Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные текстовые категории
Категория
| Значение категории
| Комментарий
| Коммуникатив-
ность
(адресованность)
| Направленность на восприятие текста адресатом, включающая в себя выбор адресата и учёт его фоновых знаний, заинтересованности в общении и т.д. Формирование стратегии речи: информативная, воздействующая и т. д.
| С этой точки зрения текст может быть индивидуально ориентированным
(адресат конкретный человек или несколько человек), коллективно ориентированным (адресат – некий коллектив, сообщество) и неопределённо ориентированный (адресат – любой, кто имеет возможность познакомиться с текстом)
| Целостность
(смысловая
завершённость)
| Соотнесённость текста с отражаемым объектом как результат воплощения авторского замысла; отражение в тексте связей и зависимостей, существующих в реальной действительности
|
В рамках текста образуют неразрывное единство, поскольку внеязыковое содержание, смысл выражаются именно языковыми средствами. Любой композиционно-речевой показатель связности текста (например, лексический повтор) одновременно является и показателем смысловой цельности
| Связность
(связанность)
| 1) Передаваемое или создаваемое речью объединение фактов и явлений действительности в единое целое.
2) Отношения коммуникативной преемственности между предложениями текста
| Субъектная
организация
(авторизация)
| Воплощение авторского Я и других субъектно-речевых планов (в том числе «образа автора») на композиционно-речевом уровне
| Обе категории отражают присутствие в тексте человека (автора, персонажей и др.). Выражаются через «точку зрения» как преломление внеязыковой действительности через восприятие, сознание оценку того или иного субъекта. Данный субъект и его «точка зрения» могут быть обозначены в тексте явно (что характерно для строгих стилей) или завуалировано (что особенно характерно для художественного стиля)
| Тональность
(текстовая
модальность)
| Выражение отношения автора к сообщаемому; психологическая позиция субъекта речи по отношению к информативному содержанию, к адресату и к ситуации общения
|
В связи с последними двумя категориями текста (субъектной организацией и тональностью) особого пояснения требует терминологическое употребление словосочетания точка зрения, означающего преломление явлений окружающей действительности через наше восприятие, сознание, оценку. Точка зрения может принадлежать автору текста, или другому лицу, или быть неопределённо-обобщённой. Более подробно разновидности точки зрения, а также языковые способы её выражения представлены в прил. 5.
Таким образом, автор текста посредством его взаимодействует с адресатом, который должен, восприняв текст, понять его содержание и авторское намерение. Но, будучи зафиксированным на каком-либо носителе информации, текст может быть ещё проанализирован и в других, например научно-ис-следовательских целях. Так, предметом анализа могут стать заключённая в нём информация, структура текста, его жанровые (в т. ч. композиционные и речевые) особенности и многое другое.
Следует заметить, что термин текст в учебных целях может быть применён также и к части речевого произведения – относительно самостоятельному фрагменту текста: главе, параграфу, сверхфразовому единству и т. д. (характеристику этих и других единиц членения текста см. в табл. 3.4).
► Можно ли считать текстом результат диалогического речевого взаимодействия? Почему?
► Приведите примеры текстов, по объёму равных одному предложению.
|