Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции.
Вариант 1. B 1. Какой город после его присоединения к Москве в XV в. лишился веча и посадника? 1) Тверь 2) Астрахань 3) Смоленск 4) Новгород Великий B 2 Что из перечисленного было следствием набегов половцев во второй половине XI в.? 1) миграция населения из Среднего Поднепровья в Волжско-Окский район 2) установление военного союза Руси с Хазарским каганатом 3) полное прекращение княжеских междоусобиц 4) установление военного союза Руси с Великим княжеством Литовским B 3 Создание какого памятника зодчества относится к XI в.? 1) Дмитриевского собора во Владимире 2) Благовещенского собора в Москве 3) Софийского собора в Новгороде 4) Церкви Покрова в Филях B 4 Прочтите отрывок из произведения историка А. А. Зимина и определите, о каком правителе в нём говорится: «Итак, слепой, немудрящий правитель вернул свой престол. Его противники повергнуты были во прах. Единство земель вокруг Москвы было восстановлено. Но какой ценой? «Гнездо Калиты» было ликвидировано. … На смену «гнезду Калиты» пришла семья великого князя, а там был уже лишь шаг и до одного самодержца типа Ивана IV Васильевича. Он остался в истории с прозванием «Темный». 1) Василий I 2) Василий II 3) Иван III 4) Василий III B 5 Современниками были 1) Елизавета Петровна и А. А. Аракчеев 2) Анна Иоанновна и Иван Фёдоров 3) Екатерина I и М. М. Сперанский 4) Екатерина II и Екатерина Дашкова B 6 Представители общественной мысли 1840—1850-х гг., идеализировавшие прошлое России, считавшие, что она должна идти своим путём, а не следовать примеру ведущих европейских стран, назывались 1) староверами 2) нигилистами 3) славянофилами 4) социалистами B 7 Укреплению обороноспособности Российского государства в первой четверти XVIII в. способствовало(-а) 1) создание регулярной армии 2) отмена рекрутчины 3) создание «полков нового строя» 4) создание стрелецкого войска B 8. Прочтите отрывок из донесения и укажите адмирала русского флота, о котором идёт речь. «В 27 день (июля… поутру господин наш адмирал со всем при нём … [находившимся] флотом, с полуночи пошёл, и того ж утра приблизился к неприятелю и указ дал пробиваться сквозь оного, не огребая кругом, что с помощью Божию и учинено. И так безвредно, что только одна скампавея (военное быстроходное судно русского галерного флота) стала на мель, которую неприятель взял, а прочие всё как суда, так и люди без вреда прошли, хотя со всего флота (шведского) стреляли по наших … жестоко … Когда адмирал прошёл, тогда рапортовал его капитан… Змабвич, что он < …> [блокировал] неприятеля. Потом, когда господин адмирал в то место прибыл, и, учредя флот к бою, послал генерала адъютанта Ягушинского к командующему тою шведcкою эскадрой Эреншёльду, чтобы … тот сдался. На что оный (Эреншёльд) сказал, что того учинить не может. Тогда, видя их упорство, господин адмирал дал сигнал авангарду нашему оного атаковать, которая атака началась в третьем часу по полудни и продолжалась даже до пятого часа. И хотя неприятель несравненно артиллерию имел пред нашими, однако … сначала галеры одна за другой, а потом и фрегат (шведский) флаги опустил». 1) Ф. М. Апраксин 2) Ф. Ф. Ушаков 3) Г. А. Спиридов 4) П. С. Нахимов B 9 Что из перечисленного предусматривала cтолыпинская аграрная реформа? 1) конфискацию помещичьих земель 2) укрепление крестьянской общины 3) отказ от переселенческой политики 4) создание широкого слоя мелких земельных собственников B 10 Неудачи России в Первой мировой войне были вызваны 1) международной поддержкой Германии 2) кризисом в снабжении армии 3) договором о взаимопомощи в случае военных действий с Сербией 4) созданием Тройственного союза B 11 Прочтите отрывок из исторического источника и укажите город, в котором происходили описываемые события. «15 мая на общем собрании 35 тысяч рабочих на реке Талке была создана невиданная в мире рабочая организация — Совет рабочих депутатов, который послужил прообразом других Советов, в 1905 году... Совет сразу стал популярным в глазах рабочих, так как в него входили представители всех фабрик и заводов, и ещё более стал влиятельным потому, что в него вошли и женщины, составлявшие преобладающий элемент пролетариата города. Совет с первых же шагов взял на себя заботу о насущных интересах рабочих во время стачки: переговоры с городской думой, с губернатором, полицией, а также с местными лавочниками. Совет действовал как орган власти, представляющий интересы рабочих масс». 