Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность, этапы эволюции и формы современных международных корпораций
Возникновение международных корпораций является закономерным результатом развития мировой экономики и МЭО, с одной стороны, и мощным фактором их развития, с другой. Опыт мирового развития показывает, что процесс интернационализации производства как главной предпосылки создания международных корпораций в основе своей имеет модель последовательной интернационализации. Ориентированная на расширение сбыта за рубежом данная модель отражает последовательное дополнение исторически и логически первой формы интернационализации – товарного экспорта новыми формами международной предпринимательской деятельности – экспортом лицензий, торговой марки, прямыми зарубежными инвестициями. Появление международных корпораций напрямую связано с последними, т.к. в мировой практике международная корпорация (МК) рассматривается как форма структурной организации крупной корпорации, осуществляющей прямые инвестиции в различные страны мира. Результатом прямого зарубежного инвестирования международной корпорации может быть создание зарубежного предприятия (ассоциированной компании), в котором прямой инвестор-нерезидент владеет менее 50%, капитала; дочерней фирмы, где его доля превышает 50% и зарубежного филиала – предприятия, полностью принадлежащего прямому инвестору. Различают две формы международных корпораций. Транснациональные корпорации (ТНК) – это корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу одной страны, а филиалы разбросаны по всему миру. Многонациональные корпорации (МНК) – это корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу двух и более стран, а зарубежные отделения также находятся в разных странах. Транснациональные и многонациональные компании можно рассматривать как формы существования международных корпораций (МК), а само разделение последних на две формы проявления достаточно условно, т.к. их главным качественным признаком является не то, капитал скольких стран создал головную компанию, а интернациональный характер деятельности компаний. Поэтому международными можно считать все корпорации, имеющие хотя бы один зарубежный филиал, созданный на основе ПИИ. В то же время, Комиссия ООН по ТНК рассматривает МК как компанию: · имеющую хозяйственные единицы в двух и более странах, независимо от их юридической формы и поля деятельности; · оперирующую в рамках системы принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и осуществляющую общую стратегию через один руководящий центр; · отдельные единицы которой связаны посредством собственности или другим образом так, что одна или более из них могут иметь значительное влияние на деятельность других и, в частности, делить знания, ресурсы и ответственность с другими. В мировой практике под международной корпорацией (МК) понимают крупные компании, оказывающие существенное влияние на мировой рынок товаров и факторов производства. Как правило, к ним относятся лишь МК, у которых: · годовой объем продаж составляет не менее 1 млрд. долларов; · от 1/5 до l/3 общего оборота приходится на заграничные операции; · доля зарубежных активов не менее 25%; · филиалы имеются не менее чем в 6 странах. ТНК возникают под воздействием целого комплекса факторов, а именно: · интернационализации производства и капитала на основе развития производительных сил; · экспансии капитала за границей, создания собственных отделений; · стремления к получению сверхприбылей; · жесткой конкуренции, ведущей к концентрации производства и капитала в международном масштабе; · снижения значения геоэкономических границ. При этом следует учитывать более конкретные мотивы и цели международной предпринимательской деятельности. В соответствии с теорией транснациональных издержек наиболее важным стимулом интернационального производства являются конкретные характеристики ресурсного потенциала (основных фондов, кадров, ноу-хау) материнской и зарубежной фирм. Начиная с 80-х гг. популярным объяснением развития зарубежного производства становится обеспечение конкурентных преимуществ фирме в перспективе. Эффективность деятельности компании напрямую связывается с оптимизацией внутри- и межкорпоративных связей, с выбором наиболее эффективных цепочек взаимодействия с поставщиками, сбытовиками и покупателями. Совокупный положительный потенциал взаимовыгодных долгосрочных деловых отношений между головной фирмой и ее зарубежными филиалами вытекает из: · развития системы взаимных поставок, обеспечивающих экономию транспортных издержек; · налаживания общей сбытовой сети на основе вертикальных связей; · обмена финансовыми, кадровыми, информационными ресурсами в рамках общей стратегии развития и системы управления; · гармонизации внутрикорпоративных цен и трудовых отношений на основе и в целях разумной дифференциации доходов компании. В соответствии с теорией финансового менеджмента наличие зарубежного производства способствует: · экономии за счет устранения дублирования управленческих функций, их централизации и сокращения затрат на сбыт продукции; · экономии за счет эффекта масштаба; · увеличению возможности использования временно свободных денежных средств внутрикорпоративных подразделений; · диверсификации производства в целях снижения корпоративных рисков и завоевания долговременных конкурентных преимуществ. Практически во всех вышеозначенных теоретических обоснованиях зарубежной предпринимательской деятельности МК особое место занимает сокращение транснациональных издержек путем использования трансфертных цен. Трансфертные цены – это внутренние условно-расчетные цены, применяемые во внутрикорпоративной торговле международных монополий, формирующиеся не стихийно (под влиянием спроса и предложения), а исходя из стратегических целей компаний. В силу этого они могут отклоняться как вверх, так и вниз от мировых цен в зависимости от целей применения и конкурентных условий. Основными целями применения трансфертных цен во внутрифирменной торговле МК могут быть: · поддержание монополистической позиции на рынке; · завоевание новых рынков сбыта; · минимизация налогов и таможенных пошлин; · уклонение от валютного контроля, валютные спекуляции, конвертация из слабой валюты в сильную; · использование различий в темпах инфляции; · воздействие на финансовое состояние заграничного филиала путем перевода прибыли; · сокрытие реального уровня прибылей дочерней фирмой и др. Международные корпорации, возникнув в конце XIX в., прошли достаточно долгий путь эволюционного развития.
|