Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы государственного регулирования экономики.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Обычно выделяют следующие группы методов государственного регулирования: 1. По характеру: n Прямые; n Косвенные. 2. По форме: n Правовые; n Административные; n Экономические; n Пропагандистские (морального убеждения). Прямые методы государственного регулирования в основном связаны с использованием административных средств воздействия на экономические отношения, которые характеризуются непосредственным властным воздействием государственных органов на регулируемые отношения и поведение соответствующих субъектов. Прямой характер применяемых при государственном регулировании административных средств выражается в принятии субъектом управления в рамках компетенции управленческого решения в виде правового акта управления, юридически обязательного для адресата и содержащего прямое предписание императивного (директивного) характера на совершение определенных действий. При этом используются как меры убеждения, так и меры принуждения. К административным средствам государственного регулирования относятся, например, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности и т.д. Косвенные методы государственного регулирования основываются на экономических средствах воздействия на регулируемые отношения со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности. Они опосредованно, через экономические интересы без прямого властного воздействия отражаются на поведении участников экономических отношений путем создания условий, влияющих на мотивацию должного поведения, созданием материальных стимулов, как материального поощрения, так и ответственности. К экономическим средствам относятся прежде всего средства денежно-кредитной и бюджетной политики, косвенное планирование, инструменты ценообразования и другие. Прямые и косвенные методы государственного управления экономикой и соответственно административные и экономические средства государственного регулирования экономики имеют единые цели и задачи и всегда облекаются в соответствующую правовую форму Правовые методы следует рассматривать в качестве самостоятельного и одного из основных средств государственного регулирования экономики. Основная задача государства заключается в формировании правовой базы экономической, предпринимательской деятельности. Без правовых норм невозможно применение административных и экономических средств государственного регулирования. Любые средства, будь то административные или экономические, не могут быть применены вне правовой формы их существования. Средства административного регулирования в сфере экономики чрезвычайно разнообразны. Среди них следует назвать разрешение совершения определенных действий, например, лицензирование; утверждение конкретных заданий тем или иным субъектам предпринимательской деятельности; обязательные предписания совершения каких-либо действий; запрещение конкретных действий; регистрацию определенных действий; установление квот и других ограничений; применение мер административного принуждения; применение материальных санкций; выдача государственных заказов; контроль и надзор и т.д. Административные средства базируются на государственной власти, на авторитете правительства и не связаны с мерами финансового стимулирования, материальной заинтересованности или штрафными санкциями со стороны регулирующих органов. Такие средства определяют не экономические условия оборота капитала, а саму внешнюю возможность его функционирования. Можно говорить о: а) культурно-этической (памятники старины – для предпринимателей выгодно размещать поблизости свой бизнес (автостоянки, бензозаправочных станций и т.д.), а для памятников – угроза уничтожения, а также потеря некоторой привлекательности); б) экологической (сбросы в реки); в) общественно-воспроизводственной (обязательные медицинские прививки, начальное образование, правила вождения автомобилей, самолетов и т.д); г) социальной (выдачи зарплаты вообще, его определенного размера и времени, чтобы не допустить социального взрыва) целесообразности административных средств государственного регулирования. Другие меры (экономические) зачастую не столь эффективны или их правильную дозировку определить очень трудно (налоги в районе старинных памятников). Административные средства приобретают исключительную важность в чрезвычайных ситуациях (война – «средства военного регулирования экономики или военно-экономическая политика; т.