Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рассказ академика К. И. Скрябина о достижениях гельминтологии






Моя специальность — гельминтология, то есть я занимаюсь изучением тех неприглядных червеобразных животных, которые ведут скрытый образ жизни, проникая во все органы и ткани животных и растений, истощая их и часто приводя к гибели.

Еще пятьдесят лет назад гельминтологии как самостоятельной науки не существовало. Паразитические черви изучались зоологами без всякой связи с медициной, ветеринарией и агрономией. Вместе с тем можно сказать почти наверняка, что в царской России гельминтами были широко заражены и люди и животные. Медики тех лет смотрели на паразитических червей как на невинных сотрапезников людей, не придавая особого значения тем патологическим изменениям, которые гельминты вызывают в организме.

В связи с этим мне вспоминается один случай. Находясь в экспедиции на Дальнем Востоке — это было в 1929 году, — я зашел в один туберкулезный санаторий. Меня интересовал один вопрос. В Корее и Китае очень распространен паразит — парагонимус. Он поражает легкие человека, создавая картину, похожую на заболевание туберкулезом. Мне хотелось проверить, встречается ли парагонимус в нашей стране, прежде всего в районах, соседних с основным местом своего распространения, или же нет?

Врачи дали мне препараты мокроты 25 туберкулезных больных, и я начал их просматривать. Не помню, в четвертом или в пятом я увидел яйца парагонимуса, показал их директору и врачам, которые были очень удивлены. Трое из двадцати пяти больных, как оказалось, страдали не туберкулезом, а были заражены легочным гельминтом. Так был открыт новый для Советского Союза вид паразитического червя, новое у нас заболевание.

Прошло несколько лет. В Москве в клинику при Тропическом институте попал студент, приехавший из Кореи. Оказалось, что его легкие заражены парагонимусом. Осуществляя лечение, мы получили возможность тщательно пронаблюдать и описать классический случай заражения парагонимусом, изучили ход болезни, определили наиболее эффективные методы борьбы с паразитом.

К сожалению, на гельминтов и сейчас еще обращают мало внимания, и до сих пор относительно немногие врачи специализируются по этому профилю.

Обычно всех гельминтов называют глистами. Это не точно, так как в строгом смысле слова «глисты»— это гельминты, обитающие в кишечнике. Можно ли назвать глистными такие заболевания, как аскаридоз, широко распространенный среди детей? Аскарида за период своего развития локализируется то в кишечнике, то в легких человека, то в его кровеносной системе. Подобных примеров можно привести очень много.

Наша гельминтология началась в ветеринарии, так как громадный материальный ущерб, приносимый падежами животных, снижением удоев молока и привесов мяса, вынудил заняться изучением гельминтозов сельскохозяйственных животных. Советские люди быстро поняли, что в такой сельскохозяйственной стране, как наша, необходимо развитие науки о паразитических червях. Здесь мне бы просто хотелось перечислить некоторые факты, показывающие, как быстро начала развиваться наша наука сразу же после революции.

Уже в 1919 году состоялась первая специальная экспедиция к берегам Азовского моря. В конце 1920 года был организован гельминтологический отдел при Всесоюзном институте экспериментальной ветеринарии. В 1921 году было создано первое медицинское учреждение гельминтологического профиля. Это был отдел при Тропическом институте. В январе 1922 года начала свою деятельность комиссия по изучению гельминтофауны СССР, а в 1923 году эта комиссия вошла в состав Академии наук. В 1923 году появилась специализированная учебная кафедра при Омском, а в 1925 году—при Казанском ветеринарных институтах. В это же время научные отделы появились и на периферии: в 1923 году в Ереване, в 1924 году в Харькове, а в 1925 году в Бухаре.

Самое трудное в нашей работе — это проследить жизненный путь паразита, его цикл развития, то есть в мельчайших подробностях выяснить все превращения гельминта, его миграцию и в природе и в органах его различных хозяев

Простейшим случаем будет такой, когда у паразита только один хозяин. Так развивается аскарида. Цикл ее очень прост: человек — почва — человек.

Другие виды гельминтов развиваются значительно сложнее. Познакомимся с циклом развития печеночной двуустки, вызывающей тяжелое заболевание людей и овец — фасциолез. При этом гельминты заселяют печень животного, закупоривают желчные ходы. Это может привести к гибели овцы.

Из кишечника овцы яйца двуусток попадают в воду, крышечка яйца отгибается, и из оболочки выходит свободно живущая личинка — мирацидий. Срок его жизни очень короток — всего часов 30—40, и за это время мирацидий должен найти пресноводного моллюска — прудовика малого — и внедриться в него. В печени прудовика мирацидий превращается во вторую личиночную стадию — спороцисту, внутри которой развиваются личинки третьей стадии — редии. По своему строению редии сильно отличаются от спороцист. У них имеется зачаток кишечника и ротовое отверстие. Внутри редий снова развиваются редии. В следующей стадии — церкарии — личинки во многом похожи на взрослое животное. У них имеются присоски, разветвленный кишечник, нервная система и хвостовой придаток, с помощью которого церкарии могут плавать. Выйдя из прудовика, церкарии находят растение, прикрепляются к нему, теряют хвост и выделяют вокруг себя специальную оболочку. Эта последняя личиночная стадия называется адолескария. Вместе с травой личинка попадает в желудок овцы, оболочка растворяется, и паразит по кровеносным сосудам активно достигает печени, где оседает и вырастает во взрослую форму. Теперь попытаемся подсчитать общее количество потомства одной печеночной двуустки. Взрослое животное выбрасывает во внешнюю среду примерно 45 тысяч яиц, из которых теоретически может выйти столько же мирацидиев. Последние превращаются в спороцисты, и внутри каждой развивается примерно по 8 редий. Внутри них вырастает по 15—20 церкарии. Произведя несложный подсчет, мы увидим, что потомство превышает 7 миллионов личинок за год. Большинство из них, конечно, погибает, но вероятность, что хоть одна из потомства уцелеет, безусловно, велика.

Но вернемся к животным, в теле которых обитают паразиты. Для двуустки, у которой два хозяина, окончательным является овца, а промежуточным — малый прудовик. Многие паразитические черви в своем развитии могут иметь трех, четырех и даже большее число хозяев. Например, личинка широкого лентеца — плероцеркоид может переходить из одной рыбы в другую, съевшую первую, то есть промежуточного хозяина. В теле хищных рыб встречалось свыше 250 личинок лентеца широкого. Эти хищники будут являться уже резервуарными хозяевами, накапливающими в себе паразитов.

Сегодня гельминтология как наука развивается во многих направлениях: медицине, животноводстве, звероводстве, рыбоводстве и т. д.

До революции врачи предполагали, что на территории России обитает 7—10 видов паразитов человека. Сейчас, когда мы обследовали всю нашу страну и получили полное представление о географическом распространении паразитов и о среднем их количестве у человека, оказалось, что на территории СССР встречается 66 разных видов гельминтов, заражающих человека. У сельскохозяйственных животных найдено свыше трех с половиной тысяч различных гельминтов.

Может быть, именно от широкого распространения и массовости паразитических червей у многих врачей создалось впечатление, что борьба с гельминтозами невозможна.

Я хотел бы более подробно рассказать о девастации — учении о сложном комплексе мероприятий, направленных на создание таких условий, при которых гельминты были бы обречены либо на физическое истребление, либо на биологическое вымирание.

Впервые я выступит с идеей девастации на общем собрании АН СССР в 1944 году, а уже сегодня мы ставим вопрос о полном уничтожении отдельных наиболее патогенных гельминтов на территории нашей страны. Я хочу подчеркнуть, что ученые полностью расшифровали жизненные циклы многих гельминтов. Теперь нужно врачам-практикам внедрить положения и достижения науки в жизнь.

Я не голословен, когда говорю о девастации, — уничтожение тяжелых заболеваний действительно возможно. К тому же есть прямо-таки великолепный пример. Известный русский натуралист А. П. Федченко, путешествуя в конце прошлого века по Средней Азии, столкнулся в Бухаре с массовым заражением населения риштой. Этот паразит, длиной около метра, поселяется под кожей человека. Когда самка достигает половой зрелости, то ее головной конец высовывается наружу, и в этом месте на коже образуется пузырек.

Заражение, как это было выяснено, происходит следующим образом. Человек входит в поду, пузырек лопается и миллиарды живых личинок выходят наружу. Их заглатывают циклопы — мелкие рачки, в громадном количестве обитающие в водоемах Старой Бухары. Когда человек пьет воду, го может проглотить и зараженных циклопов.

