Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правила. Иерархия правил.
Правила – общепризнанные и защищенные предписания, которые запрещают или разрешают определенные виды действий одного индивида (группы людей) при взаимодействии их с другими людьми или группами. Правила – это модели, или образцы поведения говорящие о том, как следует вести себя в той или иной ситуации. Каждое Правило, будь формальное или неформальное, характеризует: 1) Адресата правила (кто именно должен следовать данному правилу) 2) Условия применения (в каких условиях адресат дожжен следовать правилам) 3) Содержание правила (что именно должен или может делать или не делать адресат в соответствующих условиях) 4) Гарантии правила (кто определяет, следует ли адресат правилу, и в случае нарушения применяет к нему санкции) 5) Санкции за нарушение требований правила
Важно понять, что права, которыми располагает индивид, определяется совокупностью правил, действующих в обществе. В новой институциональной экономической теории используются определения, в соответствии с которыми, формальными называют правила (фиксированные в правовых актах), утвержденные государством, или любой организацией, призываемой государством или любой организацией, признаваемой государством, а на уровне ПП – в заключенных или в деловых контрактах (запрет курения). Следовательно, неформальными называются все остальные правила (социальные нормы) на уровне отдельных участников рынка, их деловые договоренности.. То есть, правила существующие в памяти участников различных социальных групп, в роли гаранта которых выступает любой участник группы, заметивший их нарушения, называются неформальными правилами(закрепленные традиции, обычаи и т. д.) Соблюдение неформальных правил в большей степени опирается на социальный капитал, имеющий в своей основе доверие и репутацию участников рынка, на уверенность в том, что и другие участники рынка знают эти правила и готовы их соблюдать, а не силовые структуры государства. Не формальные нормы, в свою очередь, опираются на более широкое основание в виде культурных традиций и ценностей, утвердившихся в данном обществе. Для того, чтобы упорядочить все рассмотренные выше виды правил, удобно пользоватся приведенной схемой.
. Рис. Виды правил. В целом формальные и неформальные правила могут как противоречить друг другу, конкурировать между собой, так и взаимно дополнять и поддерживать друг друга. Однако налушение того или иного правила будучи индивидуально выгодным, способно привести к отрицательным внешним эффектам, т. е. возложить на других индивидов дополнительные издержки, которые в сумме могут превысить индивидуальную выгоду нарушителя. Средством их предотвращения выступают санкции-те или иные наказание за нарушения правил. Классификация может быть построена различными способами, например, путем деление санкции на социальные и экономические, формальные и неформальные, разовые и длительные, формирование эмпирической классификации санкций, непосредственно обобщающей практику их применения: 1) общественное их осуждение, выраженное в неодобрении поступка словом или жестом, утрате уважения или ухудшения репутации санкционируемого субъекта;
|