е. запретительные и принудительные меры государственных органов, направленные на перевод национальной экономики на военные рельсы, мобилизацию ресурсов, осуществление трудовой повинности, нормирование снабжения, приоритет военного производства, экономия на потребительских нуждах, замораживание зарплаты, а иногда и принудительные отчисления от доходов и заработной платы). Классическими примерами широкого и эффективного использования административных инструментов для перестройки существующей общественно-экономической системы могут служить: реформы в Западной Германии, проведенные западными оккупационными властями и правительством Аденауэра-Эрхарда; коренные преобразования экономической и политической системы в Японии, Испании и Греции; фактическое создание основных элементов регулируемого рыночного хозяйства иностранными и национальными государственными органами в Южной Корее, на Тайване, в Малайзии, некоторых государствах Ближнего Востока и Латинской Америки. Виды административных инструментов государственного регулирования: 1. Запрет. Решение о прекращении новых промышленных предприятий в пределах Большого Парижа за счет прекращения выдачи разрешений на новое строительство; в ряде арабских государств иностранным физическим и юридическим лицам запрещается владеть землей. 2. Разрешение. Власти Кении разрешили использовать государственный национальный парк для охоты и туризма (приток инвестиций и расширение туризма). 3. Принуждение. Обязать фирмы использовать определенные очистные сооружения для отходов, предоставлять своим работникам фиксированный минимальный набор социальных услуг, организовывать профессиональное обучение молодежи. Особое место – принуждение, так в о многих государствах специально законодательно предусмотрена возможность применения административных средств принуждения для регулирования экономического цикла, цен и социальных отношений. Например, право правительства устанавливать в целях экономической стабилизации максимально допустимый процент повышения ставок заработной платы и цен, или вообще замораживать их на определенное время. Столь радикальные меры на практике применяются редко, обычно – принудительное индексирование цен на факторы производства, т.е. предписываемое государством сдерживание роста товарных цен, заработной и арендной платы в пределах установленных индексов (например, не превышающих ежеквартальных индексов инфляции). Негативные стороны административных методов. 1. Искажают информационные сигналы, которые поступают от экономики собственникам производственных факторов, что провоцирует принятие неправильных решений, ведущих к долгосрочным отрицательным последствиям в использовании товаров, труда и каптала, в соотношении цен, доходов, инвестиций и т.д. 2. Развитие «черного рынка», коррупции, подрывается мотивация честного предпринимательства. 3. Увеличение бюрократического аппарата (зачастую от него трудно избавиться и после прекращения действия административных мер, т.к. он обладает способностью к расширенному воспроизводству и старается любыми средствами доказать свою необходимость, даже если это идет во вред национальной экономике). Вывод – в нормально функционирующем рыночном хозяйстве административные инструменты должны быть резервными. Моральное убеждение как средство экономической политики. Моральное убеждение основываются не на финансовых стимулах или административных санкциях, а на авторитете правительства, справедливости и точности выдвигаемых им целей, задач, призывов и заявлений. 1. Сама экономическая политика государства, декларируемые направления программы деятельности правительства воздействуют на поведение хозяйствующих субьектов и являются формой морального убеждения (хотя, в реальной жизни его тудно отделить от экономической мотивации). 2. Правительственные органы обращаются в адрес конкретных юридических лиц с призывами к соблюдению правил в общегосударственных интересах. Например, убеждают профсоюзы умеренно подходить к заключению коллективных договоров с предпринимателями в условиях роста экономики. 3. Как средство социальной, культурной и экологической политики - призывы авторитетных государственных лидеров к предпринимателя не допускать сокращения числа мест для профессионального обучения молодежи на фирмах, жертвовать на дома престарелых, реставрацию памятников и т.д. 4. Приглашения вкладывать инвестиции в конкретные регионы со стороны местных органов власти, проводить различного рода форумы, конгрессы, конференции и т.д. 5. Призывы правительства, не желающего вводить оганичения на ввоз импортных товаров, к отечественным импортерам временно сократить закупки за рубежом, кампании общественных движений по бойкоту иностранных товаров. Призывы покупать отечественные изделия и т.д. 6. Призывы к другим странам по осуществлению каких-либо действий, не совпадаюших с их интересами. Например, призывы правительства США к Японии и Китаю по ограничению экспорта их ооваров в США. Предпосылка действенности средств морального убеждения – авторитет правительства и его представителей внутри страны и за рубежом, широкая поддержка средств массовой информации. Добровольные соглашения. Добровольные соглашения – четко сформулированные, принимаемые в ходе переговоров количественно определенные обязательства, заключаемые между государством, с одной стороны, и хозяйственными союзами, фирмами, банками, с другой, а также между негосударственными субъектами при посредничестве или участии государства. Своего рода синтез мер морального убеждения и экономического стимулирования. (Хотя может присутствовать и материальный подтекст – рекламная кампания, усиление влияния в коридорах власти при получении налоговых льгот, госзаказов).
