Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Контроль за развитием детей раннего возраста.Стр 1 из 7Следующая ⇒
Требования к проведению игр-занятий с детьми раннего возраста. В целях планомерного воздействия на развитие детей необходимо проводить специальные игры-занятия с детьми раннего возраста. Приучать детей слушать взрослого, следить за тем, что он делает и показывает, подражать его словам и действиям, выполнять задания. С детьми второго года жизни рекомендуется проводить по 2 занятия в день: с каждой подгруппой по 10 занятий в неделю. Игры-занятия с детьми первой подгруппы проводятся во второй период бодрствования, с детьми второй подгруппы — в утренний и вечерний периоды бодрствования. С детьми в возрасте 1 года — 1 года 6 месяцев игры-занятия проводятся по подгруппам (по 2–4 человека). Длительность игры-занятия 3–6 минут. Детей в возрасте 1 года 6 месяцев — 2 лет можно объединять по 4–6 человек в зависимости от вида игры-занятия. Продолжительность игры-занятия 6–10 минут. Перечень основных игр-занятий на пятидневную неделю 1)Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи 3 2)Развитие движений 2 3)Со строительным материалом 1 4)С дидактическим материалом 2 5)Музыкальное 2 Общее количество игр-занятий 10
Контроль за развитием детей раннего возраста. Контроль за развитием детей — составная часть системы оздоровительно-воспитательной работы с детьми в дошкольном учреждении. Цель его прежде всего в том, чтобы определить уровень развития каждого ребенка, возрастной группы и учреждения в целом. При этом устанавливают также правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания. В результате систематического контроля удается не только определить уровень развития каждого ребенка, но и увидеть первоначальные отклонения в его развитии, поведении, а главное, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, определив для него индивидуальные психолого-педагогические воздействия. Контроль за развитием ребенка носит комплексный характер: это оценка состояния здоровья, физического и психического развития детей, их поведения. Что же должно оцениваться с целью контроля за развитием детей? Прежде всего — состояние здоровья, физическое и психическое развитие, поведение малыша. Одновременный контроль по указанным направлениям дает возможность провести комплексную оценку здоровья и развития ребенка. При оценке поведения детей, за которыми воспитатель следит ежедневно (а к моменту его оценки — в эпикризисный период — особенно внимательно), следует учитывать настроение, сон, аппетит, характер бодрствования, индивидуальные особенности, черты личности. Для этого можно пользоваться следующей памяткой-вопросником.
Настроение (бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое): 1. Бодрое, жизнерадостное настроение. Положительно относится к окружающим, с интересом активно играет, дружелюбен, реакции эмоционально окрашены, часто (адекватно) улыбается, смеется, охотно контактирует с окружающими. 2. Спокойное настроение. Положительно относится к окружающим, спокоен, активен, реакции менее эмоционально окрашены, чем при бодром состоянии, меньше контактируете окружающими по своей инициативе. 3. Раздражительное, возбужденное состояние. Неадекватно относится к окружающим, возможна бездеятельность или деятельность неустойчива, может вступать в конфликт; наблюдаются аффективные вспышки возбуждения, озлобленность, крик. 4. Подавленное настроение (вял, бездеятелен, пассивен, неактивен, замкнут, грустен, может плакать тихо, долго). 5. Неустойчивое настроение. Весел, смеется, быстро может заплакать, вступать в конфликт и быть замкнутым, переходить от одного настроения к другому. Сон: 1. Засыпание (медленное, быстрое, спокойное, неспокойное). 2. Характер сна (глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный, с дополнительными воздействиями). 3. Длительность сна (укороченный, длительный, соответствующий возрасту). Аппетит (хороший, неустойчивый, плохой, избирательное отношение кпище). Характер бодрствования (активный, малоактивный, пассивный). За нормальное развитие ребенка второго года жизни принимается формирование умений в пределах одного квартала: 1 год 1 месяц — 1 год 3 месяца; 1 год 4 месяца — 1 год 6 месяцев; 1 год 7 месяцев — 1 год 9 месяцев; 1 год 10месяцев — 2 года, а на третьем году — в пределах полугодия: 2 года 1 месяц — 2 года 6 месяцев; 2 года 7 месяцев — 3 года. В первой группе числятся дети с нормальным развитием, т.е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также с опережением в развитии. Во вторую группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризисный срок (на втором году — 1-й квартал, на третьем году — 1-е полугодие). Третью группу составляют дети с более глубокой задержкой — на два эпикризисных срока; Четвертую с еще большей задержкой — на три эпикризисных срока.
