![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Кафедра психологии развития и образованияСтр 1 из 8Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра психологии развития и образования
Исполнитель: слушатель программы профессиональной переподготовки «Управление персоналом» Фёдорова Анна Анатольевна
«Сплочённость коллектива и развитие профессионально-личностных качеств педагогов-воспитателей ДОУ» Итоговая аттестационная работа
Представляется для защиты в ИАК Научный руководитель: Зав. кафедрой_________________ канд. психол. наук, доцент Защищена на ИАКК_____________ Парфёнова Надежда Борисовна С оценкой____________________ Председатель ИАК_____________ Подпись_____________________
Псков Содержание Введение…………………………………………………………………………….3 Глава 1 Теоретико-методологические аспекты исследования.…………………6 1.1 Профессиональная деятельность воспитателей……………………………...6 1.2 Особенности межличностного общения в педагогическом коллективе……9 1.3 Управление в педагогическом коллективе………………………………….14 1.3.1 Особенности психологического климата в педагогическом коллективе..14 1.3.2.Деятельность руководителя образовательного учреждения по созданию психологического климата в педагогическом коллективе……………………..21 Выводы по главе 1………………………………………………………………...28 Глава 2. Эмпирическое исследование сплочённости коллектива и профессионально-личностных качеств педагогов-воспитателей ДОУ МБДОУ……………………………………………………………………………31 2.1 Организация и методы исследования…………….………………………...31 2.2 Анализ и интерпритация полученных данных……………………………..40 2.3 Корреляционный анализ……………………………………………………...49 2.4 Рекомендации по созданию благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе………………………………………………………52 Выводы по главе 2………………………………………………………………...57 Заключение………………………………………………………………………...58 Список литературы……………………………………………………………….62 Приложение
Введение Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. Объективные отношения и связи (отношения зависимости, подчинения, сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных отношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения. Основной путь исследования межличностного взаимодействия и взаимоотношения внутри группы - это углубленное изучение различных социальных фактов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной группы. Тема данной дипломной работы очень актуальна, так как межличностные отношения выступают необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Одним из важнейших качеств педагога является его умение организовать взаимодействие с детьми, наладить их межличностное общение. Вот почему изучение развития межличностных отношений так актуально, чтобы методы работы с детьми не отставали от времени, в котором они живут. Вопросы, рассмотренные в дипломной работе, уже были изучены ведущими специалистами в этой области (А. А. Бодалев, В. А. Горянин, Р. С. Немов, И. А. Зимняя, К. А. Абульхова, В. А. Кан-Калик). Они посвятили свои труды психологии общения и педагогической психологии. Но, в данной работе нами сделана попытка обобщить и проанализировать общепринятые подходы к изучению основных аспектов межличностных отношений, способов их формирования, и самостоятельно апробировать выбранные экспериментальные методики, позволяющие определить динамику развития межличностных отношений педагогов. Цель исследования: изучение межличностных отношений, сплочённости коллектива и профессионально-личностных качеств педагогов-воспитателей ДОУ. Объект исследования: педагоги-воспитатели (n – 20 человек) Предмет исследования: сплочённость коллектива, межличностные отношения, профессионально-личностные качества педагогов-воспитателей (включенность, удовлетворенность и потребность в общении с коллективом, стремление быть принятым, контроль над собой, принятие решений и ответственность). Гипотеза: имеет место взаимосвязь между характеристиками сплочённости и профессионально-личностными качествами педагогов-воспитателей ДОУ в коллективе. Задачи: 1. Изучение теоретико-методологического аспекта межличностных отношений в педагогической деятельности. 2. Выявить уровень сплочённости в коллективе 3. Выявить особенности межличностных отношений. 4.Определить професионально-личностные данные педагогов-воспитателей. 5.Выявить взаимосвязь между показателями сплоченности и профессионально – личностными качествами педагогов-воспитателей ДОУ. 6.Предложить руководителю рекомендации для оптимизации межличностных отношений в коллективе. Для реализации выделенных задач, нами были отобраны следующие методы исследования - проведение тестирования с использованием следующих методик: 1) Методика №1 Определение индекса групповой сплочённости Сишора. 2) Методика №2 Методика оценки психологической атмосферы в коллективе. 3) Методика №3 Диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе. 4) Методика № 4 Диагностика уровня развития группы 5) Методика №5 Диагностика межличностных отношений (А.А.Рукавишников). Новизна и теоретическая значимость диплома состоит в том, что сплочение педагогического коллектива рассматривается во взамосвязи с профессионально-личностными качествами. Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе теоретических положений и выводов руководителю предложены рекомендации по созданию благоприятного психологического климата в конкретном педагогическом коллективе. Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
|