1) Тула 2) Иваново-Вознесенск 3) Москва 4) Санкт-Петербург B 12 «Товарищество передвижных художественных выставок» возникло в 1) 1820-е гг. 2) 1840-е гг. 3) 1870-е гг. 4) 1910-е гг. B 13 Что стало первым шагом новой экономической политики? 1) введение тарифной системы оплаты труда 2) принятие плана ГОЭЛРО 3) замена продовольственной развёрстки продовольственным налогом 4) денационализация промышленности B 14 Что являлось одним из результатов советско-финляндской войны 1939-1940 гг.? 1) территориальные потери СССР 2) меры советского руководства по укреплению обороноспособности страны 3) вступление СССР в Лигу Наций 4) установление союзнических отношений между СССР и США B 15 Прочтите отрывок и укажите автора, 11 летнюю девочку из блокадного Ленинграда: «28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12 часов утра. Бабушка умерла 25 января 1942-го, в 3 часа дня. Лёка умер 17 марта в 5 часов утра. … Мама — 13 мая в 7: 30 утра. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня. Война — страшное время.» 1) Ульяна Громова 2) Таня Савичева 3) Зоя Космодемьянская 4) Зина Портнова B 16 В каком ряду названы герои, совершившие выдающиеся подвиги в годы Великой Отечественной войны? 1) В. И. Чапаев, С. М. Будённый 2) А. П. Маресьев, А. М. Матросов 3) Д. В. Давыдов, В. Кожина 4) А. Г. Стаханов, П. Н. Ангелина B 17. Что из перечисленного относится к экономическим последствиям возникновения «мировой социалистической системы» после 1945 г.? 1) введение валютной конвертируемости рубля 2) рост лёгкой промышленности СССР 3) уменьшение доходной части бюджета СССР 4) перестройка внешней торговли СССР B 18 Какое из перечисленных событий произошло раньше других?
1) подписание Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 2) образование Организации Североатлантического пакта (НАТО) 3) создание Организации Варшавского договора (ОВД) 4) возведение Берлинской стены B 19. Прочтите отрывок из радиообращения советского композитора и укажите фамилию этого композитора. «Я говорю с вами из Ленинграда в то время, как у самых ворот его идут жестокие бои с врагом, рвущимся в город, и до площадей доносятся орудийные раскаты... Два часа назад я закончил две первые части симфонического произведения. Если это сочинение мне удастся написать хорошо... то тогда можно будет назвать его Седьмой симфонией. Для чего я сообщаю об этом? Я сообщаю об этом для того, чтобы радиослушатели, которые слушают меня сейчас, знали, что жизнь нашего города идёт нормально. Все мы несём сейчас боевую вахту...» 1) Д. Д. Шостакович 2) И. О. Дунаевский 3) И. Ф. Стравинский 4) В. И. Мурадели B 20 Выдающийся советский композитор, автор балета «Ромео и Джульетта» — 1) А. Ф. Иоффе 2) С. С. Прокофьев 3) И. А. Пырьев 4) А. А. Фадеев B 21 Кто из перечисленных лиц занимал должность Председателя Правительства РФ в период президентства Б.Н. Ельцина? 1) С. В. Кириенко 2) Д. А. Медведев 3) В. А. Зубков 4) Н. И. Рыжков B 22. Расположите в хронологической последовательности создания органы власти. Запишите цифры, которыми обозначены органы власти, в правильной последовательности в ответ. 1) Совет народных комиссаров 2) Временное правительство 3) Съезд народных депутатов СССР 4) Верховный Совет СССР 5) Совет Федерации B 23 Какие три из перечисленных событий относятся к Отечественной войне 1812 г.? Соответствующие цифры запишите в ответ. 1) Смоленское сражение 2) оборона Севастополя 3) бой под Малоярославцем 4) Чесменское сражение 5) оборона Шипки 6) Тарутинский марш-манёвр B 24 Установите соответствие между датами и событиями.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
B 25 Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к периоду Древнерусского государства. Найдите и запишите термин, относящийся к другому историческому периоду. Смерд, помещик, рядович, тиун, боярин, закуп. B 26 Напишите пропущенное слово.