Планирование работы в группах раннего возраста
План работы с детьми раннего возраста составляется на день, неделю, месяц, в зависимости от опыта работы и уровня профессионального мастерства воспитателя. План составляется в соответствии с требованиями общеобразовательной программы, по которой работает группа раннего возраста. План в группах раннего возраста имеет свою специфику и включает три этапа: - первый этап - период адаптации (индивидуальные листы наблюдений), в плане работы воспитателя: развлечения, сюрпризные моменты, игры-занятия. - второй этап - это период диагностики. Оформляется карта нервно-психического развития на каждого ребенка, и формируются подгруппы детей для проведения занятий. В плане работы воспитателя: развлечения, сюрпризные моменты, игры- занятия. - третий этап - планирование работы с детьми. При планировании работы с детьми обязательно учитываются: · группа здоровья ребенка (индивидуальный подход к детям со II-III группами здоровья); · уровень развития ребенка В плане должны быть: · список детей с датами рождения; · сведения о состоянии здоровья детей; · режим дня (теплое, холодное время); · список детей по группам развития I, II, III, с учетом диагноза по развитию речи; · расписание образовательной деятельности для каждого возрастного периода; · комплекс утренней гимнастики (на 2 недели); · список литературы, используемой в работе с детьми раннего возраста. Деление детей на подгруппы для физкультурных НОД - по состоянию здоровья и двигательным навыкам. План должен состоять из 2-х разделов: · деятельность в НОД (планируется с усложнением в соответствии с группой развития, учетом повторности); · вне НОД - проводится малыми подгруппами и индивидуально: физкультурно-оздоровительная работа, формирование культурно-гигиенических навыков и самостоятельности, взаимоотношения со сверстниками, ознакомление с природой и окружающим миром, развитие речи. Планируется предметно-игровая, самостоятельная деятельность детей. В план включается взаимодействие с родителями. Ежемесячно планируются досуг, развлечения.
33. «Концепция дошкольного воспитания» об основных положениях теории нравственного воспитания. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав базиса личностной культуры включается ориентировка ребенка в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях общественной жизни, наконец, явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом. Базис личностной культуры - собственно человеческое начало в человеке, средоточие общечеловеческих ценностей (красота, добро, истина и др.) и средств жизнедеятельности (представления о действительности, способы активного воздействия на мир, проявления эмоционально-оценочного отношения к происходящему). Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, непреходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени. Приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей. При этом процессы обучения и воспитания в дошкольном возрасте могут быть разделены только условно. Передача ценностей и средств активного отношения к миру может быть осуществлена только при учете возраста детей.
Формируются начала нравственного сознания. Отношение к самому себе. Представлено следующими ценностями. Познавательные ценности: открытие своего «Я»; ребенок выделяет себя из мира. Он начинает осознавать, что непохож на других. В то же время возникает интерес к своей жизни (биография) и жизни близких. Пробуждаются первые представления о Родине, о будущем, возникает отношение к жизни и смерти, к бессмертию. Ценности преобразования: на основе потребности в признании возникает стремление действовать «как все». Ценности переживания: чувство физической и психологической защищенности; полнота разнообразных чувств, раскованность, ощущение собственного тела и владения им; наслаждение игрой как проявлением духовных и физических сил. Формируются начала самосознания личности. НВ – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом НВ является появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. Задачи: 1. Формирование механизма НВ – представлений, нравственных чувств, привычек и норм, практики поведения (1 группа задач носит постоянный характер). 2. Формирование нравственных качеств – воспитание гуманных чувств и отношений; трудолюбия и отношения к труду; коллективизма; патриотизма (2 группа задач – подвижна, на ее содержание влияют: исторический этап, конкретные условия жизни и особенности возраста объекта воспитания). НВ в ДОУ осуществляется постоянно, во всех доступных видах деятельности. Средства: 1) художественные (худ. литература, искусство, музыка, диафильмы, кино) – способствуют эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений (Карпинская, Виноградова А.М.); 2) природа – дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о том кто слабее (Николаева, Фокина); 3) собственная деятельность детей (игра, труд, учение, художественная деятельность) – необходима при воспитании практики нравственного поведения; 4) общение – выполняет задачи корректировки представлений о морали, воспитании чувств и отношений; 5) окружающая ребенка обстановка – как средство воспитания чувств, представлений, поведения – влияет на формирование определенных нравственных качеств. Методы по Нечаевой и Логиновой: 1. Формирование нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью). 2. Формирование нравственного сознания (убеждение в форме разъяснения, внушения, беседы). 3. Стимулирование чувств и отношений (пример, поощрение, наказание). Данные методы эффективны при условии: гуманности (не унижать); реальности, осуществимости (требуют логического завершения); подготовки условий и средств; отсутствие шаблонности; тактичности в применении; терпения и терпимости; преобладания практических методов.
|