Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Иррациональные аргументы
На последней разновидности аргументов следует остановиться особо. Эти доводы содержат эмоционально-оценочную лексику и «подают» действительность под углом зрения, выгодным оратору. Как правило, апелляция к чувствам носит т. н. биполярный характер: это доводы к отвержению или к сопереживанию, вызывающие в сознании слушателей либо приятные, либо неприятные образы. Заметим, что именно этот вид аргументов преобладает в некорректных приемах воздействия, используется для манипулирования адресатом. Подобрав аргументы, нужно не только оценить их силу и важность, но и оптимально расположить их в тексте выступления. В большинстве случаев рекомендуется выстраивать аргументы так, чтобы доказательная сила их возрастала, т. е. вначале использовать слабые доводы, которым легче найти возражение, а в завершении – более сильные, которые трудно или невозможно опровергнуть. После продумывания аргументирующей стратегии составитель речи приступает к словесному оформлению текста, облекая свои идеи, мысли, доводы в языковую форму. Главная задача на этом этапе – сделать будущее выступление выразительным, воздействующим. Для этого язык предоставляет нам богатейшие возможности изобразительно-выразительных средств. Создатель текста насыщает его тропами, фигурами речи, применяя приемы диалогизации речи, языковой игры, различные возможности и др. Завершает подготовку выступления усвоение материала. На этом этапе окончательно отработанный текст следует прочитать несколько раз, чтобы запомнить логику развития темы и подобрать верную интонацию. С чем же оратор выходит перед аудиторией? Существует несколько вариантов. 1. Можно выступать с опорой на полный текст. Это самый неудачный вариант, так как чаще всего оратор переходит на чтение с листа, а если пытается оторвать взгляд, то все время ищет нужную строку. Взаимодействие с аудиторией в таком случае отсутствует. 2. Некоторые пытаются выучить текст наизустьи воспроизвести его дословно «без бумажки». В этом случае выступающий вспоминает нужную фразу и выглядит неестественно, а любая реакция зрителей, какой-нибудь вопрос из аудитории может сбить его с толку. 3. Многие предпочитают использоватьразвернутый план, который строится по образцу планов школьных сочинений (пункты, подпункты, отражающие основные идеи). На листке плана можно оставить широкие поля, чтобы записать опорные слова, посколькупо опорному (ключевому) слову можно легко восстановить в памяти соответствующий раздел. Такая «шпаргалка» позволяет быстро вспомнить материал и не мешает установлению контакта со слушателями. Желательно также записать статистические данные, имена собственные. 4. Можно написать тезисный план, состоящий из кратких сообщений (утверждений) по каждому пункту. Эти утверждения записываются на небольших карточках, которыми можно воспользоваться во время выступления. Они не отвлекают внимания слушателей и одновременно позволяют поддерживать контакт с аудиторией. 5. Рекомендуется также основные положения проиллюстрировать, соединив их в карту-схему речи. Лист с «маршрутом» речи, рисунками может находиться перед глазами во время выступления, давая дорогу импровизации и при этом не позволяя сбиться с пути. Такой вариант особенно хорош для людей, наделенных воображением и образным мышлением.
► Кого из наших современников, выступающих публично, вы можете охарактеризовать как яркого, запоминающегося оратора? Чем именно привлекает вас его речь?
|