Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предложения по применению отдельных видов финансовых механизмов государственного регулирования в Республике Татарстан






Анализ экономической литературы и опыта субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования деятельности малых инновационных предприятий позволил выявить следующий перечень практикуемых финансовых инструментов:

1) капитализация региональных гарантийных фондов с целью роста объема предоставляемых поручительств по кредиту;

2) предоставление грантов и субсидий на создание инновационных предприятий для стимулирования увеличения количества малых инновационных предприятий;

3) льготное инвестиционное кредитование предприятий малого бизнеса, занятых в приоритетных отраслях;

4) субсидирование части процентной ставки по кредитам, привлеченными СМП на реализацию инвестиционных проектов для повышения уровня доступности банковских кредитов предприятиям малого инновационного бизнеса;

5) субсидирование затрат, связанных с патентованием изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, государственной регистрацией результатов интеллектуальной деятельности;

6) субсидирование затрат, связанных с проведением технологического аудита (оценки существующего технологического уровня предприятий, системы управления качеством, системы проектирования и разработки новой продукции в сравнении с конкурентами);

7) субсидии малым инновационным предприятиям - эмитентам на компенсацию расходов, связанных с получением допуска их ценных бумаг к торгам на фондовой бирже;

8) возмещение затрат или недополученных доходов в связи с производством инновационных товаров, работ, услуг.

На территории Республики Татарстан в настоящее время практикуются все перечисленные финансовые инструменты, однако возмещение затрат или недополученных доходов в связи с производством инновационных товаров, работ, услуг осуществляется не во всех регионах республики. Так данный механизм функционирует в Мензелинском муниципальном районе[51], Кайбицком муниципальном районе, [52] Лениногорском муниципальном районе[53], Аксубаевском муниципальном районе[54] Черемшанском[55] и Новошешминском[56] муниципальном районах. Однако данную возможность считаем необходимым предусмотреть во всех муниципальных районах Республики Татарстан, в том числе и в Чистопольском раойне, где зарегистрировано ООО «Чистопольтранссигнал»

Порядок возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством инновационных товаров, работ, услуг, действующий на всей территории Республики Татарстан, должен предусматривать возможность возмещения общих (капитальных и текущих) затрат на технологические, продуктовые и процессные инновации действующих инновационных СМП. Возмещение данных затрат должно осуществляться на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования в размере не более 60 процентов от фактически произведенных общих затрат организации при условии их документального подтверждения, но не более:

1) 3 млн. руб. – на возмещение затрат действующего СМП со среднесписочной численностью работников менее 30 человек;

2) 9 млн. руб. – на возмещение затрат действующего СМП со среднесписочной численностью 30 и более человек;

при этом общая сумма возмещения не должна превышать величину бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете соответствующих муниципальных районов Республики Татарстан на эти цели, при чем возмещению подлежат лишь затраты, произведенные действующими инновационными компаниями до 25 декабря текущего финансового года.

Данные субсидии предоставляются на компенсацию следующих общих затрат действующих компаний:

1. исследование и разработка новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов;

2. производственное проектирование, дизайн и другие разработки (не связанные с научными исследованиями и разработками) новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов;

3. приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями;

4. приобретение новых технологий (в том числе прав на патенты, лицензии на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей);

5. приобретение программных средств;

6. обучение и подготовка персонала, связанного с инновациями;

7. маркетинговые исследования;

8. аренда помещений, используемых для обеспечения деятельности;

9. проведение доклинических исследований лекарственных средств и клинических исследований лекарственных препаратов;

10. затраты, связанные с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях на технологические инновации;

11. сертификация и патентование;

12. строительство, реконструкция здания (части здания), сооружения, связанных с технологическими инновациями;

13. приобретение материалов, связанных с исследованием, разработкой новых продуктов, услуг и новых производственных процессов;

Предоставление субсидии осуществляется на конкурсной основе. Для проведения отбора Исполнительные комитеты соответствующих муниципальных образований Республики Татарстан создают экспертную комиссию, которая в течение 12 рабочих дней со дня регистрации заявки должна ее рассмотреть.

Для рассмотрения заявки претендент предъявляет следующий пакет документов:

а) заявление-расчет на получение субсидии;

б) нотариально заверенные копии учредительных документов и всех изменений к ним;

в) справка с указанием (по категориям работающих) среднесписочной численности и среднего уровня заработной платы работников заявителя;

г) бизнес план (технико-экономическое обоснование) инновационного проекта;

д) документы, подтверждающие наличие производственных и других помещений, если такие имеются, а также квалифицированных кадров, необходимых для реализации инновационного проекта;

е) справка заявителя об отсутствии просроченной задолженности по заработной плате;

ж) копии расходных платежных документов, подтверждающих целевые расходы (договоры, соглашения, накладные, счета-фактуры, платежные поручения и т.д.).

