Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава I.Общая характеристика формы государства
Формы государства – это способы организации и осуществления государственной власти. Понятие формы государства является емким и включает три значения: [1, С.480] 1) формы правления - порядок формирования, организации и деятельности высших органов государственной власти; 2) формы государственного устройства - организация системы государственных органов на основе административно - территориального деления страны и отношений между центральными и местными органами государства; [2, С.380] 3) политические режимы - методы осуществления государственной власти. Эти три значения «формы государства» определяют в совокупности своеобразие форм любого государства. Нужно отличать структуру государства как систему государственных органов, то есть механизм государства, от форм государства, то есть конкретного решения вопросов организации этого механизма, построения его отдельных элементов, всей системы государственных органов, их деятельности и взаимодействия. Механизм государства и формы государства раскрывают разные, хотя и взаимосвязанные грани организации государственной власти. Система одних и тех же основных видов государственных органов имеет разное закрепление в конкретных государственных структурах, что проявляется в разнообразии форм государства. Они многовариантны и изменчивы даже при государственной власти одинаковых социальных сил (классов). Различают монархии, парламентарные и президентские республики, унитарные и федеративные государства, демократические и антидемократические политические режимы. Все формы государства - это внешнее выражение системы органов государства, их деятельности, взаимоотношений между основными элементами этой системы, в первую очередь между ее высшими и местными звеньями. Государства одного исторического типа имеют многообразие форм, так как один и тот же господствующий класс в различных странах, на разных этапах может использовать разнообразные формы государства. Обобщенно соотношение типа государства и его форм может быть выражено в двух вариантах: 1) один тип государства не исключает многообразие форм; 2) одна форма государства используется в государствах разных исторических типов. Сохранение одной формы государства при смене его типа не означает, что в этой форме не происходит никаких изменений. Рабовладельческие, феодальные и буржуазные республики - это одна форма правления с весьма значительными различиями, ибо используются разными социальными силами и в разных условиях. Вопрос выбора форм государства существенно важен не только для тех сил, которые с помощью государства организуют свое господство (лидерство), осуществляют государственную власть. Он важен для всех социальных слоев общества. Монархия или республика, их конкретные разновидности, унитарное или федеративное государственное устройство, демократические или антидемократические методы осуществление власти - выбор конкретных форм государства предопределяет систему государственных органов, принципы их организации и деятельности, а тем самым отражаются в жизни общества в правовом и фактическом положении граждан, затрагивают их интересы. На выбор новых и изменение существующих форм государства оказывают влияние разные внутренние и внешние факторы, включая ступень и своеобразие экономического развития, уровень культуры, особенно политической, опыт других стран, их влияние и даже вмешательство во внутренние дела других государств. [3, С.380] Влияние внешних факторов на формы государства может ослабевать или возрастать в конкретных исторических условиях. Фактором влияния на формы государства может быть и географическое положение страны, ее размеры, национальный состав населения, особенности социальной структуры общества, религия. Важность выбора конкретной формы государства объясняет то, что в некоторых случаях решение этого вопроса протекает в обстановке острых конфликтов (кратковременных или продолжительных), борьбы, которая может проходить в мирных и немирных формах. Жестокая, кровавая война между грузинскими республиками ломает прежнее государственное устройство. В других странах вопрос об изменении форм государства решался путем референдума. В современных условиях, под влиянием происходящих и уже состоявшихся изменений в социалистическом мире начался отказ от ряда прежних штампов, поиск новых подходов в исследовании форм государства. Ученые пересматривают классовый подход к государству и его формам, либо, отказываясь признавать его в качестве исходного постулата, либо меняя отношение к понятию «класс». Стали признавать, что формы социалистических государств не были образцами государственной организации власти народа, прикрывали реальное господство номенклатурного слоя в обществе и были по сути антинародными. Динамика, совершенствование форм государства не обязательно должны происходить путем изменения их вида. Это возможно путем изменения в использовании старых институтов.
|