Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 2 История исследований мышления животных 19⇐ ПредыдущаяСтр 81 из 81
2 1 Донаучный период накопления знаний Представления о «разуме» и «инстинкте» животных в трудах естествоиспытателей XVIII — первой половины XIX века 19 22 Ф Кювье об «уме» и инстинкте животных 21 2 3 Влияние эволюционного учения Ч Дарвина на исследования поведения Книга Дж Роменса «Канон Ллойда-Моргана» 22 2 4 Объективные методы изучения поведения и психики животных 25 241 И П Павлов — основоположник учения о высшей нервной деятельности 25 242 Сравнительная характеристика обучения животных методом «проб и ошибок» в исследованиях Торндайка 26 243 Бихевиоризм Работы Дж Уотсона, Б Скиннера и других 28 244 Когнитивные процессы у животных Исследования Э Толмена и И С Бериташвили 30 2 5 Сравнительная психология и зоопсихология в России 32 2 5 1 «Объективный биологический метод» изучения поведения животных в трудах В А Вагнера 32 252 Зоопсихочогические исследования Н Н Ладыгиной-Коте 34 253 Исследования поведения и психики приматов в СССР 38 2 6 Описание «инсайта» в опытах В Келера 38 2 7 Учение о высшей нервной деятельности и проблема мышления животных 40 2 8 Исследование зачатков мышления у животных-неприматов в первой половине XX века Работы Н Майера и О Келера 43 2 9 Исследования высших когнитивных функций животных во второй половине XX века 45 2 9 1 Концепция Л В Крушинского о физиолого-генетических основах рассудочной деятельности 46 292 «Говорящие» обезьяны и проблема происхождения второй сигнальной системы 47 210 Генетика поведения 49 2 11 Этология 51 2111 Основные направления этологических исследований 52 2112 Основные положения этологии 54 2113 Значение работ этологов для оценки рассудочной деятельности животных 56 2114 Исследование поведения человекообразных обезьян в естественной среде обитания 56 2 12 Основные гипотезы об эволюции психики 59 Глава 3. Индивидуально-приспособительная деятельность животных: ассоциативное обучение, когнитивные процессы.............................. 64 3.1. Обучение и пластичность.................................................................... 64 3.2. Классификация форм индивидуально-приспособителъной деятельности......................................................................................... 65 3.2.1. Неассоциативное обучение (привыкание).....................................66 3.2.2. Ассоциативное обучение..................................................................67 3.3. Дифференцировочные условные рефлексы........................................ 80 3.3.1. Последовательные переделки сигнального значения дифференцировочных стимулов...................................................... 83 3.3.2. Формирование «установки на обучение».......................................83 3.3.3. Формирование «систем» дифференцировочных условных рефлексов.......................................................................... 85 3.4. Когнитивные (познавательные) процессы......................................... 86 3.4.1. Общая характеристика.....................................................................86 3.4.2. Латентное обучение..........................................................................92 3.4.3. Пространственное обучение. Современная теория «когнитивных карт»...................................... 93 3.4.4. Обучение и память животных в ситуациях, приближенных к естественным.......................................................98 3.4.5. Обучение «выбору по образцу»..................................................... 102 3.4.6. Заучивание последовательностей стимулов................................. 104 3.4.7. Инсайт-обучение............................................................................. 104 Глава 4. Элементарное мышление или рассудочная деятельность животных: основные понятия и методы изучения.............................................. 106 4.1. Определения понятия «мышление животных»................................ 106 4.2. Основные направления изучения элементов мышления у животных. Экспериментальные модели......................................... 111 4.3. Каким требованиям должны удовлетворять тесты на рассудочную деятельность................................................................. 113 4.4. Классификация тестов, применяемых для изучения рассудочной деятельности (мышления) животных........................ 116 4.5. Способность к достижению приманки, находящейся в поле зрения...................................................................................... 118 4.5.1. Достижение приманки с помощью орудий................................. 118 4.5.2. Достижение приманки с помощью сооружения «пирамид» («вышек»)......................................................................................... 128 4.5.3. Использование орудий в опыте с «тушением огня» и в других ситуациях...................................................................... 130 4.5.4. Орудийные действия антропоидов в естественной среде обитания................................................................................ 134 4.5.5. Орудийные действия у позвоночных, не относящихся к приматам...................................................................................... 135 4.6. Методики, разработанные Л. В. Крушинским для изучения способности животных к поиску приманки, исчезающей из поля зрения.................................................................................... 138 4.6.1. Понятие об «эмпирических законах» и элементарной логической задаче........................................................................... 139 4.6.2. Методика изучения способности животных к экстраполяции направления движения пищевого раздражителя, исчезающего из поля зрения («задача на экстраполяцию»)............. 141 4.6.3. Методики изучения способности животных к оперированию пространственно-геометрическими признаками предметов......................................................................................... 145 4.7. Изучение способности животных к экстренному определению алгоритма изменений положения скрытой приманки. Тест Ревеша—Крушинского.............................................................. 152 4.8. Изучение способности к экстренной интеграции ранее образованных независимых навыков................................................ 155 4.8.1. Способность к «рассуждению» у крыс.......................................... 156 4.8.2. Задача для голубей на «доставание банана.................................. 156 4.8.3. Тест на экстренное сопоставление стимулов, ранее связанных с разным числом единиц подкрепления: выбор по признаку «больше, чем»............................................... 158
|