![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие, принципы и стадии бюджетного процесса.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Процессуальные нормы бюджетного права закрепляют порядок получения государством доходов, их распределение между разными бюджетами, порядок использования, обеспечивая выполнения государством и ОМС их задач и функций.
Бюджетный процесс – это совокупность действий уполномоченных органов государства и ОМС по поводу составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, а также составление, рассмотрения и утверждения отчета об их исполнении, которые совершаются на основе норм бюджетного права.
БК регламентирует, что бюджетный процесс – это регламентированная нормами правовая деятельность, связанная с составлением, рассмотрением, утверждением бюджетов, их исполнением и контроль за их исполнением, рассмотрением отчетов об исполнении бюджетов, которые составляют бюджетную систему Украины.
Такая деятельность имеет циклический и периодический характер. Бюджетный цикл, в отличии от бюджетного периода, который равен одному календарному году, составляет промежуток времени от начала формирования бюджета на год до утверждения отчета о его исполнении.
Составляющие бюджетного цикла: · Период формирования бюджета · Исполнение бюджета · Льготные бюджетные сроки · Период отчетности
На сегодняшний день бюджетный цикл длится около 2, 5 лет.
Традиционно в бюджетном процессе выделяют 5 стадий: 1. Разработка и составление проекта бюджета 2. Рассмотрение проекта бюджета 3. Утверждение проекта бюджета 4. Исполнение бюджета 5. Разработка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета. Но, ст. 19 БК регламентирует всего 4 стадии, а именно: 1. Составление проектов бюджетов 2. Рассмотрение и принятие закона про Гос.бюджет, решений о местных бюджетах 3. Исполнение бюджетов, в том числе внесение изменений в ЗУ о Гос. Бюдж., и решений о местных бюджетах. 4. Подготовка и рассмотрение отчетов об исполнении бюджетов и принятие решений относительно этого.
Во время каждой стадии бюджетного процесса решаются вопросы, которые не могут быть рассмотрены в другое время.
Принципы бюджетного процесса: · Принципы, присущие всей бюджетной системе в целом: o принцип единства бюджетной системы, o принцип сбалансированности, o принцип полноты o принцип публичности o принцип прозрачности
· Принципы, присущие лишь бюджетному процесс: Принцип распределения бюджетных полномочий между органами представительной и исполнительной власти. (формирование и исполнение бюджета- компетенция исполнительных органов, рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением – органы представительной власти.
Принцип специализации бюджетных показателей. Он реализуется через бюджетную классификацию, которая в соответствии со ст. 8 БК регламентирует исчерпывающий перечень доходов и расходов бюджета и проявляется в конкретизации доходов по источникам и расходов по целевому использованию.
Принцип ежегодности бюджета, т.е. обязательное принятие бюджета каждый год до начала планового периода.
Принцип реальности внесения показателей доходов и расходов.
Принцип организации финансового контроля на всех стадиях бюджетного процесса.
Все стадии бюджета контролируются Счетной палатой, действующей от имени ВРУ и местных органов власти.
1. Полномочия участников бюджетного процесса.
Участниками бюджетного процесса являются органы и должностные лица, наделенные бюджетными полномочиями.(ст. 20 БКУ)
Бюджетные полномочия, соответственно, - это права и обязанности участников бюджетных правоотношений.
Участники бюджетных правоотношений: · ВРУ · Президент · Кабинет министров · Министерство финансов · Национальный банк · Местные советы · Распорядители и получатели бюджетных средств · Органы государственного финансового контроля.
Законодательные органы всех уровней: (ВРУ, ВР АРК, местные советы) Имеют право рассмотрения и утверждения бюджетов и отчетов об их исполнении, осуществляют контроль за исполнением.
Полномочия ВРУ: · Определение бюджетной политики государства · Принятие постановления об утверждении Основных направлений бюджетной политики государства на будущий бюджетный период. · Определение полномочий остальных участников бюджетного процесса · Определение объема бюджетных доходов и расходов Гос.бюджета Украины · Утверждение показателей социально-экономического развития государства · Рассмотрение и принятие ЗУ про гос.бюджет и внесение изменений в него. · Рассмотрение и принятие отчета об исполнении гос.бюджета. · Контролирует порядок использования средств из резервного фонда бюджета.
|