![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие, сущность и принципы профессиональной этики.
Профессиональная этика (ПЭ) – система моральных принципов и правил поведения специалиста с учетом его проф. деятельности и конкретной ситуации. ПЭ – кодекс поведения, предписываемый тип отношений, который представляется наилучшим с т.зр. выполнения работниками своих служебных обязанностей в той или иной проф. сфере. Возникновение первых профессиональных кодексов поведения относится к XI-XII вв., к периоду разделения труда в условиях становления средневековых цехов. В уставах многих цехов были сформулированы нравственные требования к профессии, к характеру труда, отношение к коллегам. Ремесленники осознали свою социальную значимость, профессиональную честь и достоинство, одновременно, они выдвинули требования о политической свободе. Показателем высокого профессионализма являются осознание специалистом своей общественной значимости, приобретение профессиональной чести и достоинства. Профессиональный кодекс поведения воспитывает у профессионала сознание принадлежности к определенной общности людей, основным признаком которой является достижение совершенства в профессии. Профессионализм - это нравственная черта личности, так как человек совершенствуясь в профессии, одновременно заботится о людях, выполняя свою общественную роль. При этом человек удовлетворяет свои высшие потребности, в социальном утверждении, уважении и в самореализации. Задача профессиональной этики - выявление нравственных норм и оценок, суждений и понятий, характеризующих людей в роли представителей определенной профессии. Профессиональная этика изучает: -нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга; - взаимоотношения внутри профессиональных коллективов; - особенности профессионального воспитания. Частью профессиональной этики является деловая этика. Это этика для менеджеров и предпринимателей и имеет прямое отношение к сфере турбизнеса. Основы предпринимательской этики были заложены еще в 16 в. благодаря протестантизму. Богоугодными были объявлены любой труд, в том числе и предпринимательство, если они идет на благо людей. Именно протестантская этика способствовала возникновению в будущем этического кодекса предпринимателя: - предприниматель убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других людей и для общества в целом; - исходит из того, что трудящиеся люди, окружающие его, хотят и умеют работать; - верит в бизнес и рассматривает его как привлекательное творчество; - признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества; -уважает законы, профессионализм и компетентность, ценит образование и науку. Этика деловых отношений является профессиональной этикой, регулирующей систему отношений между людьми в сфере бизнеса. В условиях рыночной экономики честность и доверие являются наиболее важными этическими качествами. Принципы деловой этики: 1. Так называемый золотой стандарт: " В рамках служебного положения никогда не 2. допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего 3. служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по 4. отношению к себе". 5. Справедливость при наделении сотрудников необходимыми для их служебной 6. деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.). 7. Обязательное исправление этического нарушения независимо от того, когда и кем 8. оно было допущено. 9. Принцип максимума прогресса: служебное поведение и действия сотрудника, 10.признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее 11.подразделений) с моральной точки зрения. 12.Принцип минимума прогресса: действия сотрудника в целом этичны, если они хотя 13.бы не нарушают этических норм. 14. Терпимое отношение сотрудников организации к моральным устоям и традициям, 15.имеющим место в других организациях или странах. 7. Нонконформизм: не бояться иметь собственное мнение при решении любых 8. служебных вопросов. 9. Целесообразность авансирования доверия - к чувству ответственности сотрудника, 10. к его компетенции, к чувству долга и т.п. 11. Свобода, не ограничивающая свободы других; обычно этот принцип, хотя и в 12. неявной форме, обусловлен должностными инструкциями. 10. Точное исполнение профессиональных обязанностей; 11. Избежание потенциальных или явных конфликтов. Принципы этики деловых отношений должны служить основанием для выработки каждым сотрудником собственной личной этической системы, на них должна быть построена работа этических комиссий корпораций и содержание этических кодексов.
|