В случае вынесения положительного решения по результатам рассмотрения представленных документов Исполнительный комитет соответствующего муниципального образования Республики Татарстан заключает договор с предприятием о возмещение затрат или недополученных доходов в связи с производством инновационных товаров, работ, услуг. После заключения договора Исполнительный комитет соответствующего муниципального образования Республики Татарстан в срок до 60 календарных дней перечисляет денежные средства на расчетный счет получателя субсидии. В случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии, Исполнительный комитет соответствующего муниципального образования Республики Татарстан направляет получателю субсидии уведомление о возврате незаконно полученных бюджетных средств. Возврат субсидии осуществляется получателем субсидии в течение 14 дней со дня получения уведомления о возврате незаконно полученных средств субсидии.

Таким образом, в Республике Татарстан применяется широкий перечень финансовых механизмов государственного регулирования деятельности муниципальных инновационных предприятий, однако такой механизм как возмещение затрат или недополученных доходов в связи с производством инновационных товаров, работ, услуг применяется не во всех регионах республики, в частности в настоящее время он функционирует в Мензелинском, Кайбицком, Лениногорском, Аксубаевском, Черемшанском и Новошешминском муниципальном районах Республики Татарстан. Считаем необходимым распространить данный механизм во всех муниципальных районах Республики Татарстан.

 

Выводы:

 

1. С целью нивелирования недостатков порядка предоставления компенсации части процентной ставки за пользование банковскими кредитами, выявленных в ходе анализа, считаем целесообразным:

- оценивать инновационные проекты по следующим критериям: научно-технический уровень проектов; место реализации проекта; возможность коммерциализации продукта (услуги) или технологии; срок окупаемости проекта; наличие кадровых, организационных и производственных возможностей проекта; наличие собственных средств предприятия (не менее 20%); наличие платежеспособного рынка;

- включить в перечень запрашиваемых документов для рассмотрения инновационного проекта письмо-заявку на участие в конкурсном отборе, анкету предприятия, нотариально заверенные устав и/или учредительный договор, паспорт проекта, бизнес-план, финансовые документы предприятия, справку о состоянии расчетного счета, кредитный договор или письмо-согласие (решение кредитного комитета банка) от кредитной организации с приложением графика выплат основной части и процентов по кредиту и некоторые другие;

- определять величину компенсации в зависимости от срока кредитного договора: 1/3 ставки рефинансирования по договорам, заключенным до 1 года включительно; 1/2 – от 1 до 2х лет включительно; 2/3 – от 2х до 3х лет включительно. С целью своевременного высвобождения денежных средств считаем необходимым производить соответствующие перечисления не ежеквартально, как осуществляется в настоящее время, а ежемесячно на основании предварительного расчета размера компенсации;

- осуществлять отбор кредитных организаций для участия в кредитовании инновационных проектов, исходя из их экономического состояния, для оценки которого используется следующая система показателей: оценка капитала (показатель достаточности собственных средств, показатель общей достаточности капитала, показатель оценки качества капитала), оценка активов (показатель качества ссуд, показатель доли просроченных ссуд, показатель размера резервов на потери по ссудам и иным активам, показатель концентрации крупных кредитных рисков, показатель концентрации кредитных рисков на акционеров (участников), показатель концентрации кредитных рисков на инсайдеров), оценка доходности (показатель прибыльности активов, показатель прибыльности каптала), оценка ликвидности (показатель общей краткосрочной ликвидности, показатель мгновенной ликвидности, показатель текущей ликвидности). Данная система показателей также может быть использована для отбора кредитных организаций для кредитования по программе микрокредитования субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в реальном секторе экономики Республики Татарстан.

2. В Республике Татарстан применяется широкий перечень финансовых механизмов государственного регулирования деятельности муниципальных инновационных предприятий, однако такой механизм как возмещение затрат или недополученных доходов в связи с производством инновационных товаров, работ, услуг применяется не во всех регионах республики, в частности в настоящее время он функционирует в Мензелинском, Кайбицком, Лениногорском, Аксубаевском, Черемшанском и Новошешминском муниципальном районах Республики Татарстан. Считаем необходимым распространить данный механизм во всех муниципальных районах Республики Татарстан.

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал