Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
При обосновании проектов землеустройства
Иногда при разработке проектов землеустройства и размещении объектов на территории землепользования пользуются не реальными расстояниями, замеряемыми по карте или на местности, а вычисленными средними расстояниями. Чтобы вычислить среднее расстояние перевозок, землевладение сельскохозяйственного предприятия делят на элементарные участки площадью р1, р2..., рп. Объемы (плотность) перевозимых грузов обозначают через d1, d2, …, dn, а расстояния от хозцентра до каждого участка r1, r2,..., rn. Тогда среднее расстояние (S) от хозяйственного центра до землевладения будет равно:
Если допустить, что объем перевозимых грузов является постоянным, то есть d1 = d2 = … dn, это выражение упрощается: где Р – площадь землевладения хозяйства. Эта формула при указанных допущениях в землеустроительной науке стала классической для определения математического среднего расстояния от хозяйственного центра, имеющего разное местоположение на территории, до землевладения, имеющего произвольную геометрическую форму и площадь. Для перехода от математических средних расстояний (по прямой) к реальным расстояниям (с учетом кривизны дорог) в землеустройстве стали применять следующую формулу: Sp=K2S, или Sp=K1K2 , где К1 – коэффициент, учитывающий форму землевладения и местонахождение на нем хозяйственного центра (К1 изменяется от 0, 376 – при форме землевладения, близкой к кругу с размещением хозяйственного центра в центре круга, до 0, 839 – при размещении хозяйственного центра в углу землевладения прямоугольной формы); К2 – коэффициент, учитывающий реальное размещение и кривизну дорог. Значение К2 определяется путем деления реального среднего расстояния, измеренного по дорогам, на математическое среднее расстояние, то есть Для практических целей рекомендуется использовать значение К2 - 1, 3 – 1, 5. Повышение дорожного коэффициента до 1, 5 характерно для предприятий, имеющих изрезанное оврагами и балками землепользование. Использование указанных формул (по расчету средних расстояний, учитывающих форму (конфигурацию) закрепленных площадей, местоположение хозяйственного центра и дорожные условия) - самый простой способ определения оптимальных площадей землевладений (землепользований) сельскохозяйственных предприятий. По мере укрупнения площади хозяйства одна часть расходов (амортизация построек и сооружений, общехозяйственные расходы) в расчете на единицу площади уменьшается, тогда как другая (затраты на перевозки, выполнение механизированных работ), напротив, увеличивается. Очевидно, должна существовать некая оптимальная площадь землевладения, при которой удельные производственные затраты (на 1 га) будут минимальными. Удельные годовые издержки при наиболее благоприятных условиях (форма участка квадратная, хозяйственный центр расположен в центре массива) минимальны при площади пашни до 5 тыс. га; при хороших территориальных условиях (прямоугольная форма участка с соотношением сторон 1/2, хозяйственный центр на середине полудиагонали) – до 4 тыс. га; при неудобном размещении (прямоугольная форма участка с соотношением сторон 1/5, хозяйственный центр расположен в углу участка) – до 3 тыс. га. При больших размерах землепользования удельные издержки начинают возрастать.
|