Важный в истории России процесс, характеризуемый понятиями «Юрьев день», «урочные лета», «бессрочный сыск беглых крестьян», называется ______________ крестьян. B 27. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Пропущенные элементы:
1) Екатерина II 2) увеличение численности налогоплательщиков 3) отмена указа о единонаследии 4) издание указа о секуляризации церковных земель 5) расширение использования наёмного труда в промышленности 6) Елизавета Петровна 7) облегчение распределения государственных заказов на изготовление военной продукции 8) введение подушной подати 9) Анна Иоанновна
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
B 28. Прочтите отрывок из телеграммы военачальника. «Все отлично сознавали, что при создавшейся обстановке и при фактическом руководстве и направлении внутренней политики безответственными общественными организациями, а также громадного разлагающего влияния этих организаций на массу армии, последнюю воссоздать не удастся, а, наоборот, армия как таковая должна развалиться через два-три месяца. И тогда Россия должна будет заключить позорный сепаратный мир, последствия которого были бы для России ужасны. Правительство принимало полумеры, которые, ничего не поправляя, лишь затягивали агонию и, спасая революцию, не спасало Россию. Между тем завоевания революции можно было спасти лишь путём спасения России, а для этого, прежде всего, необходимо создать действительную сильную власть и оздоровить тыл. Генерал Корнилов предъявил ряд требований, проведение коих в жизнь затягивалось. При таких условиях генерал Корнилов, не преследуя никаких личных честолюбивых замыслов и опираясь на ясно выраженное сознание всей здоровой части общества и армии, требовавшее скорейшего создания крепкой власти для спасения Родины, а с ней и завоеваний революции, считал необходимыми более решительные меры, кои обеспечили бы водворение порядка в стране…»
Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. 1) описанные в телеграмме события произошли в 1916 г. 2) правительство, о котором идёт речь в телеграмме, называлось СНК 3) автор телеграммы — сторонник продолжения войны с Германией 4) автор телеграммы поддерживает действия генерала Корнилова 5) большевики поддерживали действия генерала Корнилова 6) «решительные меры» генерала Корнилова, которые указаны в телеграмме, не были осуществлены B 29 Рассмотрите схему и выполните задания Напишите название войны, события которой обозначены на данной схеме.
