Методическая разработка
практического занятия для студентов
Учебная дисциплина «Экстренная и неотложная медицинская помощь»
МОДУЛЬ № 1 «Экстренная и неотложная медицинская помощь»
Содержательный модуль № _ 1 _ «________________________________________»
Занятие № 3 «Септический шок. Интенсивная терапия септического шока».
Курс __5___ Факультет медицинский
Специальность (шифр, название): 7.12010001. «Лечебное дело»
7.12010002. «Педиатрия»
7.12010003. «Медико-профилактическое дело»
Обговорено на методическом
совещании кафедры «16» 06 2014г.
Протокол № _13_
Зав. кафедры _______ профессор Тарабрин О.О.
Одесса – 2014г.
МОДУЛЬ №_ 1 _ «Экстренная и неотложная медицинская помощь»
Содержательный модуль № _ 1 _ «________________________________________»
Тема практического занятия № _3_ «Септический шок. Интенсивная терапия септического шока».
- Актуальность темы.
За последние годы во всем мире заметно возрос интерес к проблеме сепсиса, которая уже давно стала междисциплинарной проблемой. В связи с расширением объема хирургических вмешательств, увеличением инвазивности диагностических исследований и бурным развитием трансплантологии сохраняются тенденции к увеличению количества случаев сепсиса и нозокомиальной инфекции. Несмотря на применение новейших антибиотиков, внедрение новых методик медикаментозного и хирургического лечения, частота случаев сепсиса и его осложнений не снижается. Летальность при тяжелом сепсисе и шоке составляет около 30-50% и зависит от тяжести течения, возраста больных, сопутствующей патологии и вида возбудителя.
3. Цели занятия: 3.1. Общие цели: - студент должен знать современные взгляды на этиологию, патогенез, классификация сепсиса; - студент должен знать современные подходы к интенсивной терапии этого состояния; - студент должен знать критерии диагностики и алгоритм интенсивной терапии септического шока. - ознакомить студентов с профильным приказом МЗ Украины.
3.2. Воспитательные цели: - ознакомиться с вкладом отечественных ученых в изучение сепсиса и септического шока; - воспитывать у будущего врача постоянную готовность проводить профилактику, а также знать современный алгоритм интенсивной терапии сепсиса и септического шока.
3.3. Конкретные цели: - знать: 1. Этиологию и патогенез сепсиса; 2. Диагностические критерии синдрома системной воспалительной реакции, сепсиса, тяжелого сепсиса, сепсис-индуцированной артериальной гипотензии, септического шока и рефрактерного септического шока; 3. Лабораторную диагностику сепсиса; 4. Принципы лечения сепсиса; 5. Принципы интенсивной терапии септического шока; 6. Осложнение сепсиса; 7. Профильные приказы МОЗ Украины.
3.4. На основе теоретических знаний по теме: - овладеть методиками /уметь/: 1. Проводить курацию больного с сепсисом; 2. Забора материала на микробиологическое исследование; 3. Оценивать показатели кислотно-основного и газового состава крови; 4. Оценивать степень тяжести и прогноз больного с сепсисом и септическим шоком; 5. Проводить рациональную антибактериальную терапию.
4. Материалы доаудиторной самостоятельной подготовки (междисциплинарная интеграция).
Названия предшествующих дисциплін
| Знать
| Уметь
| 1. Микробиология
| Критерии диагностики сепсиса, тяжелого сепсиса, септического шока и рефрактерного септического шока.
| Проводить общеклиническое обследование больного с сепсисом и септическим шоком.
| 2. Эпидемиология
| Знать основных возбудителей сепсиса и его патогенез.
| Оценивать степень тяжести состояния больного с сепсисом и септическим шоком.
| 3. Фармакология.
| Факторы риска сепсиса.
| Составлять программу интенсивной терапии больного с сепсисом и септическим шоком.
| 4. Хирургические болезни.
| Принципы интенсивной терапии сепсиса и септического шока.
|
| 5. Анестезиология и интенсивная терапия.
| Принципы антибиотикотерапии сепсиса.
|
| 6. Клиническая фармакология антибиотиков. Антибиотикопрофилактика и антибиотикотерапия. 7. Шоковые состояния. 8. Острые нарушения кровообращения. 9. Методы диагностики и коррекции кислотно-основного состояния. 10. Острая дыхательная недостаточность.
|
|
|
- Содержание занятия
Определение понятий сепсис, тяжелый сепсис, септический шок.
Синдром системного воспалительного ответа (Systemic Inflammatory Response Syndrom-SIRS) Системный воспалительный ответ на разнообразные тяжелые клинические повреждения, который манифестирует двумя или более следующими проявлениями: 1) температура тела более 38°С или ниже 36°С; 2) ЧСС 90 уд/мин.; 3) частота дыхания свыше 20 за минуту или Ра СО2 ниже 32 мм рт.ст.; 4) количество лейкоцитов более 12000/мм3, менее 400/мм3 или более 10% юных форм.
| Сепсис Системный воспалительный ответ на достоверно выявленную инфекцию при отсутствии других возможных причин для подобных изменений, которые характерны для SIRS. Клиническая манифестация включает два или больше следующих проявлений: 1) температура тела более 38°С или ниже 36 °С; 2) ЧСС 90 уд/мин.; 3) частота дыхания свыше 20 за минуту или Ра СО2 ниже 32 мм рт.ст.; 4) количество лейкоцитов более 12000/мм3, менее 400/мм3 или более 10% юных форм.
| Тяжелый сепсис/SIRS Сепсис, сопровождающийся дисфункцией органов, гипоперфузией или гипотензией. Гипоперфузия и перфузионные нарушения могут включать (но не ограничиваться) ацидоз в результате накопления молочной кислоты, олигурию или острое нарушения психического статуса. Сепсис - индуцированная гипотензия: систолическое давление крови ниже 90 мм рт.ст. или снижение АД на 40 мм рт. ст. от исходного уровня в отсутствие других причин для гипотензии.
| Септический шок (SIRS - шок) Это осложнение тяжелого сепсиса и определяется как: сепсис - индуцированная гипотензия, не поддающаяся коррекции адекватным восполнением жидкости; перфузионные нарушения, которые могут включать (но не ограничиваться) ацидоз, олигурию или острое нарушение психического статуса. У пациентов, которые получают инотропные препараты или вазопрессоры, может не отмечаться гипотензия, но, тем не менее, сохраняются признаки гипоперфузионных нарушений и дисфункции органов, которые относят к проявлениям септического шока.
|
|