Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Разновидности Точки зрения по субъектной принадлежности
Разновидность
| Примеры*
| Своя
(принадлежащая субъекту речи)
| ♦ Вероятно, нет необходимости** подробно останавливаться на каждом орфографическом правиле
♦ Мы вовсе не хотим сказать, что любое изображение всегда и любому доступно
♦ Этот день мне запомнится надолго
| Чужая
индивидуальная
или
коллективная
| ♦ Банальная («бросовая» – мог бы сказать Виктор Астафьев) пословица «Лучше сто раз увидеть, чем сто раз услышать» содержит глубокую мысль о путях познания
♦ Пушкин, высоко оценивая первый литературный опыт Даля - написанные им сказки, поощрял его продолжать в том же роде
♦ Знаменитое Пражское лингвистическое общество в 1865 году в своём уставе категорически запретило обсуждение вопросов происхождения языка
♦ Излюбленным жанром древнерусских читателей были апокрифы – повествования о библейских персонажах или святых. Отношение церквик апокрифической литературе было сложным
| Обобщённо-неопреде-
лённая
| ♦ Давно замечено, что вещи являются точной психологической копией своих хозяев. Поэтому многим из нас так невыносимо жаль бывает расстаться со старой любимой вещью
♦ Мало кому нравится, когда его долго и беззастенчиво рассматривают
|
Таблица П.4.2
ЯЗЫКОВЫЕ Способы выражения точки зрения
Языковые способы
| Примеры
|
|
| Местоимения (личные, определительные и др.)
| ♦ Мы**вовсе не хотим сказать, что любое изображение всегда и любомудоступно
♦ Обращали вы когда-нибудь внимание на то, как пассажиры рассаживаются в салоне общественного транспорта?
| Одушевлённые и собирательные существительные, а также словосочетания с аналогичным значением
| ♦ Проблема языка и мышления актуальна как для каждого отдельного человека, так и для общества в целом
♦ Умногих народов распространено нечто вроде табу на пристальный взгляд
♦ Общественным мнением подобные поступки осуждаются
| Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным
| ♦ Становится понятным, почему при чтении текста, в котором не обозначены границы слов и нет знаков препинания, возникают большие затруднения
♦ Экспериментально установлено, что не менее 10-15 % информации теряется при «неподвижном» < …> лице лектора
| Бессоюзные сложные предложения с изъяснительной семантикой
| ♦ Так или иначе возникал вопрос: пантомима нашего пещерного предка – это и есть начало начал знаковой деятельности?
♦ Психологи и психолингвисты знают: смысл текста < …> порождается вместе с ним и его восприятием
|
|
| Продолжение табл. П.4.2
|
|
| Вводные слова и выражения
| ♦ Как говорил Цицерон, речь – последовательность слов и пауз
♦ Может быть, пора такие программы внедрять повсеместно?
| Прямая речь, цитирование
| ♦ Аристотель определил риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого предмета»
♦ Читатель скажет: «Что же тут удивительного?»
|
Ссылки
| ♦ Дело эпидейктической речи – хвалить или порицать ( Аристотель. Риторика. 1358 в. 10)
♦ ф.Энгельс называл знание классических и иностранных языков двумя рычагами, позволяющими «…стать выше ограниченной национальной точки зрения»1
---------------------------------------------------------------------------------
1Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 333.
|
Слова и
выражения
с семантикой
|
восприятия
| ♦ Видимыйнам мир изменчив и непостоянен. Вещи < …> со временем приобретают различный облик
♦ Устную речь обычно слушают, собравшись вместе, письменное слово каждый читает в одиночку
|
оценки
| ♦ Разумное и правильное слово всегда ценится высоко
♦ Цивилизованный человек отличается от варвара именно способностью учиться
|
знания-мнения
| ♦ В сознанииговорящего и слушающего смысл слова определяется в процессе общения. Нередко одному слову придаются разные значения
♦ Филологической науке известныдвадцать четыре источника изобретения речи
|
речи
| ♦ Можем ли мы, говоря о словах, рассуждать одновременно и о природе вещей, ими обозначаемых?
♦ Споров, которыеведутся вокруг этого места древней рукописи, немало
|
модальной
| ♦ Слово может иметь много значений, и они должныбыть закономерно связаны между собой
♦ Со специалистами спорить нельзя, к ним надоприслушиваться
| эмоциональной
| ♦ Мистер Шерлок Холмс почти сто лет восхищаетмиллионы читателей своей необычной проницательностью
♦ Жаль, что эта книга так и не переведена на русский язык
| Суффиксы и приставки,
передающие субъективно-эмоциональную оценку
| ♦ Квартира у вас большущая
♦ Ну и вредная старушенция!
♦ Понаставили машин – людям пройти невозможно
| Связочные глаголы в составном именном сказуемом
| ♦ Основоположником русского и украинского книгопечатания заслуженно считаетсяИван Фёдоров
♦ Понятия именуютсясловами языка
| Вставные конструкции
| ♦ К счастью, – к счастью ли? – искусство чтения взглядов всегда обоюдное
♦ Это прекрасно понимают и зоопсихологи, поставившие свои сенсационные (в лучшем смысле этого слова) эксперименты
| Междометия, частицы с соответствующей семантикой
| ♦ Ну что вы, господь с вами, какой роман!
♦ Так уж ли совсем невозможно представить себе в будущем коммуникацию, которую принято пока называть экстрасенсорной, а заслуживающую, может быть названия биоволновой?
|
| Окончание табл. П.4.2
|
|
| Знаки препинания: кавычки, восклицательный знак, многоточие
| ♦ В то же время Афины были «большой деревней»
♦ Было проведено более 5000 (!) опытов
♦ В результате проведения более 5000 опытов был получен … отрицательный результат
| Интонация
| ♦ Ты его больше слушай!
(может выражать поощрение, иронию, осуждение и др.)
|
* Большая часть иллюстративного материала (примеров) для данной таблицы взята из текстов книг: Волков А.А., Хабаров И.А. Шестая мировая загадка. м., 1984; Горелов И.Н., Енгалычев Ф.М. Безмолвной мысли знак: рассказы о невербальной коммуникации. М., 1991.
** Жирным шрифтом в таблицах П.4.1 и П.4.2 выделены языковые способы, указанные в данном пункте, хотя, разумеется, в конкретном примере могут «работать» и другие способы.
Приложение 5. НАИБОЛЕЕ УПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ МЕТАТЕКСТОВЫЕ СРЕДСТВА
Таблица П.5.1
|