B 30. Рассмотрите схему и выполните задания
Напишите имя российского монарха, в годы правления которого шла война, события которой обозначены на данной схеме. B 31. Рассмотрите схему и выполните задания
Напишите название города, у стен которого произошло сражение, обозначенное на схеме цифрой «1». B 32 Рассмотрите схему и выполните задания
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) После завершения войны, события которой обозначены на данной схеме, Россия стала империей. 2) Одну из решающих побед в данной войне русская армия одержала в сражении, обозначенном цифрой «3». 3) Следствием войны, события которой изображены на данной схеме, стала утрата Россией статуса морской державы. 4) Мирный договор, завершивший войну, события которой изображены на данной схеме, был подписан в городе, обозначенном цифрой «2». 5) В ходе войны, события которой обозначены на данной схеме, проводились рекрутские наборы. 6) В результате этой войны Россия утратила заштрихованные на схеме территории. B 33 Какие суждения о данной марке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) Событие, в честь юбилея которого выпущена данная марка, произошло в эпоху дворцовых переворотов. 2) Исторический деятель, имя которого указано на марке, принимал участие в создании учебного заведения, изображённого на марке. 3) Учебное заведение, юбилею которого посвящён выпуск данной марки, основано в городе, вошедшем в состав России в XVII в. 4) Здание, изображённое на почтовой марке, — памятник архитектуры эпохи классицизма. 5) Данная марка выпущена в годы «холодной войны». B 34 Укажите памятник архитектуры, возведённый в память о присоединении к Российскому государству города, в котором находится учебное заведение, изображённое на марке. В ответе напишите цифру, которой этот памятник архитектуры обозначен.
C 1. Укажите десятилетие, в рамках которого происходили события, упомянутые в резолюции. Назовите фамилию политического деятеля, являвшегося руководителем страны в период, когда происходили эти события. Укажите название периода истории СССР, когда этот политический деятель был руководителем страны.
Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции.
«XIX Всесоюзная партийная конференция… констатирует: выработанный партией на апрельском Пленуме ЦК и XXVII съезде партии стратегический курс на всестороннее и революционное обновление советского общества и ускорение его социально-экономического развития неуклонно претворяется в жизнь. Приостановлено сползание страны к экономическому и социально-политическому кризису… Начался процесс оздоровления экономики страны, её поворот к удовлетворению насущных потребностей людей. Набирают силу новые методы хозяйствования. В соответствии с Законом о государственном предприятии (объединении) идёт перевод объединений и предприятий на хозрасчет и самоокупаемость. Разработан, широко обсуждён и принят Закон о кооперации. Входят в жизнь новые, прогрессивные формы внутрипроизводственных трудовых отношений на основе подряда и аренды, а также индивидуальная трудовая деятельность. Идёт перестройка организационных структур управления, направленная на создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования первичных звеньев экономики. Развёрнутая по инициативе партии работа позволила возобновить рост реальных доходов трудящихся. Реализуются практические меры по увеличению производства продуктов питания и предметов потребления, расширению жилищного строительства. Осуществляются реформы образования и здравоохранения. Духовная жизнь становится мощным фактором прогресса страны. Значительная работа проведена по переосмыслению современных реальностей мирового развития, обновлению и приданию динамизма внешней политике. Таким образом, перестройка всё глубже входит в жизнь советского общества, оказывает на него всё возрастающее преобразующее воздействие». C 2 Какие направления внутренней политики КПСС и государства названы в резолюции? Укажите любые три направления.
C 3. Каков итог реализации рассматриваемого стратегического курса партии? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к такому итогу.
C 4 Во второй половине XV в. основной административно-территориальной единицей в России являлся уезд. Укажите название должностных лиц, возглавлявших уезды в этот период. В чём состояли причины неэффективности деятельности этих должностных лиц по управлению уездами? Укажите любые две причины. C 5. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке
Время правления Николая I было временем «торжества реакции» и беспощадного подавления всякого инакомыслия, благодаря чему развитие страны было приостановлено на 30 лет.
Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её
Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение: 1)... 2)... Аргументы в опровержение: 1)... 2)...
C 6 № 606. Выберите из предложенных вариантов ОДНОГО исторического деятеля определённой эпохи и напишите его исторический портрет. Укажите время жизни исторического деятеля. Дайте краткую характеристику основных направлений (событий, достижений и т.п.) и результатов его деятельности.
1) патриарх Никон; 2) Александр I; 3) А. И. Солженицын; 4) Жак Ширак.
|