Тема 4. Региональная экономика и государственное региональное управление. 1. Сущность региональной экономики. Принципы административно-территориального устройства Украины. 2. Объекты, субъекты и механизмы государственного регионального управления.
1. Сущность региональной экономики. Принципы административно-территориального устройства Украины. Регион (региональная экономика) — это территориально-специализированная, административно определенная часть экономики страны, характеризующаяся единством и целостностью воспроизводственных процессов и управления. Характерные черты региональной экономики: 1. Территориально–производственная структура, обусловленная экономическими связями в совокупности всех городов и населенных пунктов административной территории (области); 2. Интегрированная экономическая среда с преимущественно замкнутым воспроизводственным циклом; 3. Производство конечной продукции на основе регионального разделения труда; 4. Единая коммуникационная, транспортная и экономическая системы; 5. Относительная самостоятельность хозяйствования в рамках единого производственного комплекса, обеспеченного собственными трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами; 6. Региональный рынок товаров и рабочей силы, а также рыночной инфраструктуры. Административно-территориальное устройство – обусловленное задачами и функциями государства и проведенное с учетом природно-исторических, экономических, национальных и других особенностей деление территории государства на отдельные части, согласно которому строится система местного самоуправления, других государственных и негосударственных органов в целях обеспечения их практической деятельности. Согласно ст. 133 Конституции Украины, в систему административно-территориального устройства государства входят: Автономная республика Крым, области, районы, города, районы в городах, поселки и села. Система административно-территориального деления Украины построена на базе координации и субординации, создание структурных уровней (звеньев). Для современной системы административно-территориального устройства Украины характерны три структурные уровни: - первый (высший) - Автономная республика Крым, область (всего – 24), а также 2 города со специальным статусом - Киев и Севастополь; - второй (базовый) - район, город областного подчинения; - третий (первичный) - город районного подчинения, поселок (поселок городского типа), село, сельсовет, поссовет. На 1 января 2011 года количество административно-территориальных единиц на Украине составляет: - Районов — 490; - Районов в городах — 118; - Населённых пунктов — 29821, в том числе: - сельских населённых пунктов — 28 454, в том числе: - посёлков — 1 266; - сёл — 27 188; - городских — 1343, в том числе: - посёлков городского типа — 885; - городов — 459, в том числе: - городов со специальным статусом — 2; - городов республиканского (автономной республики) и областного значения — 178; - сельских советов — 10 278. Для Украины, имеющей разнообразное многоотраслевое материальное производство, сложную территориальную структуру и неодинаковые уровни экономического развития отдельных территориальных частей, важное значение имеет экономическое районирование. Экономический район – форма территориальной организации национальной экономики, создаваемая на основе общественного территориального разделения труда, возникновения и формирования районных территориально-производственных комплексов (ТПК). Территориально-производственный комплекс (ТПК) – совокупность однородных или тесно связанных разных элементарных технико-экономических комплексов, размещенных на определенной территории. В основе ТПК находятся устойчивые связи между предприятиями, определенные технологическими и экономическими факторами (например, молокозаводы или сахарные заводы в сельской местности). В соответствии с Законом Украины «О концепции государственной региональной экономической политики» в нашей стране выделяются следующие экономические районы: - Донецкий (Донецкая, Луганская области); - Приднепровский (Днепропетровская, Запорожская, Кировоградская области); - Восточный (Полтавская, Сумская, Харьковская области); - Центральный (Киевская, Черкасская области, г. Киев); - Полесский (Волынская, Житомирская, Ровенская, Черниговская области); - Подольский (Винницкая, Тернопольская, Хмельницкая области); - Причерноморский (Автономна Республика Крым, Николаевская, Одесская, Херсонская области, г. Севастополь); - Карпатский (Закарпатская, Львовская, Ивано-Франковская, Черновицкая области). 