Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Покушение на преступление.






 

В соответствии с ч. 3 ст. 30 УК РФ покушением на преступ­ление признаются умышленные действия (бездействие) лица, непосредственно направленные на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам.

Судебная практика знает самые разнообразные случаи покушения на преступление. Например, вор с целью кражи проник в кварти­ру, но был задержан вернувшимися жильцами. Насильник не смог осуществить своего намерения из-за решительного сопро­тивления потерпевшей. Преступник с целью убийства выстре­лил в потерпевшего, но промахнулся либо попал, но не убил, а причинил ему телесное повреждение. Взяткодатель пытался вручить предмет взятки должностному лицу, но тот отказался принять взятку. Все эти случаи и образуют покушение на преступление.

Как и приготовление к преступлению, покушение на пре­ступление характеризуется объективными и субъективными признаками, составляющими в своей совокупности состав этой стадии неоконченного преступления. Эти признаки позволяют отличать покушение на преступление, с одной стороны, от приготовления к преступлению, с другой - от оконченного преступления.

Если приготовление к преступлению создает лишь условия для совершения задуманного преступления, то покушение на преступление создает реальную опасность причинения вреда объекту посягательства.

Объективная сторона покушения на преступление характеризуется следующими моментами:

Во-первых в отличие от приготовления к преступлению при покуше­нии субъект оказывает непосредственное воздействие на объ­ект преступления. Преступник выстрелил, но промахнулся. Это означает, что в момент выстрела жизнь потерпевшего подвергалась непосредственной и реальной опасности.

Во-вторых в отличие от приготовления к преступлению при покуше­нии лицо совершает действие (бездействие), непосредственно направленное на совершение преступления. Это означает, что совершенные виновным лицом действия входят в объективную сторону конкретного преступления, предусмотренного Особенной частью УК. Вор пытался вскрыть сейф с день­гами, но был задержан. Попытка вскрыть сейф есть выполнение объективной стороны кражи как тайного хищения чужого имущества. Чтобы отграничить покушение на преступление от приготовления к нему, необходимо установить, является ли совершенное деяние частью объективной стороны готовящего­ся или совершаемого преступления. Одни и те же действия в зависимости от характера преступного посягательства могут быть как покушением на преступление, так и приготовлением к преступлению. Например, как ранее говорилось, проникновение в квартиру с целью кражи - покушение, а проникновение туда же с целью убийства - приготовление. В первом случае проникновение в квартиру есть часть тайного хищения чужого имущества как объективной стороны этого преступления. Во втором случае совершенное деяние не входит в объективную сторону убийства и, следовательно, «не дотягивает» до стадии покушения.

В-третьих в отличие от оконченного преступления действие (бездейст­вие), образующее покушение на преступление, не было доведено до конца по независящим от лица обстоятельствам. Объективная сторона преступления выполнена не полностью, поскольку отсутствует часть необходимых признаков деяния, описанного в Особенной части УК. Незавершен­ность деяния при покушении и является главным признаком, отличающим его от оконченного преступления. Определение того, завершено ли деяние, зависит от специфики объективной стороны конкретного совершаемого преступления. При покушении на пре­ступление с материальным составом отсутствует предусмот­ренный диспозицией уголовного закона преступный результат (при краже или грабеже субъект не может завладеть чужим имуществом, при попытке убийства - не наступает смерть потерпевшего и т. д.). Однако покушение на преступление с материальным составом не означает, что при этом обязательно отсутствуют любые преступные последствия. Последние могут наступить, но это не те последствия, которых добивался виновный и с которыми уголовный закон связывает ответствен­ность. Допустим, преступник с целью убийства нанес потерпев­шему ножевое ранение в грудь, но причинил лишь вред здоровью средней тяжести. В этом случае ответственность наступает не за причинение соответствующего вреда здоровью, а именно за покушение на убийство.

Покушение на преступление с формальным составом харак­теризуется неполным выполнением действий, предусмотрен­ных уголовным законом. Например, насильнику не удалось совершить половой акт.

В-четвертых деяние при покушении остается незавершенным по незави­сящим от лица обстоятельствам. Это означает, что преступле­ние не было доведено до конца вопреки воле виновного. Лицо делает все, чтобы преступление было доведено до конца, но этого не происходит. Например, при хищении отсутствует предмет преступления (в сейфе не оказалось денег), либо предмет имеется не в том количестве или размере, в каком виновный желал им завладеть (наличие денег в незначительной сумме), оказание сопротивления потерпевшим или другим лицом либо задержание виновного, недостаточность или непригодность средств или орудий преступления для осуществления преступного замысла (малая доза яда для отравления) и т.п. Главное здесь то, что преступление не доводится до конца не потому, что лицо само решает прекратить посягательство в силу каких-то внутренних побуждений, а в связи с внешними причинами, возникающими помимо его воли и желания, и именно эти причины не позволяют ему завершить преступление. Эти причины являются решающими для отграничения покушения от добровольного отказа от доведения преступления до конца.

Указанные объективные признаки позволяют очертить сфе­ру деяния, образующего покушение на преступление.

Во-первых, покушение возможно при соверше­нии любых преступлений с материальным составом, соверша­емых путем как действия, так и бездействия. Правда, на практике случаи покушения на преступление путем бездейст­вия почти не встречаются. В учебниках по уголовному праву на протяжении более полутора веков обычно приводится один и тот же пример такого покушения: мать не кормит ребенка с целью убийства последнего.

Во-вторых покушение возможно также и в преступлениях с формаль­ным составом, совершаемых путем действия, когда объектив­ная сторона совершенного преступления выполнена не пол­ностью. В преступлениях с формальным составом, совершаемых путем бездействия, все поведение лица до момента совершения преступления, выразившегося в бездействии, не имеет уголов­но-правового значения, а после этого совершенное приобретает значение оконченного преступления (например, оставление в опасности - ст. 125 УК РФ, отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний - ст. 308 УК РФ.

Покушение на преступление невозможно и в тех случаях, когда уголовный закон для состава оконченного преступления считает достаточным совершение деяния, содержащего угрозу наступления определенных последствий (так, в соответствии с ч. 1 ст. 247 УК РФ уголовно наказуемым является нарушение, например, правил хранения экологически опасных веществ и отходов, если это создало угрозу причинения существенного вреда здоровью людей или окружающей среде).

Субъективная сторона покушения на преступление характе­ризуется умышленной виной, причем лишь с прямым умыслом. Так, в постановлении Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 г. N 1 " О судебной практике по делам об убийстве (ст.105 УК РФ)" указывается, что «покушение на убийство возможно лишь с прямым умыс­лом, то есть когда содеянное свидетельствовало о том, что виновный осознавал общественную опасность своих действий (бездействия), предвидел возможность или неизбежность наступления смерти другого человека и желал ее наступления, но смертельный исход не наступил по не зависящим от него обстоятельствам (ввиду активного сопротивления жертвы, вмешательства других лиц, своевременного оказания потерпевшему медицинской помощи и др.)».

Следовательно, доктрина и судебная практика придерживаются мнения, что покушение на преступление невозможно в преступлениях с косвенным умыслом.

При покушении на преступление с материальным составом лицо осознает общественную опасность своего действия (бездей­ствия), непосредственно направленного на совершение пре­ступления, предвидит возможность или неизбежность наступ­ления вредных последствий и желает их наступления. При покушении на преступление с формальным составом лицо сознает общественную опасность совершаемых действий и желает их совершения.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал