Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Навигационная характеристика радиопеленгаторной системы.
Характеристика радиопеленгаторной системы. Радиопеленгаторная система является в первую очередь средством управления воздушным движением (УВД). С ее помощью диспетчер УВД на земле может определить пеленг ВС, то есть узнать, в каком направлении от него находится ВС. Но диспетчер может передать значение пеленга экипажу ВС и тот, в свою очередь, сможет использовать этот пеленг для решения своих навигационных задач наравне с пеленгами, полученными от АРК или VOR. Поэтому радиопеленгаторную систему также можно считать навигационной. Радиопеленгаторная система, как и любая радионавигационная система, включает в себя наземную и бортовую составляющие. Наземная часть представляет собой радиопеленгатор. Он устанавливается, как правило, на аэродромах или вблизи диспетчерских пунктов. Включает в себя антенну, приемное оборудование и пульт управления с индикатором, который стоит на рабочем месте диспетчера и по которому тот и отсчитывает пеленг. На борту ВС никакого особого оборудования не требуется. Достаточно иметь обычную связную радиостанцию, с помощью которой экипаж ведет связь с диспетчером. С помощью этой радиостанции пилот может запросить у диспетчера пеленг. Наземный радиопеленгатор определяет, с какого направления пришли радиоволны и диспетчер отсчитывает значение пеленга. Он передает информацию об этом экипажу, и пилот получает ее с помощью этой же связной радиостанции. Таким образом, основной частью системы является наземный радиопеленгатор, а от бортовой связной радиостанции требуется лишь, чтобы она работала в том диапазоне волн, которые пеленгатор способен принимать. В настоящее время в гражданской авиации применяются радиопеленгаторы, работающие в УКВ (VHF) диапазоне волн, поскольку в этом диапазоне и ведется радиосвязь. Их называют ультракоротковолновыми автоматическими радиопеленгаторами (АРП). На английском языке их называют VHF Direction Finding Equipment, а сокращенно VDF. Для таких радиопеленгаторов выделен диапазон 118-137 МГц. Радиопеленгаторы на полетных картах никак не обозначаются, поскольку являются средствами не навигации (для экипажа), а УВД (для диспетчера). А частота, на которой работает пеленгатор (если он есть) совпадает с частотой, на которой ведется радиосвязь – она всегда известна. Приемная антенна АРП состоит из нескольких элементов, расположенных по окружности (рис.4.1). Поэтому радиоволна, идущая от самолета, достигает каждого из этих элементов не одновременно – ведь какие-то из элементов расположены к самолету чуть ближе, какие-то чуть дальше. В результате сигналы, принимаемые этими элементами, будут немного различаться по фазе. И эти различия будут зависеть от того, с какого именно направления пришла радиоволна. Каким именно образом по разностям фаз определяется пеленг – рассматривается в дисциплине Авиационные радиотехнические средства, а для применения пеленгатора в полете не имеет большого значения. Рис. 4.1.. Антенна АРП DF 2000 Разумеется, существует множество марок радиопеленгаторов, выпускаемых различными предприятиями. На рис. 4.2 представлен один из пеленгаторов российского производства. Рис. 4.2. Автоматический УКВ радиопеленгатор АРП-95 Пульты управления и индикации, с помощью которых диспетчер определяет пеленг, за десятилетия применения радиопеленгаторной системы также неоднократно видоизменялись и отличаются разнообразием. На рис. 4.3 представлен индикатор одного из современных пеленгаторов. Рис. 4.3. Индикатор радиопеленгатора
|