2. Объекты, субъекты и механизмы государственного регионального управления. Государственное региональное управление (региональная экономическая политика) характеризуется определенной совокупностью целей, задач, механизмов, которые в конечном итоге определяют ее стратегию и тактику. Она основывается на учете широкого спектра национальных, политических, социальных факторов, которые дают возможность эффективно влиять на региональное развитие. При определении приоритетных направлений региональной экономической политики берутся во внимание демографические, экологические, производственные и другие проблемы, решение которых оказывает содействие общему экономическому подъему регионов. Субъектами управления социально–экономическим развитием регионов и их задачами являются: 1. Президент Украины, Верховный совет Украины, Кабинет Министров Украины, центральные органы исполнительной власти. Задачи – определение основных направлений внутренней политики и создание нормативно–правового поля регионального развития, ориентация процессов комплексного социально–экономического развития регионов, моделирование инструментов и механизмов регионального развития. 2. Местные органы исполнительной власти. Задачи – применение инструментов и механизмов регионального развития, определенных государством, на местном уровне с целью решения наиболее актуальных проблем экономического и социального развития. 3. Органы местного самоуправления. Задачи – применение инструментов и механизмов регионального развития на местном уровне, базируясь на местной инициативе с учетом интересов территориальных общин. Объектом управления выступает региональная социально–экономическая система (региональная экономика). На нынешнем этапе социально-экономического развития ее главной целью является увеличение национального богатства страны на основе повышения социально-экономического развития регионов, эффективного использования их природно-ресурсного и научно-технического потенциала, рационализации систем расселения и достижения внутрирегиональной сбалансированности. Эта цель может быть значительно детализирована относительно конкретных сфер общественного развития. На основе четкого определения цели государственной региональной экономической политики обосновываются ее основные задачи. Среди приоритетных задач на продолжительную перспективу государственными органами управления определена структурная перестройка экономики регионов Украины, прежде всего промышленных регионов и центров с чрезмерной концентрацией предприятий тяжелой индустрии и сложной экологической обстановкой (Донецкая, Днепропетровская, Запорожская, Луганская области, города Киев, Харьков, Одесса, Кривой Рог, Мариуполь и Макеевка). В производственной сфере приоритетными задачами определены развитие экспортных и импортозаменимых производств в регионах, где для этого есть благоприятные условия. Задачей региональной экономической политики является более полное использование рекреационных ресурсов.
Основные принципы государственной региональной экономической политики Украины Современная государственная региональная экономическая политика Украины, как это определено нормативными документами, основывается на таких основных принципах: - признание и соблюдение общегосударственных приоритетов; - правовое обеспечение экономической самостоятельности; - соблюдение экологических требований; - достижение экономического и социального эффекта. Механизм реализации государственной региональной экономической политики и его состав Механизм реализации государственной региональной экономической политики - это система конкретных экономических рычагов и организационно-экономических средств, с помощью которых осуществляется государственное влияние на пространственную организацию общества, обеспечивается социально-экономическое развитие регионов, совершенствуется структура их хозяйственного комплекса. Основными составляющими целостного механизма государственной региональной политики Украины, как определено действующими нормативными документами, являются: - соответствующая законодательно-нормативная база, - бюджетно-финансовое регулирование регионального развития, - прогнозирование, программирование и стратегическое планирование Рис. 1 Цикл стратегического планирования развития региона
- развитие разных форм территориальной организации производительных сил (создание специальных экономических зон, межрегиональное и пограничное сотрудничество и т.п.).
|