Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И административно-территориального устройства






Форма национально-государственного и административно-тер­риториального устройства — это элемент формы государства, ха­рактеризующий внутреннюю структуру государства, способ его по­литического и территориального деления, обусловливающий опре­деленные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

Различают следующие формы:

1) унитарную (простое, единое государство, части которого яв^
ляются административно-территориальными единицами и не обла1
дают признаками государственного суверенитета; в нем существует
единая система высших органов и единая система законодательства
как, например, в Польше, Франции);

2) федеративную (сложное, союзное государство, части которого
являются государственными образованиями и обладают в той ш»
иной мере государственным суверенитетом и другими признаками
государственности; в нем наряду с высшими федеральными органа­
ми и федеральным законодательством существуют высшие органы
и законодательство субъектов Федерации, как, например, в России,
США; федерации могут быть построены по территориальному либо
по национально-территориальному принципу);

3) конфедерацию (временный союз государств, образуемый для
достижения политических, военных, экономических и прочих
целей). Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует
общий для объединившихся субъектов центральный государствен­
ный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рам­
ках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по
тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь
координирующего свойства. Конфедерация представляет собой не­
прочные государственные образования и существует сравнительно
недолго: они либо распадаются, либо преобразуются в федератив­
ные государства. Последнее, например, произошло со Швейцарией,
которая из конфедерации Швейцарский союз (1815—1848) транс­
формировалась в федерацию.

Появилась новая форма ассоциированного государственно объединения, названное содружеством государств. Примеро: может являться СНГ (Содружество Независимых Государств), форма еще более аморфная и неопределенная, чем конфедерация

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Гулиев В.Е. Российская государственность: состояние и тенденции // Пс литические проблемы теории государства. М., 1993. С. 11—12.


Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1996.

28—32.

Кокотов А.Н. Русская нация и российская государственность. Екатерин-- рг, 1994. Гл. 3.

Марченко ММ. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 7.

Проблемы суверенитета в Российской Федерации. М., 1994.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и 15. Малыш. М.: Юристъ, 1997. Гл. 5.

Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский и В.Д. Перева-> н. Екатеринбург, 1996. Гл. 14. С. 182—185; Гл. 15. С. 212—214.

Федерация в зарубежных странах. М., 1993.

Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994. 1.2. С. 38—55.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал