человека не только логически, но и эмоционально. В нем отражены как сама жизнь – объективное, так и отношение к ней автора – субъективное. В триединстве этих парных черт заключена эстетическая полнота художественного образа.
|