В 1925 году местными властями было принято специальное постановление, по которому все риштозные больные должны были обязательно лечиться. Одновременно приступили к уничтожению циклопов. Водоемы осушались, циклопы гибли. Дно и стенки водоемов цементировались заново, заделывались все трещины. По требованию гельминтологов в Бухаре был построен водопровод и была упразднена специальность водоносов. Они, часто заходя в воду, заражали водоемы личинками, так как сами были почти поголовно заражены риштой. Затем водоносы вместе с водой разносили зараженных циклопов по всему городу.

К 1932 году очаг ришты был ликвидирован. Все эти работы велись под руководством профессора Л. М. Исаева.

Еще пример. Были полностью ликвидированы тяжелые заболевания соболей и других представителей семейства куньих — филяроидоз и скрябингилоз, — поражавшие животных в зверосовхозах. Первый из этих гельминтов поселяется в легких, а второй обитает в лобных пазухах соболей. Заболевшие животные плохо развивались, резко истощались, ухудшалось качество меха. Многие зверьки погибали.

Из помета зверьков были выделены живые личинки возбудителей, оказалось, что они не растут и не развиваются во внешней среде. Следовательно, их жизненный цикл требует наличия промежуточных хозяев. Доктор ветеринарных наук А. М. Петров, руководивший исследованиями, предположил по аналогии с другими червями, что личинки развиваются в наземных моллюсках. Заразили моллюсков живыми личинками. Опыт удался блестяще. Таким образом, был выяснен жизненный цикл паразитов. Затем ликвидировали и очаг заболевания. Моллюсков лишили привычных для них мест обитания: сырой травы, валежника и т. д., тщательно следили за чистотой клеток.

Характерно, что непосредственно против вредителя никаких мер не предпринималось. Паразит лишался возможности завершить жизненный цикл, и болезнь была побеждена.

Если говорить о ближайших задачах девастации, то в первую очередь мы должны приступить к уничтожению двух таких опасных паразитов, как бычий и свиной цепни.

Жизненные циклы этих гельминтов очень похожи. В толе человека живут половозрелые организмы, достигающие 6—8 и более метров в длину. Из человека выделяется во внешнюю среду огромное количество яиц этих гельминтов. Яйца, попадая с травой в корову или свинью, продолжают там свое развитие. Из яиц выходят личинки, которые проникают в мускулатуру и остаются там. Если человек съест такое мясо непрожаренным, он заразится.

Выбраковка мяса в нашей стране ведется уже с 80-х годов прошлого века, Но, к сожалению, часто бывает так, что зараженные органы не уничтожаются. Отсюда они могут попасть в пищу человека, часть же поедается различными животными, которые кормятся возле бойни.

Таким образом, получается, что эти гельминтозы не исчезают только из-за недостаточной организованности, хотя и могут быть уничтожены в течение двух-трех лет.

Гельминтологи приложат все усилия, чтобы избавить человека от паразитических червей, но решающую роль играет сознательное отношение людей, соблюдение правил личной гигиены. От многих болезней предохранить себя довольно легко! Если руки всегда будут чистыми, если фрукты и овощи тщательно мыть, то шансов заразиться, например, аскаридой очень мало. Любителям шашлыка и кровавого бифштекса необходимо помнить, что недожаренные мясные и рыбные продукты могут быть источником заражения.

Если мы ликвидируем десять гельминтов у людей и двадцать у животных на протяжении двадцати—двадцати пяти лет, а это не утопия, то я считаю, будет проведено очень большое, очень важное экономическое, культурное и санитарное предприятие. Чтобы девастировать самых патогенных гельминтов на всей территории земного шара, нужны большие сроки, может быть, столетия, но мы должны начать работать сейчас. Эти работы давно уже стали международными. С 1958 года, после международной гельминтологической конференции, проходившей в Будапеште, на Советский Союз было возложено руководство борьбой с эхинококкозом, на Польскую Народную Республику — с трихинеллезом и на Венгерскую Народную Республику — борьба с фасциолезом. В этих странах созданы интернациональные комитеты и проводится большая исследовательская работа.

И мне думается, что общие усилия ученых-гельминтологов, врачей и всего населения приведут к желаемым результатам: мы избавимся от многих наиболее патогенных видов паразитических червей.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал